Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока "Население и страны Северной Америки".

ЦЕЛЬ:

Сформировать представление об особенностях заселения материка, численности и размещении населения, многообразии расового и этнического состава, а также образ политической карты материка.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Выявить основные этапы заселения и освоения Северной Америки.

  2. Изучить состав и размещение населения на материке.

  3. Дать характеристику политической карты материка и крупнейших стран.

Развивающие:

  1. Продолжить формировать навыки и умения: анализировать картографические и статистические материалы.

  2. Совершенствовать навыки работы с картами политической и плотности населения

  3. Продолжить работу над развитием познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах

  4. Развитие памяти, воображения, умения сравнивать.

  5. Развитие коммуникативной культуры

  6. Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.

Воспитательные:

  1. Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

  2. Воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению народов Земли, к их традициям, образу жизни и обычаям.

  3. Воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЙ КОМПЛЕКС: настенные карта «Физическая карта Северной Америки», «Политическая карта мира», атласы, компьютер, мультимедийный проектор, программное обеспечение - программа из образовательной коллекции "География 7кл. Наш дом - Земля", презентация Microsoft Power Point.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА: Берингия, алеуты, эскимосы, индейцы, США, Канада, Мексика.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Проверка усвоения изученного материала.

III. Изучение нового материала:

Заселение материка

Расовой и этнический состав материка.

Особенности размещения населения.

Современная политическая карта.

Крупнейшие страны материка - США и Канада

IV. Закрепление.

V. Итоги урока. (выставление оценок).

VI. Домашнее задание.

VII. Рефлексия.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.- 1.

Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Пришла пора начать урок

- Здравствуйте, садитесь. Назовите отсутствующих.

Сегодня наш урок пройдет в форме соревнования. Вы разделились на 2 команды. Каждая команда должна выбрать капитана, это должен быть человек, который:

1. Хорошо на ваш взгляд знает географию

2. Может эффективно организовать работу группы.

Задача команд: заработать как можно больше румбиков за правильные ответы. Выигрывает та команда, которая будет наиболее активна на уроке. Команду-победительницу ждут признание класса, как лучших знатоков географии и отличные и хорошие отметки в журнал. Ваши румбики я буду складывать в эти сосуды за каждый правильный ответ.

Итак, первое задание:

Мы не можем с вами начать урок, не выяснив его тему. Чтобы узнать тему урока, вам необходимо выполнить первое задание. У вас на столах лежат листы, на них находится кроссворд, только разгадав, вы сможете назвать тему урока. Но даже, если вы уже догадались, важно правильно отгадать все его слова.

Задания кроссворда.

1. Остров в переводе с английского языка означает «Новая Земля»

2. Горная система, расположенная на юго-восточном побережье Атлантического океана

3. Крупнейший приток реки Миссисипи

4. Река, берущая свое начало с озера Виннипег, впадающая в Гудзонов залив. Открыта в 1612 году в ходе английской арктической экспедиции. Эта река названа в честь погибшего во время зимовки штурмана экспедиции.

5. Короткая, стремительная река, несущая свои воды в Тихий океан, протекая по внутренним плоскогорьям, образует глубокие каньоны.

6. Равнины, величественными ступенями гигантской лестницы, поднимающиеся к Кордильерам.

7. Залив, воды которого омывают полуостров Лабрадор.

8. Полуостров на юго-западе материка.

9. Море, омывающее южное побережье материка. Название которого упоминается в фильме о морских разбойниках.

10. Всемирно известный водопад.

11. Полуостров, далеко вдающийся в Мексиканский залив.

12. Озеро, входящее в огромную водную систему под общим названием Великие озера.

13. Горная система, расположенная восточнее Кордильер.

14. Озеро, входящее в огромную водную систему под общим названием Великие озера.

15. Величайшая гонная система Северной Америки.

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Ответы к кроссворду

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)

(При проверке сначала называют все отгаданные слова, а потом называют тему урока) Записывают на маркерной доске, доска затем переворачивается

Тема сегодняшнего урока: «Население и страны Северной Америки». Слайд

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



II. Проверка усвоения изученного материала.

1. Отгадывая кроссворд мы повторили номенклатуру карты Северной Америки, а чтобы было легче путешествовать по материку, давайте вспомним основные географические особенности Северной Америки: природу, растительный и животный мир. Слайд (кратко ответить на вопросы)

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



2. (работа с диском "География 7кл. Наш дом - Земля")- желающие. ЗАДАНИЯ 2,4. (выполняют по одному человеку от команды)

III. Изучение нового материала:

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий.
Знание истории заселения материка, многообразия расового и этнического состава населения, культуры народов открывает перед человеком целый мир - мир, который не только интересен и величественен сам по себе, который позволяет увидеть и оценить не только древние цивилизации, но и современные.

Нам предстоит: рассмотреть особенности населения и его размещения на материке; познакомиться с крупными странами Северной Америки.

1. Расы и народы Северной Америки.

- Откройте атлас страница 12- 13. Прочитайте название карты.

Какая это карта по охвату территории? (мировая)

По содержанию? (тематическая)

Найдите материк Северная Америка. Какие народы проживают на материке Северная Америка? (Дайте полный ответ)

На территории Северной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Северной Америки? (население материка - пришлое).

Учитель рассказывает о возникновении сухопутных мостов между Евразией и Северной Америкой, Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)


-

Считается, что люди в Северную Америку попали через имевшийся когда-то сухопутный мост между Евразией и Северной Америкой. Этот мост назывался Берингией. Большинство ученых считает, что Берингия возникала дважды: 35 и 25 тысяч лет назад. Примерно около 10 тыс. лет назад суша снова погрузилась в море.

Первым возникновением Берингии воспользовались предки индейцев, а при втором пришли алеуты и эскимосы.

Индейцев, алеутов и эскимосов относят к особой ветви монголоидной расы.

Сухопутный мост из Азии в Новый свет перешли не только люди, но и многие животные . Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Вопросы к учащимся:

- Найдите в атласах Берингов пролив. Какие океаны он соединяет?

Вопрос командам:

- Как вы думаете можно ли в настоящее время преодолеть расстояние между Евразией и Северной Америкой без лодки и корабля?

- в какое время года?

Запись в тетрадь:

Берингия - сухопутный мост между Евразией и Северной Америкой - исчезла 10 тыс. лет назад.

Индейцы - коренное население Северной Америки. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Далекие предки североамериканских индейцев в поисках новых и богатых охотничьих угодий расселялись по территории Северной Америки. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Выделяют племена индейцев:

- лесных охотников северо-запада,

- собирателей и охотников Калифорнии,

- племена земледельцев востока и юго-востока,

- земледельцев юго-запада.

Посмотрите на дома индейцев - это вигвам. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



К приходу европейцев в Центральной Америке существовали государства индейцев майя и ацтеков. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Индейцы составляют более многочисленную группу (примерно 15 млн. человек).

НКонспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)а алеутских островах живут коренные жители Северной Америки алеуты. Общая численность алеутов до 5 тысяч человек. Промысел котиков, каланов, китов, сивучей достиг у алеутов совершенства. Слайд




Предки современных эскимосов появились позднее. Так как южные районы уже были заняты, они начали осваивать арктические и субарктические территории. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Эскимосы живут на Аляске, на севере Канады и в Гренландии. Эскимосы создали особую арктическую культуру охотников и рыболовов. Научились добывать пищу в суровых условиях тундры. Одно из самых замечательных изобретений эскимосов - сферический дом из снежных кирпичей - иглу. Слайд

Численность этого народа около 60 тыс. человек.

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)


Запись в тетрадь:

Коренные народы Северной Америки: алеуты, эскимосы, индейцы.

Основную часть населения Северной Америки составляют выходцы из разных стран Европы: американцы США, англо- и франко-канадцы. Большая часть населения говорит на английском языке. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Запись в тетрадь:

С 16 века происходит заселение материка европейцами. Земли Северной Америки были колониями Испании, Англии, Франции, России.

Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



- Кто скажет, каким образом на материке появились африканцы? Слайд (ответы учащихся)

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)


Европейцы вводили в Америку африканцев, обращая их в рабство. Рабы-африканцы подвергались жесточайшей эксплуатации. Афроамериканцы оказали большое воздействие на быт и культуру американского юга.

На юге проживают выходцы из Испании.

2. Плотность населения материка.

- Как можно определить среднюю плотность населения материка?

Численность населения: площадь материка = средняя плотность населения. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Население Северной Америки составляет более 450 млн. человек и поэтому показателю она уступает Евразии и Африки.

Задание командам: вычислите среднюю плотность населения.

450 млн : 24,2 млн км² = 18,59 чел на км²

Вопрос командам: Работаем по карте атласа стр.12-13: Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



1. Определить районы Северной Америки, имеющие самую большую плотность населения.

Чем вызвана высокая плотность населения в этих районах?

2. Определить районы Северной Америки, имеющие низкую плотность населения. Ответ обоснуйте.

3. Есть ли в Северной Америке незаселенные территории. Чем это объясняется? (природными условиями)

Вывод: Размещение населения в Северной Америке зависит, прежде всего, от истории заселения материка и его природных условий. Наиболее заселена южная половина материка. Высока плотность населения и в восточной части, где оседали первые поселенцы из европейских стран. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)




В этих частях Северной Америки располагаются и крупные города материка - Назовите крупные города. (Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия )и другие. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)

Обозначьте их на контурной карте (работа в контурной карте)



Редко заселены северные и горные области. Слайд

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)




3. Политическая карта Северной Америки.

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)



Задание командам: Данное задание выполняют 2 человека - капитан команды, который выбирает себе помощника.

Построить диаграмму: на столе у вас данные по численности населения 4 стран Северной Америки, (данные на листах для построения диаграмм)

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)




Капитаны организовывают работу так, чтобы выполнить ее как можно быстрее и правильно.

Канада - 33 млн. чел.; США- 298 млн. чел; Мексика -107 млн. чел;

Куба -11 млн. чел

площадь

Канада - 9976 тыс. км².; США- 9628 тыс. км²; Мексика - 1973 тыс. км²; Куба - 111 тыс. км²

Ваша задача не только построить диаграммы, но и проанализировать их

Остальные члены команд работают по политической карте мира.

Откройте политическую карту мира. Страницы 10-11.

Какая это карта по охвату территории? (мировая) А по содержанию? (тематическая)

- Как группируются страны по особенностям их географического положения? (приморские, полуостровные, островные и страны - архипелаги.)

- По положению на материке выделяют страны: приморские и континентальные. Назовите страны, не имеющие выхода к морю или океану.

(- континентальных нет).

- Назовите приморские страны:

- Еще страны группируются по величине их территории и численности населения.

- Какие страны выделяются по площади? (показать на карте)

Диаграммы вывешиваются на доску.

Сравним данные диаграмм. Какой вывод можно сделать?

(Канада на 1 месте по площади, но на втором месте по численности, США - на втором месте по площади и на первом месте по численности),

можете вы определить лидера по плотности населения?

(Канада-3,3, США-31, Мексика - 54, Куба - 99)

На материке находится самая развитая в мире страна - США. Ее территория состоит из трех частей: основная территория, Аляска и Гавайские острова.

К северу от основной территории США расположена одна из самых развитых стран в мире, страна - кленового листа - Канада. К югу от США находится Мексика. На острове Куба и прилегающих к нему островах расположено государство Куба.

Задание командам:

Задание: Дайте характеристику природы, населения и хозяйства страны, используя следующий план: (задание в конверте )

1. Название страны и её столица (подписать)

2. Физико-географическое положение страны:

а) с какими странами граничит; (подписать)

б) положение по отношению к морям и океанам; (подписать)

3. Природные особенности страны:

а) рельеф (подписать) и полезные ископаемые (наклеить усл. знаки);

б) климат (наклеить усл. знаки) и внутренние воды;

4. Население и его хозяйственная деятельность:

а) состав населения (основные народы) (наклеить усл. знаки)

б) хозяйственная деятельность и особенности быта; (наклеить усл. знаки)

Оформить проект используя текст учебника, карты атласа. ( используя рисунки, иллюстрации, значки).

Вам необходимо наклеить на контур страны условные знаки и составить по нему рассказ - описание страны.

1 команда - США, 2 команда- Канада.

Подведение итогов соревнования.

- Молодцы! Справились с заданием.

1 команда набрала _ румбиков,

2 команда набрала _ румбиков

Выводы урока

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)




1. В Северной Америке в настоящее время проживают представители 3-х рас:

  • монголоидной - индейцы, эскимосы, алеуты;

  • европеоидной - потомки переселенцев из Европы;

  • экваториальной - потомки африканцев-рабов, вывезенные в 17-18 вв.

Население распределено по территории материка неравномерно.

США экономически мощная, богатая держава мира.

В США развиты все виды промышленности.

Канада - самая большая страна по площади, развитая страна.

IV. Домашнее задание.

Р- § 57,58;

К- зад.1-2 стр.224;

П- зад.2 стр.228. (опер.зад.): подготовить дополнительный материал к практической работе о странах Северной Америки, для составления проекта возможного путешествия по странам континента

VII. Рефлексия. Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом: (на листочках )

Определи собственные знания и умения по изученной теме: (отметь нужное)

1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)».

Отметьте свое настроение в начале урока

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)

отличное хорошее плохое

Отметьте свое настроение в конце урока

Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)Конспект урока географии “Население и страны Северной Америки”. (7 класс)

отличное хорошее плохое

Благодарю, ребята за работу на нашем уроке!!

РЕЗЕРВ

А сейчас вне нашего соревнования ко всем: вопрос творческого характера

Как вы представляете себе жизнь коренного населения, если бы не произошло заселение материка европейцами?

14

© 2010-2022