УРОК ГЕОГРАФИИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

Цели и задачи: þ    Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения; þ    Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации; þ    Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа. Оборудование: þФизиче...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методическая разработка

урока географии в 11 классе


Тема:


ЯПОНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ,

ГРАНИЦЫ, НАСЕЛЕНИЕ, КУЛЬТУРА.

Урок с использованием Интернет-ресурсов


при изучении региональной характеристики мира.





ТЕМА. ЯПОНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ, ГРАНИЦЫ, НАСЕЛЕНИЕ, КУЛЬТУРА

Урок с использованием Интернет-ресурсов при изучении региональной характеристики мира.

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.


Цели и задачи:

  • Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения;

  • Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации;

  • Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Оборудование:

  • Физическая и политическая карта мира, персональный компьютер с выходом в интернет, школьные атласы, статистические материалы.

  • Основные понятия: страна наоборот, страна восходящего солнца, японское экономическое чудо,

  • Политическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты, иллюстративный материал, таблицы, изображение флага и герба Японии, ПК, презентация.

Формы работы: лекция, «виртуальная экскурсия».

  • Урок с использованием интернет - ресурсов. Основные навыки работы с часто используемыми интернет-страницами у обучающихся сформированы.

Методы и приёмы: объяснение, рассказ, беседа, работа с картой, работа со статистическими данными.

Тип урока: изучение нового материала

Опережающее задание: 午Поклоны и улыбки

午Чаепитие

午Икебана

午Бонсай

午Кимоно

午Дома

Содержание урока:

  1. Название страны, территория, границы, положение.

  2. ЭГП и ПГП Японии. Влияние ЭГП на развитие страны.

  3. Особенности населения. Демографическая политика. Национальный и религиозный состав.

  4. Природные ресурсы и их использование.

Элементы содержания урока

Адрес используемых интернет - страниц

  1. Повторение и проверка домашнего задания:

  1. Повторение основных понятий.

  2. Индивидуальный опрос. (Тест)


  1. Изучение нового материала.

  1. Название страны, территория, границы, положение. (Опережающее задание: используя интернет - ресурсы обучающиеся, готовят виртуальную экскурсию).

  2. ЭГП и ПГП Японии. Влияние ЭГП на развитие страны.


  1. Особенности населения. Демографическая политика. Национальный и религиозный состав.



  1. Природные ресурсы и их использование. (Опережающее задание: обучающиеся, используя интернет - ресурсы, готовят виртуальную экскурсию).

ru.wikipedia.org/

Полная характеристика страны, символов, карта государства. Интернет-ресурс удобен для самостоятельной работы обучающихся.

wikimapia.org/

Определение и анализ особенностей территории и ЭГП. Используется режима просмотра.

cia.gov

Оценка численности населения страны, возрастной структуры населения, среднего возраста, прироста населения, смертности и рождаемости, соотношения полов, младенческой смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и конфессионального состава.

Используются различные интернет ресурсы на усмотрение обучающихся

  1. Закрепление изученного материала.

  1. На контурной карте отметить государственные границы Японии, соседние страны, крупные города.


  1. Домашнее задание.

Тема 7, п. 3; подготовить наглядную информацию об экономике Японии, используя интернет ресурсы.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Изучение нового материала

2.1 Вступительное слово: сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют «Загадочной». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

О какой стране идёт речь? Вы догадались? Да, это Япония.

2.2 Название страны. Состав территории

Древнее название страны - Ямато.

Японцы называют её Ниппон или Нихон, т. е. Страна восходящего солнца.

Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом - Солнцем в середине.

Круглая хризантема - национальный цветок Японии.

Япония - страна-архипелаг, расположенная на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островов в Тихом океане.

Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», расположена на остове Хонсю, рядом с замком Эдо.

2.3 Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Япония - древнее государство. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX в. она была как бы «спрятана» от глаз европейцев.

Со времён II мировой войны Япония не имеет мирового договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.

Япония входит в «большую восьмёрку», что говорит о её высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что её удалённость от большинства стран затрудняет процесс интеграции.

Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.

2.4 Особенности населения. Демографическая политика

Население Японии - 127 млн. человек. Это восьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, России. Территория - 372 тыс. км2. средняя плотность населения - 336 чел./км2. но фактическая плотность выше, поскольку почти всё население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

Япония - конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире. До принятия Конституции 1947 г. была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны Акихито - символ государства и единства нации, т. к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

По государственному устройству Япония - унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Подавляющая часть населения живёт в городах - 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них города - миллионеры. Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения - естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договорённости родителей.

Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000, в США - 8 на 1000, в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (женщины - 82 года, мужчины - 76 лет). Для сравнения: в России женщины - 72 года, мужчины - 62 года.

Почему японцы живут долго

1. Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.

2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных…

3. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

4. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашён лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоёв марли. Причём носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на о. Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.

Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

Японцы - очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования - синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берёт на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на углах.

Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.

2.5 Сообщения учащихся:

午Поклоны и улыбки

午Чаепитие

午Икебана

午Бонсай

午Кимоно

午Дома
5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно - ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Но я ещё добавлю, что природа Японии скупа.
Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.
Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии - источник гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна.
Особый интерес у японцев вызывает японская вишня - сакура. Сакура у японцев пользуется большой любовью и почитанием. В апреле в Японии проходит Ханами-пати - праздник-фестиваль любования цветением сакуры. Начинается он в столице, а затем продолжается в других японских городах и селениях.

Тревога берёт!
Где, на какой вершине
Окрестных гор
Цветы долгожданных вишен
Первыми зацветут?

Япония просто утопает в бело-розовой пене цветков сакуры. Это невероятно красивая пора! Во время цветения сакуры сады и парки стоят невероятно нарядные и торжественные. Деревья окутаны нежнейшей пеной лепестков, в воздухе витает тонкий аромат.
Цвета и оттенки лепестков сакуры самые разные: белые, розовые, сиреневатые, красные, фиолетовые.
С наступлением темноты цветущие сакуры подсвечиваются со всех сторон прожекторами - зрелище просто волшебное! Сакура цветёт недолго. Скоро её нежные лепестки покроют землю вокруг словно снег, и каждый порыв ветерка будет поднимать белую метель...

Где он, ветер
Цвета вишнёвых лепестков?
Скрылся бесследно.
А скажут: «Земля как в снегу.
Есть ещё чем любоваться!
- На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной и загадочной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.
- Кто же они японцы?
- Что ими движет? 2.6 Подведение итогов:

Вывод по теме урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

Д/З: с. 216 - 218

Даминева Альфия Фатыховна, учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области.

© 2010-2022