Конспект урока по теме: «Вулкан»

"Описание материала: Самое знаменитое извержение случилось в 79 г. н.э., когда взорвался вулкан Везувий. О столь эпичной катастрофе всем стало известно из дошедшего до наших дней письма ученого Плиния младшего к писателю Тациту, в котором он описал гибель своего дяди Плиния старшего и все события того страшного дня, поведав сначала о необычно большом облаке, образовавшемся над горой, которое струилось ввысь, после летящих с неба раскалённых камнях, языках пламени из жерла Везувия, а также о том ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»



Тема: «Вулкан»

Учебный предмет: география.

Класс: 6

Продолжительность урока: 45 минут











ФИО автора: Латипова Л.Ф








Цели и задачи урока:

1.Сформировать представление о происхождении вулканов, о их строении. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

2.Развить у детей интерес к географическим знаниям.

3.Выработать у учащихся активность, самостоятельность, умение уважительно относиться к мнениям других детей.

Оборудование: карта полушарий, схемы, атлас, картины, книги, тетради, интерактивная доска, ноутбук.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы урока: 1.Объяснительно-иллюстративный.

2.Репродуктивный.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учащиеся знакомятся с целями и задачами урока.

II. Актуализация знаний.

Задание на знания фактов, понятий.

- Что такое землетрясение, каковы его причины? (Землетрясение - подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)

- Объясните термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.

- Какие разрушения производит землетрясение в 1, 3, 7, 10 баллов?

- Как предсказать землетрясение?

III. Изучение нового материала.

- Учитель: огнедышащие горы - вулканы - всегда вызывали у людей чувство благоговения, смешанного с ужасом. (слайды 1;2)

В сущности, вулкан представляет собой отверстие в земной коре, сквозь которое из горячих недр Земли на поверхность изливается магма, или расплавленные горные породы.

- Откуда пошло название «вулкан»?

- Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Сообщение учащегося.

Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном - чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог - громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы - молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гаеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 60 и посмотрите на доску - здесь показана картина вулкана (слайд 3). С помощью учебника зарисуйте вулкан у себя в тетради и подпишите, где находится жерло, кратер, конус вулкана.

- А сейчас найдите ответы на вопросы, что такое кратер, жерло, конус?

Кратер- углубление диаметром от нескольких десятков метров, до нескольких

километров. Обычно находится на вершине.

Жерло - вертикальный или наклонный канал по которому поднимается магма.

Конус - вулканическая гора, образованная застывшей лавой.

Учитель: Как вы думаете, как образуется конус?

Учащиеся дают различные ответы.

Конспект урока по теме: «Вулкан» Учитель: На самом деле конус нарастает постепенно. Через трещину в земной коре изливается магма. Выливается первый слой магмы и застывает, по нему выливается второй слой и т.д. и получается слоистый конус (слайд 4)

Конспект урока по теме: «Вулкан»Конспект урока по теме: «Вулкан»

Учитель: Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а непросто гора?

Учащиеся: У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.

Учитель: Иногда у вулкана есть второе жерло и кратер - их называют боковыми или паразитическими. (Посмотрите на рис. 57 стр. 60)

Учитель: Ребята посмотрите на слад №5 и ответьте на вопрос, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке?

Учащиеся: На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.

Учитель: Итак, скажите, что же такое вулкан?

Учащиеся: Вулкан - это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извлекается на земную поверхность лава.

Учитель: (слайд 6) Самое знаменитое извержение произошло в 79 г. н.э., когда взорвался вулкан Везувий. О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывал гибель своего дяди Плиния старшего и события того дня:

«24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, она медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь…

Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабилю сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.

Но на этом Везувий не успокоился - почти 7 лет уже на протяжении нескольких столетий происходит извержения. Позднее самым мощным было извержение вулкана в Индонезии на острове Кракатау 27 августа 1883 года. Его взрыв был слышен даже за 3500 км в Австралии. А пепел его в атмосфере целый год вызывал необычайные красочные закаты.

Учитель: (слайд 7) Вулканы, которые извергались на памяти человечества называются действующими.

Потухшими считаются вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества. Например, в Африке - Килиманджаро.

Уснувшие, те которые потухли, но могут снова начать извергаться.

Затем учащиеся демонстрируют вулканы, которые сделали своими руками (слайд 8)

Учитель: Приносят ли вулканы какую-нибудь пользу?

Учащиеся: Со временем богатый минеральными веществами вулканический щебень превращается в очень плодородную почву. На ней вновь появляется растительность, и люди возвращаются в окрестности вулканов, чтобы обрабатывать землю, которая дает прекрасные урожаи.

Лаву и различные вулканические породы используют для строительства домов и дорог, а некоторые древние вулканы служат крупными источниками серы и других ценных минералов. Существует даже гипотеза, что большая часть всей воды на нашей планете - это продукт конденсации пара и других газов, вырвавшихся из-под земли через жерла вулканов миллиарды лет тому назад.

IV. Закрепление.

Задание: Найдите на физической карте, в атласах стр. 18-19 вулканы. Определите их высоту и географическое положение и заполните таблицу.

Название материка

Название вулкана

Абсолютная высота

Географические координаты

Широта

Долгота

Африка

Юж. Америка

Сев. Америка

Евразия


V. Заключение

Учитель выставляет оценки в журнал. Подводит итог урока вместе с учащимися.

VI. Домашнее задание

§17 пересказ.

Литература:

1.Справочник школьника. География. Сост. Т.С. Майорова. - М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитар. Наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ». 1996.-576 с

2. География: Справ. материалы: Кн. Учащихся сред. И ст. возраста А.М. Берлянт, В.П. Дронов, И.П. Душина и др.; Под ред. В.П. Максаковского.-М.: Просвещение, 1989.-400 с.: ил., карт.

3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2004, 288с.

4. Дронов В.П. География. Землеведение. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 221.


© 2010-2022