Рабочая программа платных образовательных услуг по изучению курса география в 9 классах

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2



Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «1» сентября 2015г.


Утверждаю

директор МБОУ Сосновской СОШ № 2 ___________ \Л.В. Платицына\

приказ № 341 от «01» сентября 2015г





Рабочая программа

по курсу изучения Географии

для обучающихся 9 классов,

срок реализации 1 год





Составитель:

Лучкина Валентиа Алексеевна

Должность: учитель географии















р.п. Сосновка 2015г.







ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

2. Полное название программы

Рабочая программа по курсу изучения Географии для обучающихся 9 классов


3. Сведения об авторе:


3.1. Ф.И.О., должность

Лучкина Валентина Алексеевна - учитель географии

4. Сведения о программе:


4.1. Нормативная база:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ;

-Постановление правительства РФ от 15.08.2013г № 706

-Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1

-Постановление администрации Сосновского района от 29.09.2015г. № 530 «Об установлении тарифов на платные услуги, предоставляемые МБОУ Сосновской СОШ № 2»

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации»

-Устав и другие локальные акты ОУ

4.2. Область применения

Платные дополнительные образовательные услуги

4.3. Направленность

Естественнонаучная

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

Общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся по программе

15 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов:

Шепелёв А.С. - педагог-организатор

Жукова О.П.- учитель географии филиала МБОУ Сосновской СОШ № 2 в с. Правые Ламки



Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов.

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География», а также углубленное изучение таких вопросов, как история путешествий и исследований, уникальные особенности природы материков Земли и нашей страны, природные и антропогенные комплексы и т.д., а также подготовку учащихся к сдаче экзамена по предмету в формате ГИА.

Актуальность предлагаемого курса определяется и общественно значимой ролью историко-географической картографической культуры в системе образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий, их значении, о природе Земли в целом и её отдельных территорий.

Курс рассчитан на 32 часа, по одному часу в неделю.

Цель программы :

Овладение географическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старших классах, изучения смежных дисциплин, применения знаний в повседневной жизни; подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме.

Задачи программы:

Углубить имеющиеся знания путем изучения дополнительных глав.

Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.

Определение места и роли учебного курса.

Материал, включенный в программу, интересен и полезен для учащихся, соответствует их развитию, дополняет и расширяет школьный курс предмета.

В основу программы положен системно - деятельностный подход к изучению географии.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения географии изменяется содержание экзаменационной работы в 9 классах.

Программа составлена с учетом структуры экзаменационной работы по курсу географии и ориентацией на требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на государственной ( итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Методы работы: предусматривают активное включение учащихся в процесс образовательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Информация о количестве учебных часов.

На изучение курса отводится 32 часа в год, по 1 часу в неделю. В том числе самостоятельных работ - 12 часов.

Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, уроки - практикумы, обобщающие уроки, урок-беседа, урок-лекция.

Технологии обучения:

- технология личностно-ориентированного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии коммуникативного общения;

- игровые технологии;

- технология развития критического мышления;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология работы с одарёнными детьми.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- работа в парах;

- работа в группах различного состава.

Виды и формы контроля:

Формы контроля: творческие работы, тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал)

Виды:

- индивидуальный;

- фронтальный

Учебно-тематический план


№ п/п

Название темы

Количество часов

Введение

1

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

1

Источники географической информации

2

Планета Земля

1

Природа Земли и человек

4

Материки, океаны, народы и страны.

8

Природопользование и экология

4

Природа России

5

Население России

2

Хозяйство России

4

Итого

32



Содержание рабочей программы


Тема 1. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

(1 час)

Путешественники, совершившие открытия материков Земли и уникальных природных объектов. Ф.Магеллан, ДЖ. Кук, В. Да Гама, Д. Ливингстон, Х. Колумб, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев и др. Исследователи внутренних территорий - А.Никитин, П.П. Семенов-Тяньшанский и др.

Требования к уровню подготовки:

Знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Тема 2. Источники географической информации (2 часа)

Виды географических карт по содержанию, по охвату территории, по масштабу. Работа с различными видами географических карт ( топографическими, общегеографическими, синоптическими) Определение координат объектов.

Требования к уровню подготовки:

Знать различия плана, глобуса и географических карт. Уметь читать карты различного содержания. Определять координаты объектов.

Тема 3. Планета Земля (1 час)

Материки и океаны Земли. Размеры, форма, строение Земли. Оболочки Земли.

Требования к уровню подготовки:

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений.

Тема 4. Природа Земли и человек.( 4 часа)

Орбитальное и осевое движение Земли, его следствия, влияние на человека. Влияние спутника Земли - Луны на природу Земли и человека. Часовые пояса Земли.

Требования к уровню подготовки:

Знать географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека. Уметь определять поясное время.

Тема 5 .Материки, океаны, народы и страны. (8 часов)

Уникальные особенности природы материков и океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Океаны Земли и их особенности. Народы, населяющие разные материки. Религии народов мира, их география. Классификация стран. Уникальные страны мира.

Требования к уровню подготовки:

Знать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли. Различия в хозяйственном освоении разных территорий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий.

Тема 6. Природопользование и экология (4 часа).

Природные ресурсы Земли: виды, особенности образования, география. Последствия использования природных ресурсов человеком. Экологические проблемы.

Требования к уровню подготовки:

Знать классификацию природных ресурсов , особенности их образования и географию распространения различных видов природных ресурсов. Последствия использования природных ресурсов человеком. Экологические проблемы.

Тема 7. Природа России.( 5 часов)

Рельеф России, особенности формирования. Климат России. Внутренние воды. Осчобенности почв, растительного и животного мира Уникальные природные объекты России. Памятники природы.

Требования к уровню подготовки:

Знать специфику географического положения и особенности природы, природно-хозяйственных зон и районов. Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений разных территорий России.

Тема 8. Население России.(2 часа)

Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Языковые семьи народов России.

Требования к уровню подготовки:

Знать особенности населения России. Уметь находить информацию, работать с таблицами, статистическим материалом.

Тема 9. Хозяйство России.(4 часа)

Экономические районы России, их особенности. Специализация экономических районов. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России.

Требования к уровню подготовки:

Знать особенности географического положения и административно-территориального устройства РФ. Особенности ее экономики. Уметь приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций. Экономические связи РФ.


Требования к уровню подготовки обучающихся


Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География. Моя Россия. Учебник для 9-го класса. М. : Баласс, 2011.

2. Душина И.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Земля - планета людей». - М.: Баласс. 2006.

3. Душина И.В., Смоктунович Т.Л. Народы мира. Книга для чтения по географии. (Серия «За страницами учебника»).

Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийный проектор цифровой фотоаппарат.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на занятиях информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на занятиях географии широко привлекаются также при подготовке проектов.

Список литературы.


  1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А. А. География России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Дрофа, 2009 год.

  2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Дрофа, 2010 год.

  3. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.

  4. «География. 6 - 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.

  5. Баринова И.И. «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство». Москва, «Дрофа», 2001 год.

  6. Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 - 9 классы». Москва, «Дрофа», 2004 год.

  7. «Я иду на урок географии. Физическая география России». Москва, «Первое сентября», 2003 год.

  8. Баринова И.И. «География России 8 - 9 классы. Методическое пособие». Москва, «Дрофа», 2002 год.

  9. Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. «География животных с основами зоологии». Москва, «Просвещение», 1988 год.

  10. Лазаревич К.С. «География России. Обучающие вопросы». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

  11. Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 - 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.

  12. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.

  13. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 - 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.

  14. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 - 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

  15. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.

  16. Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.

  17. Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

  18. ДроновВ.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Дрофа, 2010 год.

  19. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.

  20. «География. 6 - 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.

  21. Баринова И.И. «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство». Москва, «Дрофа», 2001 год.

Литература для обучающихся


  1. Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 - 9 классы». Москва, «Дрофа», 2004 год.

  2. «Я иду на урок географии. Физическая география России». Москва, «Первое сентября», 2003 год.

  3. Баринова И.И. «География России 8 - 9 классы. Методическое пособие». Москва, «Дрофа», 2002 год.

  4. Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. «География животных с основами зоологии». Москва, «Просвещение», 1988 год.

  5. Лазаревич К.С. «География России. Обучающие вопросы». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

  6. Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 - 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.

  7. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.

  8. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 - 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.

  9. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 - 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

  10. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.

  11. Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.

  12. Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

2015-2016 учебный год

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение.

2

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

3

Источники географической информации. Глобус. Географические карты.

4

Практикум. Работа с географическими картами.

5

Планета Земля.

6

Природа земли и человек.

7

Виды движения Земли. Практикум. Решение задач.

8

Часовые пояса Земли.

9

Практикум. Определение времени по карте часовых поясов.

10

Африка, Австралия, Южная Америка. Особенности природы.

11

Евразия, северная Америка. Особенности природы.

12

Антарктида. Особенности природы.

13

Океаны Земли, их особенности.

14

Народы, населяющие разные материки.

15

Религия народов мира, их особенности и география.

16

Классификация стран. Практикум. Составление характеристики страны.

17

Уникальные страны мира.

18

Природопользование: рациональное и нерациональное.

19

Понятие о природных ресурсах.

20

География распространения различных видов природных ресурсов. Практикум.

21

Практикум Выявление экологических проблем разных регионов страны.

22

Рельеф России. Практикум. Работа с географическими картами.

23

Климат России. Уникальные климатические явления.

24

Внутренние воды России. Практикум. Работа с географическими картами.

25

Почвы России. Тамбовский чернозем: проблемы наших почв.

26

Природные зоны России. Уникальные природные объекты России.

27

Народы, населяющие Россию, их уникальность.

28

Языковые семьи. Религии. Практикум. Обычаи и традиции народов России.

29

Особенности экономических районов России.

30

Крупнейшие промышленные центры России.

31

Провинциальные города нашей страны.

32

Подведение итогов. Тестирование.


© 2010-2022