• Преподавателю
  • География
  • Использование компетентностно - ориентированных заданий для развития естественнонаучной грамотности на уроках географии

Использование компетентностно - ориентированных заданий для развития естественнонаучной грамотности на уроках географии

Данная работа может использоваться при составлении компетентностно-ориентированных задания на уроки географии, биологии и т. д. Формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина страны является общим ориентиром развития функциональной грамотности, которые определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Современный опыт показывает, что процентное соотношение усвоенного материала на уроке заключается в том что из 100% учащи...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование компетентностно - ориентированных заданий для развития естественнонаучной грамотности на уроках географии

Формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина страны является общим ориентиром развития функциональной грамотности, которые определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Современный опыт показывает, что процентное соотношение усвоенного материала на уроке заключается в том что из 100% учащихся всего лишь только 3% способны применить полученные знания в практике.

Исходя из этого и других не менее важных причин современная система образования направленна на достижение нового образовательного результата - совершенствования качества образования Республики Казахстан.

Сегодня школа должна обеспечивать развитие различных компетентностей ребёнка, что является довольно проблематичным в разноуровневом классе.

Компетентностный подход строится на включение специально организованной деятельности обучающихся в образовательный процесс через современные технологии и изменение организации традиционного урока посредством использования компетентносто - ориентированных заданий.

Компетентносто - ориентированные задания - это задания, в основу которых заложено развитие индивидуальных особенностей школьников.

Чем же они отличаются от традиционных?

Отличия традиционных и компетентностных заданий на уроке

Традиционный

Компетентностный

Главная идея: знания приводят к личностному успеху.

Главная идея: к личностному успеху

приводит опыт самостоятельного

решения проблем.

Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.

Решение проблем - смысл

образовательной деятельности.

Признак высокого уровня образованности - способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше ступень неопределенности ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.

Один из способов составления компетентностно-ориентированных заданий - использование заданий в формате международного исследования PISA. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика. Для подобного связывания необходимо привлечение личного опыта, работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Задачи PISA являются интегрированными, что и позволяет успешно формировать естественнонаучную грамотность у учащихся.

Рассмотрим структуру компетентносто - ориентированных заданий, которую можно отобразить следующим образом:

Использование компетентностно - ориентированных заданий для развития естественнонаучной грамотности на уроках географии

Характер составления заданий зависит от обладания учеником соответствующей компетентности. Выделяют следующие виды компетентности:

  • Ценностно-смысловая

  • Регулятивная

  • Информационная

  • Коммуникативная

  • Социально-трудовая

  • Компетентность личностного самосовершенствования

Я предлагаю вашему вниманию конструкт заданий по географии на основе компетентностного подхода.

Тема: «Масштаб»

Класс: 6

Задание

По плану местности определить правильное место для построения дома.

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя)

Предмет География Класс: 6 класс

Тема: «Масштаб »

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: регулятивная

  • Аспект: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

  • Постановка целей

  • Умение предвидеть возможные результаты своей деятельности

  • Самоконтроль и оценка своей деятельности

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Ребята! От вас зависит правильность выбора места для построения дома. Для этого вам необходимо рассчитать расстояние между объектами.

Задачная формулировка

Можно ли построить дом между отдельно стоящим деревом и лиственным лесом?

Используя численный масштаб, перевести его в именованный масштаб и решить задачу.

Задача: Рассчитать расстояние от отдельно стоящего дерева до лиственного леса.

Оборудование: план местности

Ход работы:

  1. Постановка цели

  2. Переведение масштаба

  3. Измерения и вычисления

  4. Оценка результатов своей деятельности

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Источник: план местности

Инструмент проверки (информация для учителя)

Поэтапное оценивание работы учащихся

Самостоятельная проверка приобретенных новых знаний.

Тема «Атмосфера. Ветер»

Стимул. Аким села обращается к экологу за разрешением создания свалки мусора и отходов производства.

Задачная формулировка. В каком направлении от села может рекомендовать эколог организовать свалку? На основании данных о направлениях ветров в течение месяца построить розу ветров и определить оптимальное местонахождение свалки для данной местности.

Источник информации: Направления ветров: С - 3 дня; СЗ - 4 дня; З - 5 дней; ЮЗ - 5 дней; Ю - 5 дней; СВ -2 дня; В -3 дня; ЮВ - 4 дня.

Модельный ответ:

Использование компетентностно - ориентированных заданий для развития естественнонаучной грамотности на уроках географии

Критерии оценивания:

Правильное построение розы ветров - 5 баллов.

Правильный вывод - 3 балла.

Максимальный балл - 8 баллов.

Тема: «Мировой океан. Свойства океанической воды»

Стимул. Удивительные факты изложены в данной статье. Такие задания часто встречаются в олимпиадах, конкурсах. Попробуй и ты ответить на вопросы к статье.

Задачная формулировка. Назовите море, о котором идет речь. Какую причину высокой солености моря можно назвать еще? С помощью карты «Строение земной коры» определите особенность геологического строения дна моря. Предположите причину увеличения температуры воды с глубиной и наличие хлора и брома. Чем обусловлено название моря?

Источник информации. В это море не впадает ни одна река. Соленость его крайне высокая - до 40 промилле, а на севере еще больше. Есть у этого моря еще одна особенность. В то время, как в других морях температура воды обычно уменьшается с глубиной, в глубоководных впадинах этого моря ( максимальная глубина его 2500 м ) температура воды достигает + 55 градусов С, а соленость 300 промилле! Кроме того, содержание хлора и брома здесь тоже высокое - близко к их содержанию в глубинах термальных вод земной коры.

Своим названием море обязано своеобразной фауне, характерной особенно для прибрежных вод.

Бланк ответа

Вопрос

Ответ

Название моря

Вторая важная причина высокой солености воды

Предположительная причина высокой температуры придонных вод и содержания хлора и брома.

Чем обусловлено название моря?

Модельный ответ:

Красное море. 4 балла.

Море находится в тропическом климатическом поясе, где наблюдается очень высокая испаряемость. Оно удалено от океанов, над ним крайне редко выпадают осадки. 5 баллов.

Море расположено в зоне границ литосферных плит, где через разломы в земной коре могут поступать термальные воды земной коры.5 баллов.

Планктон у побережья моря имеет красный цвет. 4 балла.

Критерии оценивания:

Максимальный балл : 18 баллов. 16 - 18 баллов - 5; 13 -15 баллов - 4; 5 - 12 баллов -3.

Таким образом, применение КОЗ позволяет учителю решать одновременно несколько задач:

  • оценивать уровень развития ключевых компетенций учащихся по таксономии Кембриджа;

  • выявлять уровень развития предметных знаний и умений;

  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимой для достижения поставленной цели в задании;

  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции

© 2010-2022