Урок по географии на тему Движения воды в океане (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Движение вод в океане.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с основными движениями воды в Мировом океане.

Задачи: 1. формирование понятий «ветровые волны», «цунами», «приливы и отливы»;

2. развитие логического мышления, умения работать с текстом учебника и картами атласа;

  1. формирование познавательного интереса и любознательности к изучению природы методами естественных наук.


  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи, океан открытий.

2.Актуализация знаний. Но мы не можем плыть по океану знаний, не вспомнив основные понятия, связанные с Мировым океаном. Проведем тестирование:

Поменяйтесь с соседом по парте и проведем взаимопроверку. (слайд 2)

На экране правильные ответы: 1в,2а, 3г, 4б, 5б. Каждый верный ответ - 1 балл. Оцените своего соседа.

Кто доволен результатами работы? Кто не очень?

3.Открытие новых знаний.

Я думаю, что мы успешно можем продолжить наше плавание по океану Знаний.

Сегодня на адрес нашей школы пришло письмо, в котором указана тема сегодняшнего урока. Для того чтобы ее сформулировать необходимо разделить все термины на группы. (работа на доске):

  1. море, залив, пролив, архипелаг, полуостров.

  2. температура, соленость, промилле.

  3. ветровые волны, цунами, приливы и отливы.

Что объединяет эти группы? Мировой океан

Что объединяет слова в каждой группе. Как можно назвать группы.

  1. Части МО.

  2. Свойства вод.

  3. движения воды в МО.

О какой из этих групп у вас меньше всего информации? (Движения воды)

Какие будут предложения? Рассмотреть движения воды сегодня на уроке.

Итак, тема урока «Движения воды в МО»

Как бы вы сформулировали цель урока? познакомиться с основными видами движений воды в МО.

Составим план урока.

Откуда берутся в море волны?

Почему движутся волны?

Какие они бывают?

Как использует их человек?

Этапы урока: 1. Виды движений. 2.Причины возникновения. 3.География их действия. 4. Использование человеком.

Как мы будем решать поставленные задачи?

(Работать в парах или группах, думать самостоятельно, работать с учебником, картами)

3. Изучение нового материала. Исследовательский этап

Для того чтобы ответить на вопросы, которые мы с вами обозначили, мы проведём научное расследование. В нашей кают - компании находится 6 столов. Я предлагаю вам объединится в научно- исследовательские группы.

Вспомним правила работы в группе:

Откроем наши судовые журналы и приступим к исследованиям.

1 группа

Вашей группе предлагаем провести расследование на тему: «Что такое ветровые волны»?

2 группа

Вашей группе предлагаем провести расследование

на тему: «Части волны»

3 группа

Вашей группе предлагаем оценить волнение моря.

4 группа

На наш судовой компьютер пришло электронное письмо

от путешественников с судна «Океан». Помогите узнать, что это за природное явление? Какова природа его происхождения?

5 группа

На наш судовой компьютер пришло электронное письмо

от путешественников с судна «Горизонт». Помогите узнать, что это за природное явление? Какова природа его происхождения?

6 группа

На наш судовой компьютер пришло электронное письмо

от путешественников с судна «Горизонт». Помогите узнать, что это за природное явление? Какова природа его происхождения?

Работают 7-10 мин.


Отчеты групп.

Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора -

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят…

- отчет 1 группы.

- отчет второй группы.

Вы наблюдали, наверное, что волны бывают разные по размеру. Как вы думаете, от чего это зависит? Как оценивается волнение в океане нам расскажут ребята из 3 группы.

-отчет 3 группы. Слайды.

Как вы думаете, самые высокие волны можно наблюдать у берега или на просторах океана. В правильности ваших ответов мы сейчас убедимся.

Видео «Цунами».

-отчет 4 группы.

Видео «Цунами».

- отчет 5 группы.

В бортовых журналах у вас появилась заполненная таблица.

Мы выполнили большую работу и теперь немного отдохнем и отвлечемся. Физминутка.

- Отчет группы исследователей, которые получили задание перед уроком.

4.Закрепление.

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед началом урока.

Выполнили ли мы их?

Контрольный тест. Выпишите правильные ответы в строчку.

  1. Приливы и отливы возникают под воздействием :

н) ветров, о) притяжения Луны, п) землетрясений.

  1. Цунами - волны, возникающие в результате:

т) землетрясений, у) ветров, ф) притяжения Луны.

  1. Волны, возникающие в океане под воздействием ветров, называются:

и) цунами, к) приливно-отливные, л) ветровые.

  1. Какие волны появляются редко и часто неожиданно?

и) цунами, к) ветровые, л) приливно-отливные.

  1. Какие волны человек уже научился использовать?

х) цунами, ц) ветровые, ч) приливно-отливные.

  1. Самые высокие на Земле приливы:

м) 20 м, н) 18 м, о) 12 м.

  1. В России самые высокие приливы в море:

н)Баренцевом, о) Охотском, п) Беринговом.

Если вы справились с работой, у вас должно получиться слово «отлично».

6. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

На волне отмечены точки. Обведите кружком свою оценку. «5» - отлично работал на уроке, «4» - хорошо работал, некоторые задания вызвали затруднения, «3» - большинство заданий были сложными для меня, но дома доработаю материал.


  1. Домашнее задание: п.19 (чит), 1. по выбору: ответы на 2 вопроса - устно (по выбору), вы помните, что вопросы разного цвета имеют разный уровень сложности.

По желанию - рубрика «Это интересно…», подтвердите интересными фактами материал нашего урока.

Подводя итог урока, я хочу сказать, что, работая с вами, я получила море удовольствий. Часто видела на ваших лицах прилив улыбок. Всегда плывите по жизни на гребне волны.

Всем спасибо за сотрудничество. Удачи вам!


















Приложение 1.

1 группа

Вашей группе предлагаем провести расследование на тему: «Что такое ветровые волны»?

Используйте: 1. учебник на с. 97 (текст + рисунок 67),

2. дополнительную литературу (с.76)


  1. Какова причина образования ветровых волн?

_____________________________________________________________________


  1. Происходит ли в волне горизонтальное перемещение воды?

_____________________________________________________________________


  1. Какие движения описывают частицы волны?

_____________________________________________________________________

  1. Какова высота ветровых волн? (в метрах)__________________________


  1. Какова длина ветровых волн? (в метрах- км)_________________________

При ответе у доски используйте следующие фразы:

Наша группа занималась исследованием по теме……………………………….

Мы выяснили, что причина ветровых волн - ………………………

Волны бывают: …….метров высоты, ………….км длины

Оказывается, в волне происходит ……………………перемещение воды.


2 Группа

Вашей группе предлагаем провести расследование

на тему: «Части волны»

Используйте учебник с. 99 (рис. 69), дополнительную литературу с. 76

1.Самую высокую точку волны называют_______________________________

2.Самую низкую точку волны называют________________________________

3.Что такое «высота волны»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что такое «длина волны»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок по географии на тему Движения воды в океане (6 класс)Урок по географии на тему Движения воды в океане (6 класс)Урок по географии на тему Движения воды в океане (6 класс)

5. На ватмане нанесите части волны.


При ответе у доски используйте следующие фразы:

Наша группа занималась исследованием по теме…………………………….

Мы выяснили, что………………………………………………………………..


3 группа

Оценка волнения моря производится по 9-балльной шкале, разработанной Всемирной Метеорологической организацией.

Шкала волнения моря

Волнение (баллы)

Высота волн (м)

Степень волнения

Признаки волнения

0

0

Совершенно спокойное море.Штиль

Зеркально-гладкое море

1

0,25

Спокойное море

Рябь, небольшие чешуеобразные волны без пены

2

0,25-0,5

Слабое волнение

Короткие волны, гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену

3

0,50-0,75

Легкое волнение

Волны удлиненные, местами барашки

4

0,75-1,25

Умеренное волнение

Волны хорошо развиты, повсюду белые барашки

5

1,25-2

Неспокойное море

Образуются крупные волны, белые пенящиеся гребни занимают значительные площади

6

2-3

Крупное волнение

Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру

7

3-5

Сильное волнение

Шторм.

Высота и длина волн заметно увеличены, полосы пены ложатся тесными рядами по направлению ветра

8

5-10

Жестокое волнение

Шторм.

Высокие, гороподобные волны с длинными ломающимися гребнями. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Поверхность моря от пены становится белой

9

Более 10

Исключительное волнение.

Шторм.

Высота волн настолько велика, что суда временами скрываются из виду. Море в направлении ветра покрыто пеной. Ветер, срывая гребни, несет водяную пыль, уменьшающую видимость

3 группа

Вашей группе предлагаем оценить волнение моря.

Использую шкалу волнения моря, определите, во сколько баллов вы оценили бы волнение моря, описанное в каждом отрывке рассказа?

1. «Кругом бушевал воздух: немое смятение охватило пролив; волны метались, подобно темному стаду, гонимому паникой во время пожара. Ослепительная фиолетовая трещина расколола тьму. Панический, долгий грохот рычал, ворочался, ревел, падал. Он видел в беснующейся темноте залитый мгновенным светом пролив, превращенный в сплошную оргию пены и водяных пропастей…» Это ___________ силой _________ баллов.

2. «Пролив ….стих, замер и просветлел, поглаживая серебристым языком желтый песок, как рассудительная степная кошка, совершая утренний туалет своих котят. (А.Грин. Пролив бурь.)

Это _____________ силой _________ баллов.

Используйте учебник на с. 99

При ответе у доски используйте следующие фразы:

Наша группа давала оценку …………………….……………………………….

Мы выяснили, что существует шкала волнения моря, которая создана………………………………..

Волнения моря оцениваются в ………………………………………………

Мы познакомились с понятием

1. Штиль - это…………………………………………………… (__ баллов)

2. Шторм -это……………………………………………………(__баллов)

4 группа

На наш судовой компьютер пришло электронное письмо

от путешественников с судна «Океан». Помогите узнать, что это за природное явление? Какова природа его происхождения?

Используйте учебник на с. 98., дополнительную литературу с.

атлас

«Мы увидели надвигающуюся волну. Она близилась, как стена, и росла. Больше чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором крутились обломки скал и стволы деревьев, словно это были спички.

Эта гигантская волна обрушилась на берег. Кровли деревьев, 4 лодки волна унесла с собой. Всё это продолжалось несколько минут, и, тем не менее, залив после этого выглядел словно после битвы».


  1. Как называется это явление?________________ В переводе с японского _____________________________________________________________


  1. Какова причина возникновения этих волн?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова высота этих волн в открытом океане?______________________


  1. Какова высота этих волн у берега?________________________________


  1. Какова длина таких волн?_______________________________________


  1. В каких районах Земли бывают такие опасные волны? Покажите на карте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Используйте учебник на с. 98., дополнительную литературу с.

При ответе у доски используйте следующие фразы:

Наша группа занималась исследованием по теме……………………………….

Мы выяснили, что цунами это…………………………………………………….

Оказывается причина цунами - ………………………………………………….

Эти волны ……………………………………………………………….……….

Цунами можно ожидать у побережья ………………………………………… (по карте)

5 группа

На наш судовой компьютер пришло электронное письмо

от путешественников с судна «Горизонт». Помогите узнать, что это за природное явление? Какова природа его происхождения?

Используйте учебник на с. 100, дополнительную литературу с.

Атлас 7 класс, с. 20-21

«В заливе Фанди, впадающем в сушу на 300 км., дважды в сутки наблюдается рекордная волна, которая могла бы затопить 6 этажный дом. Дважды в сутки здесь происходят такие же резкие опускания уровня моря».

1. Как называются такие волны?

______________________________________________________________

2. Какова причина образования таких волн?

____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где наблюдаются самые высокие приливы?

____________________________________________________________________________________________________________________________

При ответе у доски используйте следующие фразы:

Наша группа занималась исследованием по теме……………………………….

Мы выяснили, что приливы и отливы - это……………………………………..

Причина приливов и отливов - …………………………………………………

Приливы и отливы можно наблюдать у берегов……………………………...

6 группа

На наш судовой компьютер пришло электронное письмо

от путешественников с судна «Горизонт». Помогите узнать, что это за природное явление? Какова природа его происхождения?

Используйте учебник на с. 100, дополнительную литературу с.

Атлас 7 класс, с. 20-21

«В заливе Фанди, впадающем в сушу на 300 км., дважды в сутки наблюдается рекордная волна, которая могла бы затопить 6 этажный дом. Дважды в сутки здесь происходят такие же резкие опускания уровня моря».

1. Как называются такие волны?

______________________________________________________________

2. Где наблюдаются самые высокие приливы в России? Сколько метров?_____________________________________________________________________________________________________________________

3.Покажите по карте _________________________

При ответе у доски используйте следующие фразы:

Наша группа занималась исследованием по теме……………………………….

Мы выяснили, что приливы и отливы - это……………………………………..

Самые высокие приливы в России наблюдаются…………………..(…метров) показать.

Приложение 2.

Тема урока: «Движение воды в океане».


Фамилия уч-ся _________________________________________

  1. Тест. Проверка домашнего задания:

1.Крупнейшие участки суши на Земле: а. архипелаг; б. остров; в. материк

2. На Земле материков: а. шесть; б. пять; в три.; г. семь

3. Самый большой по площади океан: а. Атлантический; б. Северный Ледовитый; в. Индийский; г. Тихий

4. Соленость 37%0 (промилле) обозначает, что в одном литре воды содержится:

а. 3,7 грамм соли; б. 37 грамм соли; в. 370 грамм соли

5. Самое соленое море в мире: а. Балтийское; б. Красное, в.Охотское

г. Черное


Виды движений

Причина образования

1

ветровые волны


2


землетрясения, оползни, извержение вулканов на дне океанов

3

приливы и отливы


2.Изучение нового материала.

3.Закрепление материала. Выпишите правильные ответы в строчку.

  1. Приливы и отливы возникают под воздействием :

н) ветров, о) притяжения Луны, п) землетрясений.

  1. Цунами - волны, возникающие в результате:

т) землетрясений, у) ветров, ф) притяжения Луны.

  1. Волны, возникающие в океане под воздействием ветров, называются:

и) цунами, к) приливно-отливные, л) ветровые.

  1. Какие волны появляются редко и часто неожиданно?

и) цунами, к) ветровые, ) приливно-отливные.

  1. Какие волны человек уже научился использовать?

х) цунами, ц) ветровые, ч) приливно-отливные.

  1. Самые высокие на Земле приливы:

м) 20 м, н) 18 м, о) 12 м.

  1. В России самые высокие приливы в море:

н) Баренцевом, о) Охотском, п) Беринговом.

____________________________________________________











© 2010-2022