«ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ НА ПРИМЕРЕ АФРИКАНСКОЙ САВАННЫ »

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 81 Центрального района Волгограда».



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТАМ

БИОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ:

« ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ НА

ПРИМЕРЕ АФРИКАНСКОЙ САВАННЫ » в 9-ых классах.

Учитель географии МОУ СШ №81:

Ладенкова Лариса Федоровна

г. Волгоград 2016.

Единица содержания: способ описания экосистемы на примере природной зоны африканской саванны.

Цель урока: сформировать целостное представление о составе и структуре сообщества, его место положения.

Целепологающие задачи:

  1. Предметные:

1) формирование, преобразования и применение новых знаний по географическим и биологическим понятиям: географическое положение, взаимосвязь оболочек на примере природной зоны африканской саванны; биогеоценоз, структура и состав биогеоценоза, цепи питания.

2) овладение умениями и навыками использовать разнообразие биологических и географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов на примере экосистемы африканской саванны.

3) овладение основами картографической грамотности с использованием географических карт, таблиц, схем.

4) познакомить учащихся с сущностью понятий «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера».

5) сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимодействиях организмов, надорганизменных систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе, как необходимом условии существования.

  1. Метапредметные:

А) регулятивные: 1)формировать умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения; 2) формировать умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средство реализации целей и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Б) коммуникативные: 1) формировать умение взаимодействовать с людьми, работа в коллективе с выполнением различных социальных ролей; 2) вести дискуссию.

В) познавательные: 1) формировать умение вести самостоятельный поиск (работа с учебником, таблицами, картами); 2) анализировать и отбирать нужную информации, преобразовывать её, сохранять, передавать и презентовать с помощью ИКТ и интернет - ресурсов.

III. Личностные:

  1. формировать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  2. умение управлять своей познавательной деятельностью и определять границы собственных «знаний» и «незнания».

Вид урока: урок комплексного применения знаний. Продолжительность: 80 мин. Месяц проведения: февраль.

Этапы урока:

I. подготовительный;

II. изучение новой темы;

III. итог на рефлексивной основе;

Методы обучения: частично-поисковый, анализ учебного материала, использование компьютерных технологий.

Форма учебной деятельности: активное обучение, использование ИКТ. Формируемые умения: работа с текстовыми и картографическими источниками.

Ожидаемые результаты:

- знать вопросы, связанные с поддержанием целостности сообщества, обеспечиваемой разнообразными связями между организмами;

- уметь применять свои знания при описании сообщества;

- определять географическое положение материка;

- называть и показывать крупные формы рельефа, определять климатические

условия и их влияние на организмы в данной зоне.







Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска, наглядные пособия

  1. Подготовительный этап. Повторение материала предыдущих уроков по теме, совместное определение цели сегодняшнего урока.

Задача этапа: обеспечить мотивацию, актуализацию опорных знаний и умений.

  1. Учителя называют термины, изученные на предыдущих уроках:

- вид

- популяция

- широтная зональность

- саванна

2) учителя предлагают сформировать цель сегодняшнего урока


  1. Учащиеся дают определения понятий соответствующих терминов.




  1. Учащиеся высказывают свои предположения и совместно с учителем определяют цель урока.







  1. Карта природных зон Африки;




  1. таблица «экосистема африканской саванны»;

II этап: изучение новой темы.

Задача этапа: обеспечить усвоение предложенного материала по биологии и географии.

  1. Учитель географии предлагает обозначить границы природных зон Африки, подписать их названия и выделить саванны.

  2. Учитель биологии предлагает найти в учебнике определение понятий, соответствующих терминов:

-биоценоз

-фитоценоз

-биогеоценоз

-экосистемы

3) Учитель географии ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Изменяется ли площадь территории саванны под воздействием абиотических факторов (поверхностных вод, почвы, климата) и антропогенного фактора?»


4) Учитель биологии ведет побуждающий диалог с учащимися о трофической структуре биоценоза, задавая вопросы:

-Какие взаимоотношения можно наблюдать между организмами в этом биоценозе?

-какие из них являются наиважнейшими?

Б) Учитель предлагает вспомнить способы питания организмов и записать определения «трофическая структура», «пищевая цепь».

В) Учитель предлагает выяснить в каком направлении идут пищевые связи и составить схему цепи питания в данной экосистеме.

1) учащиеся работают с атласами и контурными картами: обозначают, подписывают, выделяют природные зоны. Показывают по карте местонахождение африканской саванны.


2)Учащиеся находят в учебнике определения, зачитывают их и записывают в тетрадь.




  1. Учащиеся делают сообщения с показом презентаций:

-1-ый учащийся о климате этой зоны

-2-ой учащийся о видах почв; видовой и пространственной структуре растительного мира саванны; (приложение 1)

-3-ий учащийся о видовой и пространственной структуре живого мира биоценоза; (приложение 2)

- Учащиеся, на основании прослушанных сообщений высказывают свое мнение о причинах изменений площади территории саванны и предлагают пути решения этой проблемы.


  1. А) Учащиеся высказывают свои предположения, останавливаясь на важнейших трофический взаимоотношениях.



Б) Учащиеся называют способы питания организмов; записывают в тетрадь определения что такое трофическая структура и пищевая цепь.

(приложение 3)

В) Учащиеся отвечают на вопросы учителя и совместно с ним заполняют схему «пищевые связи» (приложение 4)

3) атлас физической географии;


4) контурные карты по географии;


5)учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В Пасечника: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс;

6) -климатическая карта Африки

-интерактивная доска

-компьютер

-проектор;





7) на доске слайд с определением нового термина и схемы сети питания;

III этап: ИТОГ НА РЕФЛЕКСИВНОЙ ОСНОВЕ.

  1. Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям, осуществляя творческую переработку, анализ, интерпретацию изученной информации;

  2. Учитель подводит учащихся к выводу об условиях существования организмов в африканской саванне, о взаимосвязях в ней и о круговороте веществ и энергии в данном биоценозе.

  3. Учитель биологии записывает домашнее задание на доске: §5.1; 5.2.


  1. Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления.



  1. Делают выводы, заполняют кластеры и схемы в тетрадях.




3)Записывают домашнее задание в дневники

8) на доске слайд со схемой круговорота веществ и энергии с участием организмов;





9) учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.







Используемая литература:

1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: в 2 ч. Ч.1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. - 240 с.: ил., карт. - (ФГОС. Инновационная школа).

2. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. .- 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 303 с.

3. География. 7 кл.: атлас. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013. - 48 с.: карт, ил.

4. География. 7 кл.: контурные карты. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013. - 16 с.

5. Дополнительная литература: рисунки и фотографии взяты из рисунков сети-интернет.

6. Программа для общеобразователных учреждений к комплекту учебников, под руководством В.В. Пасечника / авт. - сост. Г.М. Пальдяева. 2 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.- 99с.

7. Рабочие программы по географии 7-8классы (линия учебников издательства « Русское слово ») авт.- сост. Н.В. Болотникова.- 3-е изд., с изм. и доп. - М.: издательство «Глобус», 2012.- 214с.






© 2010-2022