Отчет по самообразованию учителя географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Отчет

по самообразованию

на 2014-2015

учебный год.




Ергиной Людмилы Михайловны.










Самообразование - это высшая форма самовыражения личности,

в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человек ;

это вид творческой деятельности,

в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь,

создает не только духовные, но и материальные ценности,

обладающие как объективной общественной,

так и субъективной значимостью


А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко

Тема моего плана по самообразованию:

«Самостоятельные работы на уроках географии с использованием компьютерных технологий».

1. Мои целевые установки:

1). Повышение профессионального уровня

2). Ведение активной подготовки к ГИА.

3). Компьютеризация учебного процесса школьников

2. Задачи

1). Последовательно выполнять требования основных нормативных документов по преподаванию предмета

2). Осуществлять обновление содержания учебного курса географии путем выделения системы теоретических понятий, формирования на их основе практических умений и навыков.

3). Усилить внимание к вопросам дифферециации обучения, позволяющей обеспечить базовую подготовку.

4). Организация умственной деятельности детей на основе принципов развивающего обучения.

5). Совершенствовать систему оценки знаний, умений и навыков учащихся, не допускать формализма в оценке усвоения учащимися программного материала.

3. Освоение и применение современных педагогических технологий

1). Разработка и использование тестирования как современной и эффективной формы контроля ЗУН учащихся в плане подготовки к ГИА и ЕГЭ.

2). Внедрение в практику работы компьютерных Интернет-технологий.

3). Укрепление материальной базы для преподавания географии.

4). Усиление внимания к развитию творческих способностей учащихся, к работе с одаренными детьми.

5). Всемерное использование возможностей дополнительного образования.

6). Представление своего опыта на уровне школы, публикации на школьном сайте.

7). Работа в тесном контакте с родителями учащихся


Современное образование требует всё большее применение в учебно - воспитательном процессе новых информационных технологий. Информатизация повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном информационном обществе.

Проведение современного урока географии невозможно без использования компьютера как при изучении и закреплении, так и при контроле над качеством знаний. Мне приходится работать в классах с высоким и низким уровнем обучаемости. Поэтому считаю, компьютерные технологии позволяют создать деятельностный подход при изучении учебного материала, значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать учащимся аккуратные, четкие образцы оформления заданий, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности.

Обновленный стандарт школьного ге­ографического образования определяет основную цель изучения географии как «применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использо­вание в практической деятельности разнообразных геогра­фических методов, знаний и умений, а также географической информации».

Активизация применения в образовании информа­ционных и телекоммуникационных технологий ведут к созданию принципи­ально новой информационной образова­тельной предметной среды, которая существенно влияет на распределение ролей участников образовательного про­цесса.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА


Учитель:

Отчет по самообразованию учителя географии.


Ученик:


1. Подготовка и проведение урока.


1. Выполнение домашнего задания.


2Отчет по самообразованию учителя географии.. Внеклассные мероприятия географической направленности.


2. Подготовка реферата, сообщения, группового или индивидуального проекта по географии.

3. Профессиональная подготовка в области ИКТ.

3. Подготовка к тестированию (промежуточная, годовая аттестация).


В географии заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. Мне видится несколько основных направлений в использовании компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании предмета.

Демонстрация материалов.

В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста имеют высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. Такие средства принято называть учебными электронными мультимедиа-изданиями. В их структуре есть: иллюстративный текст по темам и разделам курса; мультимедиа-компоненты (звук, видео, анимации, интерактивные карты и др.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса; интерактивный практикум; контрольные вопросы и тесты; словарь терминов и понятий, список персоналий.

Первым импульсом активного использования компьютера на уроках географии для меня выступил мультимедийный диск (учебник), позволяющий рассматривать природные и социально-экономические процессы более наглядно, в действии. В каждой теме курса можно ознакомиться с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимации, видеофрагментов и гипертекста (возможно подключение и дикторского текста). На теоретическом этапе урока изучение нового материала автор сопровождает показом схем, слайдов, географических объектов, карт, снимков, графиков, диаграмм из электронных учебников, что позволяет направить внимание учащихся на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Очень удобны заложенные в электронных учебниках видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами (например, извержение вулкана, землетрясения, цунами, и др. природные явления), которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора тоже даёт возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся. Компьютерная лекция по сравнению с традиционной имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов .

Использование программы Power Point для презентаций.

Наиболее доступным средством для создания собственных обучающих продуктов - презентаций - является программа Power Point. На уроках я стараюсь превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Это и как своеобразный план, отражающий логическую структуру урока, и как фрагмент на любом этапе урока будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность.

Она обеспечивает возможность педагогу для:

- информационной поддержки;

- иллюстрирования;

- расширения урочного образовательного пространства.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

- концентрация внимания;

- включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;

- повышение интереса к изучению предмета;

- возрастание мотивации к учебе.

С учащимися 5- 9 классов я разрабатываю обучающие презентации по темам целого блока. Например, во внеурочной деятельности: «Как люди открывали Землю» , весь курс был разбит был разбит на темы. Каждая тема была выбрана для изучения и представления группой учащихся. Далее работа строилась в логике метода проектов. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по географии. Благодаря использованию ИКТ происходит глубокое погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой.

С учениками 6 класса создаю банк презентаций по теме «Великие путешественники», материалы которого используются при изучении курса географии материков и океанов.

Главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе я считаю интерактивность, повышенную эффективность восприятия. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Демонстрация наглядных пособий и карт.

Конечно, главным наглядным пособием для географов являются настенные демонстрационные карты. Но не все они соответствуют уровню развития географических знаний. С помощью мультимедиа можно легко превратить в демонстрационные карты небольших размеров, взятые из новых атласов, из Интернет. Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопоставлять представляемые объекты, или создавать образ в сравнении. Это большое благо для преподавателя географии, поскольку отпала необходимость приносить на уроки рулоны наглядных пособий и тратить время на их развешивание, закрепление и сворачивание.

С помощью мультимедиа легче создать целостный образ территории, что чрезвычайно важно при изучении страноведения и краеведения.

Проверка знаний

Одна из наиболее важных функций мультимедиа-учебника - это контролирующая. В разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок. В ходе работы при возникновении ситуации затруднения учащийся получает подсказку в виде разъяснения термина, ссылки на конкретный учебный материал, выбор варианта решения, набора пропущенных в шаблоне элементов. Таким образом, деятельность учащегося корректируется и направляется в нужном направлении. Мною созданы по отдельным темам курсов проверочные тесты в программе MyTestX, которые позволяют разнообразить формы проверки знаний учащихся на уроке и сформировать положительную мотивацию к изучаемому материалу.

Сегодня, когда широко внедряется практика Единого Государственного Экзамена по устным предметам, современному учителю необходимо научить детей работать с тестами. В электронных учебниках эта возможность предусмотрена. Здесь заложены тестовые работы по каждой теме, в нескольких вариантах. Возможно ведение индивидуального дневника учащегося, где фиксируются результаты успешности за весь промежуток работы в программе. Важно и то, что ведётся учёт времени потраченного на выполнение всех видов задания, а компьютерная обработка позволяет сразу определить ошибки, допущенные в ходе работы.

Для быстрого ориентирования в Интернете по предмету создала свой каталог интернет ресурсов. Также использую на уроках видеоуроки, которые активизируют внимание детей, разнообразят их работу.

Показ процессов

Компьютер дает уникальную возможность увидеть географические процессы, о которых учащиеся должны иметь представление своими глазами. Видеоролики, есть форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных. Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют образную модель, дающую определенное представление об оригинале. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами учителя или диктора, музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности учащихся. Проводила внеклассное мероприятие в виде веб-квеста: «Чудеса природы». Дети самостоятельно просматривали информацию в Интернете, путешествовали.

Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся - это любые виды деятельности: подготовка реферата, сообщения, группового или индивидуального проекта по географии , в частности создание презентации к уроку мотивированным учеником желание попробовать себя в роли учителя.

Для стимуляции инициативы в учебной деятельности, развития навыков и облегчения самостоятельной работы учащихся, мною разработаны памятки и алгоритмы по различным видам учебной деятельности, которые помогают в усвоении изучаемого материала и облегчают самостоятельную работу учащихся на уроке.

Сегодня компьютер - мощный инструмент, помогающий более продуктивно внедрять личностно- ориентированное обучение, в частности метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве.

Результаты.

Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями.

Использование возможностей ИКТ в преподавании географии способствует:

· активизации познавательной, творческой деятельности,

· развитию навыков самообразования и самоконтроля;

· повышению уровня комфортности обучения;

· снижению дидактических затруднений у учащихся;

· повышению активности и инициативности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Заключение.

Современным ученикам близки и понятны компьютерные, мультимедийные версии излагаемой преподавателем темы. В таких условиях педагог обязан приложить усилия к освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это уже продиктовано самой жизнью.

Педагоги, преодолев инертность в приобщении к компьютерным технология и мультимедиа, готовы уча учиться самим применять знания в своей профессиональной деятельности. Весь год создавала технологические карты к урокам в 5-6 классах по ФГОС. Целый год изучала разные сайты учителей. Разные статьи:

  1. Л. М. Гильманова «Использование ИКТ и новые возможности организации работы учителя»,

  2. Цветкова М.С. Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования

metodist.lbz.ru/lections/5/files/Melegko_statja_1.pdf

  1. Изучала теорию личностного обучения.

  2. Изучала проблему применения активных форм обучения.

Весь год работала с детьми с низкой учебной мотивацией по индивидуальному плану.


8


© 2010-2022