- Преподавателю
- География
- «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ НА ПРИМЕРЕ АФРИКАНСКОЙ САВАННЫ »
«ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ НА ПРИМЕРЕ АФРИКАНСКОЙ САВАННЫ »
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ладенкова Л.Ф. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 81 Центрального района Волгограда».
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТАМ
БИОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ:
« ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ НА
ПРИМЕРЕ АФРИКАНСКОЙ САВАННЫ » в 9-ых классах.
Учитель географии МОУ СШ №81:
Ладенкова Лариса Федоровна
г. Волгоград 2016.
Единица содержания: способ описания экосистемы на примере природной зоны африканской саванны.
Цель урока: сформировать целостное представление о составе и структуре сообщества, его место положения.
Целепологающие задачи:
-
Предметные:
1) формирование, преобразования и применение новых знаний по географическим и биологическим понятиям: географическое положение, взаимосвязь оболочек на примере природной зоны африканской саванны; биогеоценоз, структура и состав биогеоценоза, цепи питания.
2) овладение умениями и навыками использовать разнообразие биологических и географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов на примере экосистемы африканской саванны.
3) овладение основами картографической грамотности с использованием географических карт, таблиц, схем.
4) познакомить учащихся с сущностью понятий «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера».
5) сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимодействиях организмов, надорганизменных систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе, как необходимом условии существования.
-
Метапредметные:
А) регулятивные: 1)формировать умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения; 2) формировать умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средство реализации целей и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Б) коммуникативные: 1) формировать умение взаимодействовать с людьми, работа в коллективе с выполнением различных социальных ролей; 2) вести дискуссию.
В) познавательные: 1) формировать умение вести самостоятельный поиск (работа с учебником, таблицами, картами); 2) анализировать и отбирать нужную информации, преобразовывать её, сохранять, передавать и презентовать с помощью ИКТ и интернет - ресурсов.
III. Личностные:
-
формировать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-
умение управлять своей познавательной деятельностью и определять границы собственных «знаний» и «незнания».
Вид урока: урок комплексного применения знаний. Продолжительность: 80 мин. Месяц проведения: февраль.
Этапы урока:
I. подготовительный;
II. изучение новой темы;
III. итог на рефлексивной основе;
Методы обучения: частично-поисковый, анализ учебного материала, использование компьютерных технологий.
Форма учебной деятельности: активное обучение, использование ИКТ. Формируемые умения: работа с текстовыми и картографическими источниками.
Ожидаемые результаты:
- знать вопросы, связанные с поддержанием целостности сообщества, обеспечиваемой разнообразными связями между организмами;
- уметь применять свои знания при описании сообщества;
- определять географическое положение материка;
- называть и показывать крупные формы рельефа, определять климатические
условия и их влияние на организмы в данной зоне.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Доска, наглядные пособия
-
Подготовительный этап. Повторение материала предыдущих уроков по теме, совместное определение цели сегодняшнего урока.
Задача этапа: обеспечить мотивацию, актуализацию опорных знаний и умений.
-
Учителя называют термины, изученные на предыдущих уроках:
- вид
- популяция
- широтная зональность
- саванна
2) учителя предлагают сформировать цель сегодняшнего урока
-
Учащиеся дают определения понятий соответствующих терминов.
-
Учащиеся высказывают свои предположения и совместно с учителем определяют цель урока.
-
Карта природных зон Африки;
-
таблица «экосистема африканской саванны»;
II этап: изучение новой темы.
Задача этапа: обеспечить усвоение предложенного материала по биологии и географии.
-
Учитель географии предлагает обозначить границы природных зон Африки, подписать их названия и выделить саванны.
-
Учитель биологии предлагает найти в учебнике определение понятий, соответствующих терминов:
-биоценоз
-фитоценоз
-биогеоценоз
-экосистемы
3) Учитель географии ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Изменяется ли площадь территории саванны под воздействием абиотических факторов (поверхностных вод, почвы, климата) и антропогенного фактора?»
4) Учитель биологии ведет побуждающий диалог с учащимися о трофической структуре биоценоза, задавая вопросы:
-Какие взаимоотношения можно наблюдать между организмами в этом биоценозе?
-какие из них являются наиважнейшими?
Б) Учитель предлагает вспомнить способы питания организмов и записать определения «трофическая структура», «пищевая цепь».
В) Учитель предлагает выяснить в каком направлении идут пищевые связи и составить схему цепи питания в данной экосистеме.
1) учащиеся работают с атласами и контурными картами: обозначают, подписывают, выделяют природные зоны. Показывают по карте местонахождение африканской саванны.
2)Учащиеся находят в учебнике определения, зачитывают их и записывают в тетрадь.
-
Учащиеся делают сообщения с показом презентаций:
-1-ый учащийся о климате этой зоны
-2-ой учащийся о видах почв; видовой и пространственной структуре растительного мира саванны; (приложение 1)
-3-ий учащийся о видовой и пространственной структуре живого мира биоценоза; (приложение 2)
- Учащиеся, на основании прослушанных сообщений высказывают свое мнение о причинах изменений площади территории саванны и предлагают пути решения этой проблемы.
-
А) Учащиеся высказывают свои предположения, останавливаясь на важнейших трофический взаимоотношениях.
Б) Учащиеся называют способы питания организмов; записывают в тетрадь определения что такое трофическая структура и пищевая цепь.
(приложение 3)
В) Учащиеся отвечают на вопросы учителя и совместно с ним заполняют схему «пищевые связи» (приложение 4)
3) атлас физической географии;
4) контурные карты по географии;
5)учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В Пасечника: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс;
6) -климатическая карта Африки
-интерактивная доска
-компьютер
-проектор;
7) на доске слайд с определением нового термина и схемы сети питания;
III этап: ИТОГ НА РЕФЛЕКСИВНОЙ ОСНОВЕ.
-
Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям, осуществляя творческую переработку, анализ, интерпретацию изученной информации;
-
Учитель подводит учащихся к выводу об условиях существования организмов в африканской саванне, о взаимосвязях в ней и о круговороте веществ и энергии в данном биоценозе.
-
Учитель биологии записывает домашнее задание на доске: §5.1; 5.2.
-
Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления.
-
Делают выводы, заполняют кластеры и схемы в тетрадях.
3)Записывают домашнее задание в дневники
8) на доске слайд со схемой круговорота веществ и энергии с участием организмов;
9) учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.
Используемая литература:
1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: в 2 ч. Ч.1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. - 240 с.: ил., карт. - (ФГОС. Инновационная школа).
2. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. .- 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 303 с.
3. География. 7 кл.: атлас. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013. - 48 с.: карт, ил.
4. География. 7 кл.: контурные карты. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013. - 16 с.
5. Дополнительная литература: рисунки и фотографии взяты из рисунков сети-интернет.
6. Программа для общеобразователных учреждений к комплекту учебников, под руководством В.В. Пасечника / авт. - сост. Г.М. Пальдяева. 2 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.- 99с.
7. Рабочие программы по географии 7-8классы (линия учебников издательства « Русское слово ») авт.- сост. Н.В. Болотникова.- 3-е изд., с изм. и доп. - М.: издательство «Глобус», 2012.- 214с.