Программа по географии 6-10 классы (VIII вид)

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по географии VIII вид.

6-10 классы.

350 часов, 2 часа в неделю.


Пояснительная записка.

В основе составления данной программы использованы «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы» Сборник 1.

Под редакцией В.В.Воронковой.

Допущено Министерством образования Российской Федерации. М.,2001.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития коррекции познавательной деятельности умственно отсталых глухих и слабослышащих детей. На уроках они наблюдают за изменениями в природе, сравнивают изучаемые объекты и явления, учатся анализировать, находить причинно-следственные связи. Географическая карта и другие наглядные материалы способствуют развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, развивает связную речь.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека.

  • Духовно- нравственное развитие и воспитание личности ребенка.

Основными задачами реализации курса являются:

  • Формирование уважительного отношения к семье, к своему населенному пункту, к России ее природе и культуре.

  • Осознание ценности и целостности , и многообразия окружающего мира.

  • Формирование психологической культуры и безопасного взаимодействия в социуме.

  • Формирование речи и социализация в обществе выпускника.

География имеет много тем с другими предметами: естествознанием, историей, рисованием и другими.

Программа по географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах). Ряд тем усложняется и расширяется от 6 к 11 классу. Это способствует более полному усвоению материала умственно отсталыми глухими и слабослышащими учащимися элементарных географических знаний.

Место курса в базисном плане.

На изучение курса «Географии» в каждом классе отводится 2часа в неделю. Программа рассчитана на 350 часов:

6 класс - «Начальный курс физической географии»

7 класс -«География России. Природа нашей Родины»

8-9класс - «География материков и океанов».

10 класс - «География материков и океанов. Государства Азии».

«География Воронежской области».

11класс - «География России».

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Основной материал посвящен изучениюгеографии России. Подбор материала в 11 классе предусматривает углубление и систематизацию знаний о России. В содержании выделены два основных блока - это общая характеристика России и характеристика географических районов России. Особое внимание направлено на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях позволяетточнее увязать преподавание географии с жизнью.

Резерв используется для экскурсий, наблюдений, знакомством с родным краем.

Содержание программы.

6 класс - «Начальный курс физической географии»

70 часов,2 часа в неделю.

Введение. (4часа).

Что изучает география. Наблюдения за высотой Солнца, Географические сведения о своей местности. Сезонные изменения природы, признаки времен года. Географические сведения о своей местности, о труде населения.

Ориентирование на местности. (5часов)

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Компас и правила им пользования.

План и карта. (10часов)

План местности. Условные знаки на плане местности и карте. Масштаб карты. Значение карты в жизни и деятельности людей.

Формы поверхности Земли. (4часа)

Изображение поверхности Земли на карте. Равнины и горы, их различие по высоте.

Овраги и их образование. Холмы.

Вода на Земле. (7часов)

Океаны и моря. Суша вокеане. Крупные острова и полуострова. Поверхностные воды: река и ее части. Озера, и водохранилища. Как люди используют реки. Водоемы нашей местности. Как люди используют воды суши и океана.

Земной шар.(14 часов)

Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты Солнечной системы. Глобус - модель Земного шара. Условные линии на глобусе и карте. Физическая карта полушарий. Материки. Первые кругосветные путешествия. Русские первооткрыватели. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Пояса освещенности. Природа поясов, различие растительного и животного мира.

Карта России.(21час)

Положение России на глобусе и карте. Столица России - Москва. Сухопутные границы России. Океаны и моря, омывающие Россию. Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны: горы: Кавказские, Уральские, Алтай, Саяны; равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Реки, озера России: Волга, Дон, Обь, Енисей, Лена, Байкал и их охрана.

Воронежская область на карте.



Практические работы:

  • Наблюдение за погодой.

  • Ведение и чтение календаря погоды.

  • Зарисовка линий сторон горизонта.

  • Схематическая зарисовка компаса.

  • Определение сторон горизонта по Солнцу и компасу.

  • Ориентирование по компасу.

  • Изготовление топографического лото.

  • Чтение простейшего плана местности.

  • Определение направлений и расстояний по плану.

  • Вычерчивание простейших планов.

  • Зарисовка форм рельефа.

  • Моделирование из пластилина, глины форм рельефа.

  • Показ на физической карте форм поверхности, различных водоемов.

  • Зарисовка схемы реки, озера, острова, полуострова.

  • Изготовление из пластилина модели Земного шара с обозначением экватора и полюсов.

  • Наблюдение с помощью теллурия смены дня и ночи.

  • Оформление таблицы названий материков и океанов.

  • Вычерчивание схемы поясов освещенности.

  • Распределение растений и животных по соответствующим поясам.

  • Обозначение границ России и приграничных государств на контурной карте.

  • Обозначение гор, равнин, рек, озер на контурной карте России.

  • Просмотр слайдов, видеофильмов о природе Земли и России. Экскурсии.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

  1. Называть и показывать:

  • Горизонт, стороны горизонта.

  • Основные направления на плане и карте.

  • Масштаб.

  • Форму Земли

  • Полюса, экватор.

  • Материки, океаны.

  • Условные цвета и знаки карты.

  • Основные формы земной поверхности.

  • Части Мирового океана.

  • Виды водоемов.

  • Пояса освещенности Земли.

  • Географические объекты, предусмотренные программой.

Уметь:

  • Определять стороны горизонта на местности по Солнцу и компасу.

  • Находить расстояния и направления по плану и карте.

  • Особенности рельефа, водоемов.

  • Делать схематические зарисовки.

  • Обозначать на контурной карте географические объекты.

7 класс - «География России. Природа нашей Родины»

70часов, 2часа в неделю.

Раздел 1. Особенности природы и хозяйства России.(17часов)

Географическое положение России. Россия на карте мира. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России.

Разнообразие рельефа и полезные ископаемые.

Климатические пояса и типы климата России. Водные ресурсы. Численность населения. Народы России.

Промышленность - основа хозяйства. Особенности сельского хозяйства.

Раздел 2. Природные зоны России. (45часов)

Зона арктических пустынь. (2часа)

Зоны тундры(7часов)

Лесная зона.(17часов)

Зона степей.(8часов)

Зона полупустынь и пустынь.(6часов)

Субтропики.(2часа)

Природные зоны России рассматриваются по плану:

- положение на карте

- рельеф и полезные ископаемые

- климат

-реки и озера

- растительный и животный мир

- хозяйство, население

- крупные города

- охрана природы.

Высотная поясность в горах.(3часа)

Особенности природы и хозяйства: Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

Практические работы:

  • Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

  • Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для природной зоны растений и животных.

  • Определение по картам представителей растительного и животного мира природных зон.

  • Просмотр слайдов, видеофильмов о природных зонах России, населении и его хозяйственной деятельности.


Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

  1. Называть и показывать:

  • Россию на карте мира.

  • Границу и приграничные государства.

  • Основные формы рельефа страны.

  • Климат России.

  • Водные ресурсы.

  • Природные зоны России.

  • Типичных представителей растительного и животного мира.

  • Крупные города и занятия населения.

  • Правила поведения в природе.

  • Уметь:

  • С помощью картыопределять типичных представителей растительного и животного мира природных зон.

  • Находить географические объекты и наносить их на карту.

  • Устанавливать взаимосвязь между природными компонентами.

  • Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятием населения.

  • Принимать участие в охране окружающей среды

  • Правильно вести себя в природе.

8-9 класс - «География материков и океанов».

140 часов, 2 часа в неделю.

Введение(2часа)

Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Океаны (9часов).

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны.

Размеры. Моря, острова и полуострова. Климат океанов. Растительный и животный мир. Хозяйственное значение. Экологические проблемы.

Материки: Африка (20часов)

Австралия (12часов)

Антарктида(6часов)

Южная Америка(16часов)

Северная Америка(17часов)

Евразия. Природа Евразии(16часов)

Изучение материков проводится по плану:

- географическое положение.

- разнообразие рельефа, климата и природных условий.

- природные зоны и представители растительного и животного мира зон

- население

- страны и основное занятие населения.

Население и страны Евразии.

Государства Европы (25часов).

Политическая карта Европы. Государства Европы. Население и быт народов Европы.

Северная Европа: Норвегия, Швеция, Финляндия.

Западная Европа: Великобритания, Франция, Германия.

Южная Европа: Италия, Испания, Португалия, Греция, Югославия.

Восточная: Польша, Чехия, Румыния.

Новые Независимые государства: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдова.

10класс - «География материков и океанов. Государства Азии».

«География Воронежской области»

70 часов, 2 часа в неделю.

Государства Азии (24часа).

Политическая карта Азии. Государства Азии. Население и быт народов Азии.

Центральная Азия: Казахстан, Среднеазиатские республики, Монголия.

Юго - Западная Азия: страны Закавказья, Турция, Иран, Афганистан.

Южная Азия: Индия.

Восточная Азия: Китай Япония.

Юго-Восточная Азия: Вьетнам, Лаос.

Россия - крупнейшее государство Евразии (5часов).

Сухопутные и морские границы России. Административно - территориальное деление России. Столица. Крупные города. Достопримечательности нашей Родины.

Практические работы:

  • Обозначение морей, островов и полуостровов на контурной карте океанов.

  • Обозначение береговой линии материков на контурных картах.

  • Определение крупных форм рельефа, рек, озер и нанесение на контурную карту.

  • Определение географического положения страны по картам.

  • Обозначение стран и их столиц на контурных картах.

  • Определение по картам типичных представителей растительного и животного мира.

  • Зарисовка в тетрадях наиболее типичных представителей растительного и животного мира природных зон.

  • Составление альбома «По странам Европы»

  • Определение столиц республик России.

  • Просмотр слайдов, видеофильмов о природе материков, населении и его хозяйственной деятельности, о странах.

  • Работа в Интернете.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

Называть и показывать

  • Материки

  • Океаны

  • Основные формы рельефа материков

  • Внутренние воды

  • Природные зоны

  • Представителей растительного и животного мира

  • Крупные государства и их столицы

  • Границы, символику России.

  • Показывать Россию на политических картах мира.

Уметь:

  • Определять по карте географическое положение и очертание берегов материка.

  • Давать элементарное описание природы

  • Находить на карте изученные государства

  • Переносить географические объекты на контурную карту.

  • По иллюстрациям узнавать отдельные города Евразии.

«География Воронежской области» (35часов).

История возникновения.

Положение на карте России и мира. Границы.

Рельеф и полезные ископаемые. Климатические условия. Предсказания погоды по местным признакам. Народные приметы.

Почвы нашей местности. Охрана почв.

Реки, пруды, озера Воронежской области. Водоснабжение нашего города питьевой водой, минеральные источники. Охрана водоемов.

Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растительного мира.

Животный мир нашей местности. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Графский заповедник.

Население нашей местности. Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы.

Промышленность Воронежскойобласти.Ближайшие промышленные предприятия.

Специализация сельскогохозяйства.

Транспорт нашего края. Архитектурно - исторические и культурные памятники нашего города и области.

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте приграничных областей, форм рельефа, полезных ископаемых, рек, наиболее распространенных растений и животных.

  • Зарисовка растений и животных Воронежской области.

  • Запись названий центральных улиц.

  • Прокладывание маршрута по картам из дома до школы.

  • Составление картосхемы промышленности Воронежской области.

  • «Экологическийдесант» - работа в школьном саду.

  • Экскурсии по городу Воронежу.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Особенности географическогоположениясвоейместности.

  • Типичных представителей растительного и животного мира области.

  • Соблюдать правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях.

  • Маршрут поездки от школы до дома.

Должны уметь:

  • Находитьпо карте город Воронеж.

  • Узнавать по иллюстрациям центральные улицы.

  • Называть культурные центры и памятники города.

  • Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своего края.


© 2010-2022