Зарождение географии. 5 класс ФГОС

Материал дан по теме «Зарождение географии» для 5 класса в рамках ФГОС. В конспекте урока содержатся дидактическая цель, цели по содержанию: образовательные, развивающие, воспитательные; планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные, универсальные учебные действия.Урок представлен следующими этапами:1. организационно-мотивационный2. процессуально-содержательный3. закрепление4. рефлексивный5. обьяснение домашнего задания.В конспекте урока даны ссылки на просмотр фрагментов видеоф...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель географии Миронова Ирина Александровна

МОУ Труслейская СОШ, Инзенский район

5 класс, учебник А.А. Летягин «География. Начальный курс»

Тема урока: «Зарождение географии»


Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о древних географах, и каким образом они изучали Землю.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: Развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации действия модели

Метапредметные: работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; создавать модели для решения учебных и познавательных задач, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные: строить модель, с помощью которой возможно увидеть, как территория освещается Солнцем, понять принцип действия солнечных часов, использовать понятия: «географический объект», «географические процессы и явления» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, способность к самостоятельному приобретению новых знаний; умения управлять своей познавательной деятельностью, организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок-исследование

Формы организации деятельности учащихся: работа с текстом, иллюстративный метод, практический метод, исследовательский метод, индуктивный метод.

Оборудование: учебник стр. 8-10, видеофрагменты. Карта Древнего Египта Школа географа- следопыта, гномон.

Ход урока

1.Организационно - мотивационный этап урока

Цель: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. На прошлом уроке вы познакомились с новой наукой «географией» и установили, что географические знания нужны каждому современному жителю Земли. А каким образом шло накопление этих знаний?

-Какими методами осуществлялось познание Земли?

- Кто первым стал их собирать и фиксировать, передавать другим? Кто ее прародитель? (учащиеся называют различные имена географов, путешественников)

-Как зародилась одна из древнейших наук, которая вплоть до 18 века была синонимом учености?

- Какие дети и внуки сегодня у географии? ( учащиеся высказывают предположение о науках, которые относятся к современной географии)

Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим.

- Нам предстоит узнать, кем были древние географы, и каким образом они изучали Землю? ( называют известные из начальной школы имена древних географов и высказывают свои предположения по поводу способов изучения)

- Можно ли без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли? (учащиеся высказывают свое мнение и предлагают всевозможные способы)

2.Процессуально - содержательный этап урока

Учитель: какие заслуги Эратосфена позволили ему получить титул «отца географии»? Просмотрите фрагменты фильма и выберите заслуги Эратосфера в развитии географических знаний.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ

Учащиеся: Выделяют в тексте «Зарождение географии» с.8 учебника необходимые данные:

1. Стал использовать термин география

2. Высказал идею шарообразности Земли

3. Изобрел способ измерения размеров Земли

4. Вычислил длину экватора и радиуса Земли.

Дополнение учителя:

«Географика» : 1 часть история географии от эпохи Гомера

2 часть - основы математической географии

3 часть - описание суши по последним сведениям

- Древние способы доказательства шарообразности Земли

Учитель: Построить модель и провести необходимые действия, подтверждающие шарообразность Земли?

Учащиеся: - Изготавливают модель по инструкции в учебнике с. 8-9 «Школа географа-следопыта»

- Используют модель в действии

Учитель: Просмотрите фрагмент из фильма (8 мин. весь), демонстрирующий математические расчеты определения радиуса Земли. youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ

Учащиеся: Проводят необходимые измерения и делают выводы.

- Измерение радиуса Земли

Учитель: Каким образом Эратосфен смог определить размеры Земли?

Учащиеся: Высказывают свои предположения

- Слушают сообщение одноклассника или учителя об историческом факте из жизни Эратосфена (на основе ресурсов-Интернет и Детской энциклопедии) и делают записи в тетради

3.Этап закрепления

Вопросы для беседы:

- Кто является основателем географии?

- Почему именно он?

- Какие еще заслуги этого древнегреческого мыслителя вам известны?

- Какими способами можно доказать шарообразность Земли?

(Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют заслуги Эратосфена, описывают способ Эратосфена)

Учитель: Проведенное исследование о возможности без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли позволило нам установить, что познание Земли в древности требовало …

Учащиеся: Высказывают мысль о наблюдении за изменениями и об использовании математических способов познания (измерений)

4.Рефлексивный этап урока

Прием «Листовка» или «Анкета-газета»

На предложенном листе выразите свое отношение, дайте оценку состоявшейся работы в виде:

рисунка, дружеского шаржа, карикатуры.

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание:

  1. Найти в тексте (параграф 1 с.8) и выписать в тетрадь имя основателя географии, годы его жизни и основные его заслуги в развитии географических знаний.

(Учащиеся читают текст и заполняют таблицу «Вклад античных мыслителей в развитие географии» соответствующими данными

Имя ученого

Период

Вклад


Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

  1. Составить сообщение о заслугах одного из античных мыслителей в развитие географической науки (Аристотель, Птолемей Герадот)

(Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы

- выбирают необходимый материал и составляют сообщение

- Подготовить презентацию к сообщению «Вклад … в изучение Земли».



© 2010-2022