• Преподавателю
  • География
  • Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

«Реальный смысл учения

определяется не целями, а мотивами,

отношением школьников к предмету»

Н.Ф. Талызина

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес. Именно на основе познавательного интереса развиваются мотивы учения. География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивацией учебной деятельности школьников. И для того чтобы повысить интерес, использую следующие способы мотивации, применяемые при обучении географии:

В процессе обучения, мотивацией могут быть такие формы организации, как: уроки-игры, уроки-конференции, путешествия, уроки типа КВН, инсценировки, уроки-дискуссии, уроки-конкурсы экскурсии в природу и на производство, уроки на местности вызывают большой интерес у школьников, активизируют их деятельность. Например: Урок-конференция в 11 классе «Государства -малютки», 6 класс Урок - суд «Охрана вод Мирового океана», КВН 7 класс «Путешествие по Южным материкам»

Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, темы уроков в 6 и 7 классах: «Океан, твой час настал!», «Планета в твоих руках», «Ветер, по всей Земле гуляет ветер!», «Капелька-путешественница», «Знакомьтесь, Австралия!», и др.

Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип, подход к обучению. Например, мотивацией к изучению рек Северной Америки может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что названия рек можно объединить в три группы: индейские названия (Юкон, Миссисипи, Огайо и др.), английские (Маккензи), испанские (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). 6кл. «Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров, до точки 2м. Заливает ли дом, который вам предложили купить?» 7кл. «Туристическая фирма рекламирующая отдых в Таиланде, предлагает перенестись «из московской зимы в тропическое лето». В чем ошибка этой рекламы?

На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные и групповые формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения. Например: 8кл. при изучении темы «Как осваивали и изучали территорию России».

Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. В методике географии накоплен большой опыт применения нестандартных, интересных для обучающихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологический диктант, взаимопроверка номенклатуры географических названий. Например: на контурной карте 9кл. Нанесете соседей 1 и 2 порядка. Проверка номенклатуры друг у дщруга.

Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению географии. Во многих учебниках географии мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете что произойдет, если...» - и т. д. Например: 9кл. «Защитите свою точку зрения: Благо или зло огромная территория России» 5кл. «Подумайте! Какие мероприятия проводят в вашей местности».

Особое внимание необходимо обращать на разъяснение школьникам практического значения географических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. Например,7 и8кл. знания о землетрясениях и цунами - в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; 7кл.знания об обитателях материков и океанов необходимы нередко для безопасных путешествий по планете.

Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными современными источниками географической информации. Известно, что при обучении географии применяется большое количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства географических объектов и явлений. Эта база обучения географии положительно влияет на формирование мотивов учебной деятельности, удовлетворяет потребности в практической деятельности, в новых впечатлениях, в эмоциональной жизни на уроке. Например, при изучении темы «План и карта» в 6 классе рассказ обучающимся о GPS-навигаторе в автомобилях, презентации, видео всё это эмоционально обогащает урок, активизирует внимание, мотивирует на дальнейшее изучение материала. (Сирия)

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения. Например: 7кл. в начале изучения темы «Австралия» Австралия - самый маленький материк. Австралия - материк реликтов- животных и растений. Австралия - самый засушливый материк Земли. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка. 8кл. при изучении темы «Северный Кавказ» Северный Кавказ - самый южный регион России. Самая высокая вершина России - Эльбрус. Самая теплая зима России - в районе г. Сочи +6,1С, Самая Южная точка России - г. Базардюзю -41 с. ш.

Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма - важный фактор формирования мотивов в учебном процессе. Больше внимания уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своей страны. Так, в основу построения проблемно страноведческого курса «География России» авторы программы В. Я. Ром и В. П. Дронов, наряду с другими принципами, положили принцип историзма, т. е. рассмотрение изменений в природе, жизни людей, исторических судеб народов, населяющих Россию. Представляется важным такой исторический подход в географии, который должен способствовать развитию мотивов изучения географии в школе. Например: 9кл. при изучении темы «Миграция населения» - насильственные миграции. 10кл. «Формы правления».



© 2010-2022