Интегрированный урок географии и физики в 6 классе по теме «Атмосферное давление»

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Бердигестяхская СОШ» Горного улуса РС(Я)

Учитель географии Санникова Евдокия Егоровна

Интегрированный урок географии и физики в 6 классе по теме

«Атмосферное давление».

Цели:

  • Предметная: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: "Атмосферное давление".

  • Метапредметные: развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность.

  • Личностные: помочь учащимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы "Атмосферное давление".

Технология: интегрированный урок с применением технологии проблемного обучения, групповая работа.

Тип урока: урок, открытия новых знаний.

Оборудование: ПК, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал,

карта мира, необходимое для проведения опытов оборудование: стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска; дощечка, покрытая пластилином (или емкость с мукой (песком)) и бутылка с водой; шприц; воздушный шар; вареное яйцо без скорлупы, бутылка, спички, бумага для поджога; карточки с описанием опытов для каждой группы; барометр-анероид.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствие учителя:

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас интегрированный урок географии и физики. Я пригласила провести со мной урок учителя физики - Нину Ивановну Осиповой. Предмет физики вы будете изучать в 7 классе, а сегодня вы немножко коснётесь с этим интересным предметом. Мы хотим, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Успехов нам!

Построение.


II.

Актуализация опорных знаний

Создание проблемной ситуации «Яркое пятно»

Чтобы понять о чем сегодня пойдет речь, предлагаю провести небольшой эксперимент:

Учитель физики: - Ребята, внимание всех групп на меня. Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. (Демонстрация опыта с яйцом, которое втягивается в бутылку после того, как в бутылку опустили зажженную бумагу).

Постарайтесь объяснить, что произошло?

Ответы и предположения учащихся.



III.

Постановка проблемы

Диалог (подводящий), направленный на формулирование проблемы (цели урока).

Учитель географии:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

- Что это?

- Что образует слой воздуха вокруг Земли?

- Почему атмосферу можно назвать "броней"?
- А "защитным экраном"?


-Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной?

- Каков состав воздуха?

- Назовите слои атмосферы.

- И вся эта масса воздуха давит на Землю. Как бы вы назвали это давление?

-Так что мы сегодня будем изучать?

- Правильно. Запишите тему в тетради.

Что же мы назовем атмосферным давлением?

Работа с учебником. Откр. учебник стр.114

- Запишите определение:

- Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

Для начала определимся, что мы об этом уже знаем и что хотим узнать.

«Знаем/ Хотим узнать/ Узнали».

Обсуждение и краткая запись на слайде.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

  • Атмосфера оказывает давление на земную поверхность.

  • Атмосферное давление изменяется.

  • Атмосферное давление связано с погодой.

  • Как было открыто атмосферное давление?

  • Какие простые опыты доказывают его существование.

  • Как связано с погодой?

  • От чего зависит?

- Таким образом, цели наших исследований сформулированы.

Возможный ответ учащихся:

Воздух


Возд. оболочку, атмосферу


Защищает от метеоритов

Озоновый слой защищает от вредных космических излучений

Атмосфера состоит из воздуха - смеси газов

78% - азот; 21% - кислород; 1% - др.

- Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.

Атмосферное.

- Атмосферное давление.

Учащиеся записывают тему урока

Учащиеся выдвигают варианты ответа.

Читают определение и сравнивают свои ответы. Записывают определение.



Группы заполняют первые два столбика таблицы

IV.

Открытие нового знания

Учитель физики: Как же люди догадались о существовании атмосферного давления?

История открытия атмосферного давления (показ на слайде)

История открытия атмосферного давления

До середины XVII века считалось непререкаемым утверждение древнегреческого ученого Аристотеля о том, что вода поднимается за поршнем насоса потому, что «природа боится пустоты».

Однако утверждение, что «природа боится пустоты» привело в замешательство в 1638 году, когда не удалась затея герцога Тосканского украсить сады Флоренции фонтанами - вода не поднималась выше 10,3 м.

Недоумевающие строители обратились за помощью к Галилею, который пошутил, что вероятно, природа действительно не любит пустоты, но до определенного предела. Великий ученый не смог объяснить это явление. И только ученик Галилея, Эванджелисто Торричелли, после долгих опытов доказал, что воздух имеет вес.

Поиски причин упрямства воды и опыты с более тяжелой жидкостью - ртутью, предпринятые в 1643 г. Торричелли, привели к открытию атмосферного давления. Он же изобрел прибор, измеряющий атмосферное давление - ртутный барометр. Торричелли наполнил ртутью запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил ее открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Торричелли сделал выводы:

1) m(p) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не дает выливаться ртути из трубки;

2) колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления.

Много и плодотворно изучением атмосферного давления, занимался Отто фон Герике - бургомистр города Магдебурга. В мае 1654 г. он поставил опыт, который явился наглядным доказательством существования атмосферного давления. Для опыта подготовили два металлических полушария ( одно с трубкой для откачивания воздуха ). Их сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском.

С помощью насоса откачали воздух из полости, образовавшейся между полушариями. На каждом из полушарий имелось прочное железное кольцо. Две восьмерки лошадей, впряженных в эти кольца, потянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Когда внутрь полушарий впустили воздух, они распались без внешнего усилия.

Интересно, что Магдебургские полушария есть у каждого человека: головки бедренных костей удерживаются в тазобедренном суставе атмосферным давлением.

Ртутным барометром пользоваться небезопасно, и в 1847 году итальянцем Люсьеном Види был сконструирован первый барометр - анероид. «Анероид» означает без жидкости.

Атмосферное давление измеряется в паскалях и миллиметрах ртутного столба.

- Какими простыми опытами можно доказать существование атмосферного давления?

Учитель географии: Работа с учебником- стр.115 и дополнительным материалом в группах.

Диалог (подводящий), направленный на:

1)побуждение к выдвижению гипотезы;
2) проверку гипотезы.

Дополнительная информация:

Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 10,5 м подъема на 1 мм рт. ст.

Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1м3 холодного.
Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.

Атмосферное давление 760мм на уровне моря - это нормальное давление. Меньше 760 мм - пониженное, при этом наблюдается пасмурная и дождливая погода, выше - повышенное, наблюдается ясная солнечная погода.

































В каждой группе рассматриваются 4 вопроса:

1.Что такое атмосферное давление?

2.При помощи каких приборов можно измерить атмосферное давление и единицы измерения АД.

3.Первая закономерность изменения АД.

4.Вторая закономерность изменения АД.

По группам проводится проверка работ.

V.

Практическая работа

Учитель географии: - Загадка Шерлока Холмса.

Перед Ш.Холмсом стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил?

(Ответ. «Природный барометр». Пиявка является природным барометром. В хорошую погоду давление высокое, в воде достаточно кислорода и пиявка хорошо себя чувствует в воде, она лежит на дне. При пониженном давлении (перед дождем и снегом) содержание воздуха и кислорода в воде уменьшается и пиявка поднимается к поверхности воды.)

Учитель физики: Сейчас мы проведем лабораторные опыты, и узнаем, то, что мы хотели узнать в начале урока. Каждая исследовательская группа постарается выполнить свои опыты и задания. На столах у вас приборы для опыта и различные источники информации, из которых вы сможете почерпнуть необходимые знания.

Первая группа - экспериментаторы - должна подготовить и через некоторое время продемонстрировать опыт, доказывающий

существование атмосферного давления. И объяснить его.

Вторая группа - биологи - ищет ответ на вопрос, почему мы не чувствуем атмосферное давление, как к нему приспосабливаются различные живые организмы.

Физкульт. минутка.

Третья группа - метеорологи - по карте определяют погоду на завтра. И старается установить, как связана погода с изменением атмосферного давления. И не забудьте про загадку Ш.Холмса.

Четвертая группа - теоретики - выясняют, каким образом изменяется атмосферное давление с высотой. И почему такое случилось с бутылками?







Работа в группах.

Дается для работы

____ мин.

Для защиты_____мин.

Биологи проводят физкульт. минутку.

VI. Первичное закрепление.

Учитель географии.

- Давайте подведем итоги, что же мы узнали за урок и заполним третий столбик таблицы.

/узнали:

  • атмосферное давление было открыто Эванджелисто Торричелли в 1643г.

  • прибор для измерения атм. давления - барометр.

  • атм. давление измеряется в паскалях или в мм рт. ст.

  • при повышении атм. давления погода улучшается, становится ясно. При понижении - ухудшается, становится пасмурно, возможны осадки.

  • Атм. давление зависит от высоты над уровнем океана.

Учитель физики: - А теперь вернемся к опыту, с которого все началось, и попробуем его объяснить.

Учащиеся заполняют таблицу «Что узнали».







Учащиеся объясняют опыт.

VII.

Закрепление.

Учитель географии: Ребята, предлагаю выполнить небольшой тест в завершении нашего урока.

На слайде представлены предложения.

Выбрать правильный ответ:

1. Атмосферное давление это-

а) Самая верхняя оболочка Земли. б) Воздушная оболочка Земли. в) Атмосферное давление- это сила. С которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.

2. Атмосферное давление измеряют с помощью:

а)Термометра б) Флюгера в) Барометра

3. Единицы измерения атмосферного давления:

а) в мм. рт. Столба б) в сантиметрах в) в баллах

4.Определите нормальное атмосферное давление:

а) 780мм. рт. ст. б) 700мм. рт. ст. в) 760 мм. рт. ст

5. Выбрать причины изменения атм. давления:

а) атмосферное давление изменяется в результате с нагреванием воды.

б) атмосферное давление изменяется в результате изменения температуры воздуха.

в) атмосферное давление изменяется в результате землетрясений.

г) атмосферное давление изменяется с высотой.

Фронтальная работа (хором).

VIII. Д/з

Учитель географии:

- Итак, мы провели исследование, ответили на интересующие нас вопросы, сделали выводы.

Наш урок подошёл к концу.

Д/з. $ 35 с. 114, задание №1, 2,3

Пишут на дневниках

IX.

Выставление оценок, комментируя

X. Рефлексия.

Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?» Я предлагаю варианты ответов:

  1. Было интересно….

  2. Я понял, что…

  3. Меня удивило …

Учащиеся отвечают.

Урок окончен. Спасибо всем!










1 группа Дополнительная информация:

Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 10,5 м подъема на 1 мм рт. ст.

Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1м3 холодного.
Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.

Атмосферное давление 760мм на уровне моря - это нормальное давление. Меньше 760 мм - пониженное, при этом наблюдается пасмурная и дождливая погода, выше - повышенное, наблюдается ясная солнечная погода.

1.Что такое атмосферное давление?

2.При помощи каких приборов можно измерить атмосферное давление и единицы измерения АД.

3.Первая закономерность изменения АД.

4.Вторая закономерность изменения АД.

Реши задачу: Высота холма составляет 168 м. Давление на вершине - 760 мм. Какое давление у подножия холма?

2 группа Дополнительная информация:

Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 10,5 м подъема на 1 мм рт. ст.

Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1м3 холодного.
Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.

Атмосферное давление 760мм на уровне моря - это нормальное давление. Меньше 760 мм - пониженное, при этом наблюдается пасмурная и дождливая погода, выше - повышенное, наблюдается ясная солнечная погода.

1.Что такое атмосферное давление?

2.При помощи каких приборов можно измерить атмосферное давление и единицы измерения АД.

3.Первая закономерность изменения АД.

4.Вторая закономерность изменения АД.

Реши задачу: Высота холма составляет 1680 м. Давление на вершине - 560мм. Какое давление у подножия холма?

3группа Дополнительная информация:

Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 10,5 м подъема на 1 мм рт. ст.

Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1м3 холодного.
Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.

Атмосферное давление 760мм на уровне моря - это нормальное давление. Меньше 760 мм - пониженное, при этом наблюдается пасмурная и дождливая погода, выше - повышенное, наблюдается ясная солнечная погода.

1.Что такое атмосферное давление?

2.При помощи каких приборов можно измерить атмосферное давление и единицы измерения АД.

3.Первая закономерность изменения АД.

4.Вторая закономерность изменения АД.

Реши задачу: Давление на вершине - 760 мм, давление у подножия холма - 779мм. Какова высота холма?

4 группа Дополнительная информация:

Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 10,5 м подъема на 1 мм рт. ст.

Воздух при нагревании расширяется. Теплый воздух легче холодного, поэтому 1м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1м3 холодного.
Давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.

Атмосферное давление 760мм на уровне моря - это нормальное давление. Меньше 760 мм - пониженное, при этом наблюдается пасмурная и дождливая погода, выше - повышенное, наблюдается ясная солнечная погода.

1.Что такое атмосферное давление?

2.При помощи каких приборов можно измерить атмосферное давление и единицы измерения АД.

3.Первая закономерность изменения АД.

4.Вторая закономерность изменения АД.

Реши задачу: Давление на вершине - 335 мм, давление у подножия холма 721 мм. Какова высота?

Третья группа - метеорологи

Интегрированный урок географии и физики в 6 классе по теме «Атмосферное давление»

Карта погоды составлена на 12 апреля 2014 г. В каком из перечисленных

городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно

существенное похолодание?

1) Пермь

2) Сыктывкар

3) Омск

4) Тюмень

Ответ:

/Отчеты групп/ биологи

Организм человека не только приспособился к атмосферному давлению, но и использует его. Механизм дыхания человека заключается в следующем: мышечным усилием мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается и атмосферное давление вталкивает туда порцию воздуха. При выдыхании происходит обратный процесс. Чем больше жизненная ёмкость лёгких, тем дышаться свободнее, улучшается самочувствие. И мы предлагаем вам сделать небольшую дыхательную гимнастику:

  1. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание на 8 секунд и медленно выдохнуть. Это упражнение повторить 4 раза.

  2. Воздух вдыхать небольшими отрывками. Задержать воздух на 8 секунд и медленно выдохнуть. Это упражнение повторить 4 раза.

  3. Воздух вдыхать небольшими отрывками. Задержать воздух на 8 секунд и выдохнуть воздух небольшими выдохами. Это упражнение повторить 3 раза.

  4. Вдохнуть воздух через нос, а выдохнуть через рот. Повторить 3 раза.



© 2010-2022