Программа элективного курса по географии 9 класс Рекреационная география

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3»



«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор ______________Шагай Л.А.

Приказ № __от «___» ________2015 г.



Программа элективного курса

«Рекреационная география»



для 9 классов

Сроки реализации: с 1 сентября 2015 года по 30 декабря 2015 года







Рабочая программа составлена в рамках предпрофильной подготовки учащихся по географии.



Разработчик программы: Иванова Татьяна Кирилловна

учитель географии, высшая квалификационная категория







«РАССМОТРЕНА»:

на заседании ШМО

Протокол № _ от «__» _____2015г.

Руководитель _________Иванова Т.К.

«СОГЛАСОВАНА»:

Зам. директора по УВР ______Соловьева С.В.

«___» ______________2015г.

Пояснительная записка

Программа курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 9 классов.

Рекреационная география - это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).

Рекреационные ресурсы предназначены для обслуживания людей во время отдыха (рекреация от латинского «восстановление», синоним термина «отдых» - восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых, самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления. Как системная, интегрирующая наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин (экономики, медицины, социологии, культуры, психологии, биологии, спорта и др.) рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе географии.

Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует её экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров и т.д.

Цели курса:

усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.

Задачи курса:

  • Углубление знаний и расширения кругозора обучающихся в области географии.

  • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.

  • Вовлечение в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.

  • Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения рекреационных объектов.

  • Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

В последние десятилетия в области рекреационной географии начался настоящий бум, в основе которого лежат вполне конкретные экономические, социальные и др. причины. Это прежде всего НТР, с которой связан совершенно иной уровень производительных сил. Это и глобальный феномен урбанизации, заставляющий жителей больших городов искать отдых в других местах и странах. Это и «транспортная революция», и общее повышение уровня жизни, увеличение продолжительности отпусков и доходов, общий рост культуры, вызывающий развитие познавательных потребностей людей, повышение роли рекреационных ресурсов для лечения и восстановления здоровья. В связи с этим, значительные масштабы приобретает подготовка специалистов в области туризма и отдыха.

Данный курс может рассматриваться как универсальный курс, и предложен слушателям разных профилей: социально-экономического, гуманитарного, естественнонаучного и других.

Курс способствует развитию у учащихся географического мышления, формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, её роли в удовлетворении насущных потребностей людей, в данном случае - в отдыхе, в восстановление сил и духовном развитии, углублении знаний в изучении интеграции наук как познание единства природы и человека, знакомит учащихся с профессиями, которые связаны с рекреационной географией, учит работать с разными источниками информации и выполнять творческие работы.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- соотношение понятий «отдыха» и «рекреация»:

- виды рекреационной деятельности;

- соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;

- ТРС, методы изучения ТРС;

- главные рекреационные районы мира.

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своём регионе;

  • Давать на основе различных источников характеристику туристических центров и маршрутов.

Содержание курса предполагает работу индивидуальную и коллективную, использование практических, семинарских, лекционных, экскурсионных форм обучения.

Основной формой проверки и оценки знаний является участие в семинарах, тестирование, составление творческих проектов, участие в экскурсиях и походах, анализ исторических и географических карт, анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений с использованием различных источников знаний.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 час)

Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки. Появление и становление этой отрасли географии. Задачи и содержание рекреационной географии. (4 ч.)

Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация (1 час)

Лекция: Виды рекреационной деятельности (1 час)

Самостоятельная работа: Составление плана схемы «Виды туризма»

Семинар: Отдых как основа особой отрасли экономики (1 час)

Урок-практикум: Практическая работа №1 (1 час)

Тема 2. Территориальные рекреационные системы (ТРС) как объект изучения рекреационной географии. (4 ч.)

Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). Подсистемы (ТРС) (1 час).

Самостоятельная работа: Составление классификации ТРС по различным признакам.

Лекция: Методы изучения ТРС (1 час)

Лекция: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС (1 час)

Самостоятельная работа: Составление карты-схемы «Воздействие человека на окружающую среду во время отдыха».

Семинар: Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки (1 час).

Тема 3. Рекреационные ресурсы мира и России (5 ч.)

Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика. (2 часа)

Самостоятельная работа: Выявление и нанесание на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха.

Урок-практикум: Практическая работа №2 (1 час)

Урок-практикум: Практическая работа №3 (1 час)

Семинар: Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов (1 час)

Тема 4. Участие школьников в рекреационных исследованиях (2 часа)

Урок-практикум: Практическая работа №4 (1 час)

Урок-практикум: Практическая работа №5 (1 час)

Заключительное занятие (1 час)

Практическая работа.

  1. Разработка комплекса организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.

  2. Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью: социально-культурной или медицинской.

  3. Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.

  4. Выявление рекреационных ресурсов и территорий Гатчинского района, Ленинградской области и города СПБ. Оценка их состояния. Определение их рекреационной ёмкости. Установление защитных мер охраны рекреационных ресурсов и ландшафтов. Нанесение на карту-схему области рекреационных ресурсов.

Тема 1. Рекреационная география
как одно из направлений современной географической науки
Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация.
Учащиеся знакомятся с рекреационной географией современной географической науки, появлением и становлением этой отрасли географии.
Соотношение понятий «отдых» и «рекреация». Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха большой части населения в современном урбанизированном и экономически неблагоприятном мире.
Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.
Лекция: Виды рекреационной деятельности.
Учащиеся знакомятся с требованиями к среде для организации различных видов отдыха. Наиболее общие свойства среды, соответствующие требованиям многих видов отдыха: комфортность, эстетичность качества, доступность, устойчивость, возможность для организации разнообразной рекреационной деятельности.
Особые условия, необходимые для некоторых видов отдыха: альпинизма, зимнего и водного спорта, восстановления здоровья и сил больных людей.
Туризм как особый вид активного отдыха, требования к среде для организации различных видов туризма, наличие экскурсионных объектов как одно из важных условий для организации туризма.
На семинаре «Отдых как основа особой отрасли экономики» группы представляют результаты исследования, проведенного на основе анализа географических карт, а также статистических материалов по таким проблемам, как «Организация обслуживания отдыхающих и необходимые для этого экономические предпосылки» и «Соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства».
На уроке-практикуме по этой теме учащиеся выступают в роли администраций туристических предприятий и разрабатывают комплексы организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.
Тема 2. Территориальные
рекреационные системы как объект изучения
рекреационной географии
Лекция: Территориальные рекреационные системы. Подсистемы ТРС.
Раскрываются основные свойства территориальных рекреационных систем. Комфортность как необходимое условие для людей во время отдыха. Понятие о физиологичной и психологической комфортности. Устойчивость среды к рекреационным воздействиям как одно из важных условий функционирования ТРС. Классификация ТРС по различным признакам: сложности устройства, территориальной приуроченности, назначению, основным признакам.
Лекция: Методы изучения ТРС.
Учащиеся знакомятся с методами определения рекреационных потребностей. Свойства природной среды, определяющие степень ее рекреационной благоприятности. Роль природы в формировании положительных эмоций, необходимых для положительного отдыха. Понятие о рекреационных условиях. Памятники природы как экскурсионные объекты.
Методы изучения рекреационных свойств природной среды.
Методы определения доступности территорий, предназначенных для организации ТРС.
Выявление и оценка существующей сети учреждений обслуживания отдыхающих и возможностей для расширения этой сети.
Выявление трудовых ресурсов для обслуживания учреждений отдыха и предоставления услуг, необходимых отдыхающим. Определение возможностей для снабжения отдыхающих продовольствием и другими товарами местного производства и для их доставки.
Лекции: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС.
Раскрывается необходимость поддержания среды для отдыха в состоянии, обеспечивающем минимально возможный уровень вредных воздействий на человека.
Воздействие человека на среду во время отдыха. Роль различных видов рекреационной деятельности в нарушении состояния природных территориальных комплексов. Нарушение естественного состояния природы в процессе формирования и функционирования ТРС.
Понятие о рекреационной дигрессии (ухудшении свойств) ПМК и ее стадиях. Методы определения стадии рекреационной дигрессии.
Меры защиты ПМК от рекреационной дигрессии.
На семинаре «Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки» учащиеся разрабатывают комплекс мер по улучшению рекреационных свойств окружающей среды. Создание культурных ландшафтов, их рациональное использование в рекреационных целях. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп в пределах особо охраняемых территорий.
Меры защиты ПМК от рекреационной дигрессии.
На семинаре «Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки» учащиеся разрабатывают комплекс мер по улучшению рекреационных свойств окружающей среды. Создание культурных ландшафтов, их рациональное использование в рекреационных целях. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп в пределах особо охраняемых территорий

Тема 3. Рекреационные ресурсы мира
Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика.
Учащиеся узнают о главных рекреационных районах мира:
побережья морей и океанов с благоприятными климатическими условиями, закономерности их распределения на земном шаре.
Доступность для отдыхающих разных контингентов и стран.
Горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Проблемы, возникающие при организации отдыха в этих районах.
Рекреационные районы по берегам рек и озер.
Районы, богатые природными и культурными достопримечательностями. Их использование для организации туризма.
Экзотические условия, привлекающие людей во время отдыха.
Развитие туризма в труднодоступных районах континентов и регионов, в полярных странах и т. п.
На уроке-практикуме учащиеся анализируют различные виды карт, путеводителей, рекламных буклетов и другую литературу для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной или медицинской; спортивно-оздоровительного путешествия - и обосновывают свой выбор.
На семинаре «Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов» учащиеся представляют районы, которые могут быть использованы для организации отдыха при условии улучшения их рекреационных свойств. Создание зон отдыха межобластного и областного значения в густонаселенных районах, их рациональное размещение.
Рекреационные зоны вокруг населенных пунктов. Рекомендации по рациональному природопользованию в их пределах. Меры по улучшению рекреационных свойств среды для отдыха вблизи населенных пунктов

Тема 4. Участие школьников в рекреационных исследованиях

Данная тема состоит из уроков-практикумов, где наряду с теоретическими материалами учащиеся на практике выявляют рекреационные ресурсы своей местности. Дают оценку их состояния. Определяют их рекреационную емкость.
Наносят на карту-схему области рекреационных ресурсов и территории своей местности.
Дают оценку рекреационного потенциала Гатчинского района.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Рекреационная география». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые могут быть включены в портфолио.
Также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.
Содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
 анализ географических карт;
 анализ статистических данных:
 составление карт, схем, графиков и комментариев к ним;
 составление таблиц и классификаций;
 подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.
Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой.

подг

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

Всего часов



лекции



практикумы



семинары

Форма

контроля





1

Введение

1

1



2

3

4

5

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки.

4



2



1



1

Самостоятельная работа, участие в семинаре



6

7

8

9

Территориальные рекреационные системы (ТРС) как объект изучения рекреационной географии.

4



3




1

Самостоятельная работа, участие в семинаре



10

11

12

13

14

Рекреационные ресурсы Мира и России

5


2


2


1

Самостоятельная работа, участие в семинаре

15

16

Участие школьников в рекреационных исследованиях

2



2

Отчёт о проделанной работе

17

Итоговое занятие

2


2

Тестирование


Итого:

17


Литература:
1. Александрова А. Ю. География международного туризма // География в школе. - 2003. - № 4.
2. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс. - М., 2002.
3. Веденин Ю. А. Рекреационная деятельность и экология человека. - М., 1988.
4. Герасимова И. П., Преображенский, B. C. Основы конструктивной географии. - М., 1986.
6. Даринский А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. - 1994. - № 2.
8. Максаковский В. П. Методическое пособие для учителя «Экономическая и социальная география мира». - М., 2002.
9. Мироненко Н. С., Бочкарева, М. М. Рекреационные системы. - М., 1986.
10. Тивяков С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Гатчине // География в школе. - 2001. - № 3.
11. Чермисин П. А. Виды современного туризма // География в школе. - 2003. - № 6.
12. Хильченко Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе. - 2003. - № 4.






© 2010-2022