Конспект урока Природные зоны Северной Америки (7 класс)

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природные зоны Северной Америки

Образовательная цель

Показать особенности расположения природных зон в Северной Америке. Сформировать представление об основных природных зонах Северной Америки: тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах и прериях.

Развивающая цель:

Развивать умение работать самостоятельно с картами атласа, материалами учебника, дополнительной литературой и настенными картинами.

Воспитательная цель:

Формировать ответственность, самостоятельность, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: атласы, слайд "Природные зоны Северной Америки", слайды: "Тундра Канады", "Широколиственный лес Аппалачей", "Кордильеры США", "Кордильеры Канады", "Центральные равнины", раздаточный материал: таблица "Природные зоны", план описания природной зоны.

Слайды

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

Слайд 1

Проверка домашнего задания: игра «Войди в образ»

Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним материал «Внутренние воды Северной Америки».

Для этого сначала давайте посмотрим физическую карту Северной Америки. Обратите внимание на расположение крупнейших рек Миссисипи, Миссури, Маккензи, Колорадо, Колумбия, Рио-Гранде. Озера: Большое Медвежье, Невольничье, Виннипег, Великие озера: Мичиган, Верхнее, Эри, Гурон, Онтарио.

Теперь поиграем в игру «Войди в образ». Закройте глаза и представьте себе очертания материка, представьте на нем реки, протекающие на юге материка: Миссури, Миссисипи и реки расположенные в Кордильерах: Колорадо, Колумбия, Юкон. Цепь озер, расположенных с северо - запада на юго-восток. Включите свой внутренний экран. А, теперь, на контурной карте обозначьте цифрами следующие водные объекты по вариантам.

Слайд 2

Работа с контурными картами.

Подписать названия рек и озёр, обозначенных на карте по вариантам.

1 вариант

2 вариант

  1. Озеро Мичиган

1.Озеро Виннипег

  1. Река Колорадо

2. Река Колумбия

  1. Озеро Верхнее

3.Озеро Эри

  1. Река Миссури

4.Река Миссисипи

  1. Озеро Большое Медвежье

5.Озеро Гурон

Слайд 3

Взаимопроверка выставление оценок: сколько правильных ответов, такая и оценка.

Слайд 4

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем изучать природные зоны Северной Америки.

Хотелось начать урок с сообщения интересных фактов из мира растений и животных. Познакомить с рекордами органического мира Северной Америки

Слайд 5

- животное непьющее воду (Американский тушканчик)

Слайд 6

- самое высокое дерево

Вечнозеленая и гигантская секвойи образуют величественный шатер над ковром опавших листьев. Лучшие образцы вечнозеленой секвойи растут в национальном парке Редвуд на севере калифорнийского побережья, а самые крупные гигантские секвойи находятся в национальном парке Секвойя в Центральной Калифорнии. Секвойя самое высокое дерево, растущее ныне на Земле. Обычная высота деревьев - 90 м, но одно из них вытянулось до 113 м.

Слайд 7

- крупное травоядное животное с длинной шерстью, сохранившееся на острове Гренландия с доледникового периода (Овцебык)

Животное имеет довольно крупное и плотное телосложение: при массе в 200-300 кг, имеет длину тела 180-245 см и высоту - 110-145 см. Самки меньше самцов на одну четверть. У животных большая голова и широкая морда, рога в основании уплощены, далее у самой головы они загибаются вниз, а их концы изогнуты немного вперед и вверх. Необычайно длинная и густая шерсть свисает почти до земли. Летом окрас овцебыка темно-коричневый, зимой - почти черный. Легко переносят любые морозы, но высокие снега, особенно с настом, для них губительны. В зиму 1953-54 годов в Восточной Гренландии, когда снег выпал до 3 метров высотой и образовалась ледяная корка, погибло огромное количество животных, не способных добывать себе корм. Овцебык строго охраняется, его ограниченная добыча разрешена лишь канадским и гренландским эскимосам.

Слайд 8

- самый большой кактус, который достигает в высоту 24 м (Сагуаро)

Слайд 9

- самая быстрая бегунья на большие расстояния (Вилорогая антилопа)

Слайд 10

- самая тяжелая и ядовитая змея, которая достигает веса 15 кг (Гремучая змея.)

Слайд 11

Наличие таких рекордов в мире растений и животных связано с условиями жизни, т.е. живые организмы приспосабливаются к среде обитания. На формирование растительного и животного мира влияют все компоненты природы климат. рельеф, почвы, воды все они находятся во взаимосвязи. Формируют природные зоны.

Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общность температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира. Образование природных зон обусловлено климатом, на суше- соотношением тепла и влаги.

Слайд 12

Давайте узнаем, какие природные зоны есть в Северной Америке и какие условия жизни. Для этого рассмотрим карту атласа стр 35 «Природные зоны Северной Америки»

Назовите их. (тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи)

Что мы видим? В Северной Америке природные зоны расположены необычно.

Слайд 13

Сравним с природными зонами других материков. На севере материка арктические пустыни, тундра, хвойные леса они расположены согласно зональности, вытянуты полосами с запада на восток, а в центральной и южной частях природные зоны степи, смешанные и широколиственные леса - расположены в меридиональном направлении. Как мы можем объяснить такое распределение природных зон?

Слайд 14

В каких северных или южных широтах расположена Сев Америка? Да правильно в северных, через С.А. проходит СПК, что обуславливает малое получение территорией солнечного света и тепла. Поэтому. Здесь проходят природные зоны арктических пустынь ,тундры, и тайги. Южнее территория получает больше тепла и света, но неравномерно выпадают осадки. Как вы думаете ,что влияет на выпадение осадков?Это связанно с рельефом и господствующими воздушными массами, которые формируются над течениями.То есть это связано с неравномерным выпадением осадков на материке (посмотрите карту в атласе среднегодовое кол-во осадков в Сев Америке стр. 35), следовательно выпадение осадков связано с рельефом и господствующими ветрами.

Слайд 15

Мы с вами выяснили причины расположения природных зон на материке. А теперь нам нужно составить характеристику природных зон Сев Америки используя план описания природной зоны, карты атласа на стр 35 и текст учебника пар 55 и пар 15 (В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. "Дрофа", Москва, 2004 г.), дополнительную литературу.

Для выполнения работы разделимся на 4 группы, в группе разделить обязанности по пунктам плана. По ходу работы заполнить таблицу.

План описания природной зоны

  1. Географическое положение.

  2. Климатические условия.

  3. Почвы.

  4. Растительность

  5. Животный мир.

Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязь между компонентами её природы.

Природные зоны Северной Америки

Природная зона

Географическое положение

Средняя t° января

Средняя t° июля

Осадки

Почва

Растительность

Животный мир

Самостоятельная работа 5-10 мин .По истечению времени один уч-ся из группы на доске заполняет таблицу. Природные зоны Северной Америки. Остальные учащийся группы дают устную характеристику выбранной природной зоны и отвечают на вопросы.

Слайд 16

Вопросы для групп по изучению зоны тундры:

1.Почему туловище овцебыка покрыто густой и длинной шерстью?

2.Почему в тундре растут карликовые деревья?

Слайд 17

По изучению зоны тайги:

1.Почему в тайге почвы называют подзолистыми?

2.Почему в тайге преобладают хвойные породы деревьев?

Слайд 18

По изучению зоны смешанных и широколиственных лесов:

1.Что послужило сильному сведению этих лесов на большей части материка, к замене их искусственными посадками деревьев?

2.Какое другое название имеет тюльпанное дерево

Слайд 19

По изучению зоны степей:

  1. Как человек изменил зону прерий

  2. Какие стихийные явления наиболее характерны для степной зоны Северной Америки? Почему?

Результатом работы на уроке должна стать таблица. (Приложение 1)

Слайд 20

На внутренних плоскогорьях Кордильер лежат пустыни умеренного пояса, основные растения здесь черная полынь и лебеда.

Слайд 21

В субтропичиских пустынях Мексиканского нагорья растут кактусы.

Слайд 22

Закрепление материала.

Определите природные зоны:

1.Температура января -8, июля+16 годовое количество осадков 500 мм, почвы каштановые и чернозёмные, преобладающая растительность травянистые злаки. (степи)

Слайд 23

2.Температура января-20, июля +8, годовое количество осадков 150-250 мм, торфяно-болотистые почвы, многолетняя мерзлота.(тундра)

Слайд 24

3.Температура января -24, июля +16, годовое количество осадков 500-1000 мм, подзолистые почвы, хвойные деревья. (тайга)

Слайд 25

4.Именно плодородие почв привело к сведению этих лесов на большей части континента, к замене их искусственными посадками деревьев. Сохранились лишь небольшие леса в Аппалачах. (смешанные леса)

Слайд 26

5.В какой природной зоне растёт тюльпанное дерево. (смешанные леса)

Слайд 27

Домашнее задание: читать параграф 55

Слайд 28

Рефлексия.

Наш урок подошел к концу, и я хочу спросить ваше мнение о нем.

Вы должны продолжить фразу:

«Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?»

«Мне было интересно…»

«Мне было трудно…»

«Для меня было открытием то, что…»

Слайд 29

.

Спасибо за работу на уроке.





Приложение 1.

ПриродныезоныСевернойАмерики

Природ. зона

Географич. положение

Ср. t° января

Ср. t° июля

Осадки

Почва

Растительность

Животный мир

Тундра

Занимает северное побережье и прилегающие к нему острова, от 73° с.ш. до 50-65° с.ш.

от -24° до -32°

от +8° до+12°

от 100 мм до 500 мм и выше на восточпобе-

режье

Тундрово-

болотные

мхи, лишайники,

осока, карликов, ива и берёза, ягодные кустарники

Олень-карибу, песец, волк, овцебык множество птиц, моржи, тюлени

Тайга

Побережье Тихого океана, между 60° и 40° с.ш. к югу от Гудзонова залива и к северу от Великих Американских озёр

-24° на севере, -16° на юге

+16°

от 500 мм до 1000 мм

Подзолистые

Канадская ель, бальзамическая пихта, американская лиственница, веймутова сосна, секвойя

Олень вапити, лось, медведь гризли, волк, рысь, росомаха,

лисица, заяц, енот-полоскун

Смешанные и широколиственные леса

На востоке материка, территория вокруг Великих Американских озёр

от -16° на севере до -8° на юге

от +16° на севере до +24°

на юге

от 500 мм до 1000 мм

Серые лесные, бурые лесные

Дуб, сосна, орешник, бук, осина, ясень, липа, береза, ель, пихта, орех, каштан, жёлтый тополь (тюльпанное дерево)

Благородный олень, скунс, енот-полоскун, бурундук, заяц, лиса

Степи (прерии)

Имеет меридиональное протяжение

Располагается между Кордильерами и Аппалачами на севере до Мексиканского залива на юге

от -8° на севере до +8° на юге зоны

+24°

от 250 мм до 300 мм местами чуть выше

Чернозёмные и каштановые

Различные виды трав: бородач, бизонова трава, типчак, пшеница, кукуруза

Бизон, койот, много птиц, пеликаны, грызуны


















Приложение 2.

Тундра

Занимает северное побережье и прилегающие к нему острова, от 73° с.ш. до 50-65° с.ш

До середины прошлого века в тундре Северной Америки было широко распространено животное овцебык (до 1 млн. голов). Овцебык похож на быка и на барана. Длина его тела достигает 2,5 м, высота - 1 м, масса - 270 кг. Туловище животного покрыто густой и длинной шерстью темно-бурого цвета. Сейчас овцебык живет главным образом в Гренландии и на островах Канадского Арктического архипелага, питается лишайником, мхами, травянистыми растениями. В настоящее время овцебыков осталось совсем немного. Их истребляли ради мяса и шкур. Сейчас охота на овцебыков запрещена.

Северный олень в американскую тундру завезён из Европы.


Приложение 3.

Тайга

Побережье Тихого океана, между 60° и 40° с.ш. к югу от Гудзонова залива и к северу от Великих Американских озёр .

Тайгой называют ландшафт, представленный растительностью хвойных лесов. Это труднодоступные леса на севере Северной Америки и Евразии.

Летом в тайге можно испытать палящий зной, а зимой - беспощадный, пронизывающий холод, когда выдыхаемый воздух замерзает сразу же после выдоха из легких, а холод вонзается в тело с остротой отточенного охотничьего ножа.

Тайга - хвойный лес. Здесь растут высокие и стройные ели, достигающие высоты в 60 м, а иногда и в 90 м; они очень долговечны и доживают до 500 - 600 лет. Молодые деревья растут очень медленно, и нередко в тайге можно встретить деревья высотой с человека, возраст которых может достигать и ста лет. Наиболее широко распространены здесь черная (или канадская) ель, так называемые "серебристые" ели, украшающие улицы и площади многих наших городов. Огромные площади в Канаде занимает и бальзамическая пихта - от 60 до 100 м высотой и 2-метровым диаметром прямого ствола. Ствол плохо очищается от сучьев, и кажется, что крона начинается почти у самой земли. Бальзамическая пихта является источником столь ценящейся в медицине смолы, называемой канадским бальзамом. Широко распространена также американская лиственница, древесина которой тоже широко используется в лесной промышленности.

Леса - это богатство Канады, именно они занимают почти 1/2 её территории.

Хвойные леса Северной Америки по составу пород близки к азиатским и европейским, но встречаются виды деревьев, которые не растут в наших лесах. К ним относятся веймутова сосна с длинной мягкой хвоей, растущая в бассейне Великих озер и реки Св. Лаврентия, и гигантские секвойи стометровой высоты, распространенные в Кордильерах.

Северная Америка - родина секвойи. Это - самый древний представитель растительного мира. Отдельные деревья живут около 4000 лет. Один вид секвойи - мамонтовое дерево - достигает в высоту 100-150 м и в диаметре до 20 м.




Приложение 4.

Прерии

Имеет меридиональное протяжение. Располагается между Кордильерами и Аппалачами на севере до Мексиканского залива на юге .

"Провинции прерий" не зря называют "канадской хлебной корзиной", где собирается богатый урожай пшеницы. Эти земли настолько жирны, что пальцы становятся сальными. И прерии довольно быстро распахивали, занимали под плантации. Их стали называть "хлебной корзиной", "пшеничным поясом" США. Однако уже первые прерий столкнулись здесь со страшными ураганами, вызываемыми ветром на нескончаемых равнинах. Но 30-е гг. уже нашего века принесли на Великие равнины ещё более страшную беду под названием "пыльные бури". На полностью распаханных равнинах ветер поднимал чёрные тучи плодороднейшего чернозёма. Земли уходили из-под ног! Разоряя поля, засыпая дороги и жилища, чёрные тучи достигли Нью-Йорка. Это стихийное бедствие, одно из самых крупных на территории США, дорогой ценой убедило фермеров: нельзя полностью распахивать степные просторы, необходимо оставлять и задернованные участки, надо обязательно высаживать лесные полосы, создавать искусственные водоёмы.

Каковы были американские степи в прошлом, можно представить, прочитав маленький отрывок из описаний Майн Рида:

"Вокруг расстилалась волнистая прерия. Все линии здесь мягки и плавны, холмы с закруглёнными вершинами и отлогими склонами переходят в зелёные долины, а по ним струятся и сверкают на солнце прозрачные ручьи... И холмы, и долины устланы богатым ярко-зелёным ковром невысокой бизоньей травы, кажется, будто этот недавно скошенный луг покрывается новой молодой зеленью."

Весной степь зеленеет и цветёт. В высоких и густых травах много животных, прилетает огромное количество птиц. Весна в прериях короткая. С наступлением лета и жары всё живое улетает, прячется в заросли, умолкает до будущей весны. Летом степи выгорают; тогда они пустынны и безмолвны.

В заповедных районах прерий ещё водятся бизоны. Это крупные животные, похожие на европейского зубра. Всё хозяйство и благосостояние бывших хозяев прерий - индейцев - было связано с охотой на бизонов.

"Индейцы использовали тушу животного практически без остатка. В пищу шло свежее вяленое мясо и пеммикан (мясо, приготовленное с добавлением сала и лесных ягод-соскатун, позволяющих хранить продукт долгое время). Из шкур делали вигвамы, упряжь, одежду, мокасины, люльки для детей. Сухожилия шли на тетиву, нитки и рыболовные снасти, рога - на пороховницы. Даже бизоний помёт находил применение в качестве топлива для домашних очагов. Короче, ничего не пропадало даром". (Ю. Кузнецов).

Варварская охота колонизаторов всего за 40 лет привела к плачевным результатам: из почти 50-миллионного поголовья бизонов к 1880 г. осталось не более 200. Потребовались огромные усилия по сохранению этого вида диких животных, и сейчас в национальном парке Канады Вуд-Буффоло насчитывается стадо около 15 тыс. голов.

В настоящее время прерии потеряли свой прежний облик. Значительная часть их распахана, засевается пшеницей и кукурузой.




Приложение 5.

Смешанные и широколиственные леса

Эта природная зона расположена востоке материка, территория вокруг Великих Американских озёр .

Животные лесной полосы Северо-Американского континента в большинстве своём сходны с евроазиатскими. В лесах Северной Америки водятся олени вапити, похожие на благородных оленей, лоси, медведи (гризли), волки, рыси, росомахи, лисицы, зайцы. Но есть животные, которые свойственны только Америке.

Вблизи водоёмов обитает хищный зверь - енот. Он покрыт густым буровато-жёлтым с чёрным оттенком мехом, а на пышном хвосте его выделяются чёрно-белые кольца. Питается енот растительной и животной пищей. Перед едой пищу он полощет в воде, поэтому зверя называют енот-полоскун. Своё жилище он устраивает в дуплах.

Характерное растение зоны смешанных и широколиственных лесов - тюльпанное дерево, достигающее в высоту 60 м и в диаметре 3,5 м. В мае-июне оно покрывается цветами, похожими на тюльпаны. Отсюда произошло его название. Древесина этого дерева похожа по своим свойствам на древесину тополя, поэтому в Америке его называют "жёлтый тополь" (кора тюльпанного дерева серая или красновато-бурая). Тюльпанное дерево используется для внутренней отделки помещений.


План описания природной зоны

  1. Географическое положение.(В какой части материка, между какими параллелями, в каком направлении вытянута)

  2. Климатические условия.(В каком климатическом поясе находится, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков)

  3. Почвы.(Какие типы почв и при каких условиях образовались)

  4. Растительность (характерные растения и уникальные, как приспосабливаются к условиям)

  5. Животный мир.(редкие виды и характерные виды, как приспосабливаются к условиям)

Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязь между компонентами её природы.




© 2010-2022