- Преподавателю
- География
- УРОК ГЕОГРАФИИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
УРОК ГЕОГРАФИИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | САЙТ П.К. |
Дата | 02.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
урока географии в 11 классе
Тема:
ЯПОНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ,
ГРАНИЦЫ, НАСЕЛЕНИЕ, КУЛЬТУРА.
Урок с использованием Интернет-ресурсов
при изучении региональной характеристики мира.
ТЕМА. ЯПОНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ, ГРАНИЦЫ, НАСЕЛЕНИЕ, КУЛЬТУРА
Урок с использованием Интернет-ресурсов при изучении региональной характеристики мира.
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.
Цели и задачи:
-
Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения;
-
Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации;
-
Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Оборудование:
-
Физическая и политическая карта мира, персональный компьютер с выходом в интернет, школьные атласы, статистические материалы.
-
Основные понятия: страна наоборот, страна восходящего солнца, японское экономическое чудо,
-
Политическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты, иллюстративный материал, таблицы, изображение флага и герба Японии, ПК, презентация.
Формы работы: лекция, «виртуальная экскурсия».
-
Урок с использованием интернет - ресурсов. Основные навыки работы с часто используемыми интернет-страницами у обучающихся сформированы.
Методы и приёмы: объяснение, рассказ, беседа, работа с картой, работа со статистическими данными.
Тип урока: изучение нового материала
Опережающее задание: 午Поклоны и улыбки
午Чаепитие
午Икебана
午Бонсай
午Кимоно
午Дома
Содержание урока:
-
Название страны, территория, границы, положение.
-
ЭГП и ПГП Японии. Влияние ЭГП на развитие страны.
-
Особенности населения. Демографическая политика. Национальный и религиозный состав.
-
Природные ресурсы и их использование.
Элементы содержания урока
Адрес используемых интернет - страниц
-
Повторение и проверка домашнего задания:
-
Повторение основных понятий.
-
Индивидуальный опрос. (Тест)
-
Изучение нового материала.
-
Название страны, территория, границы, положение. (Опережающее задание: используя интернет - ресурсы обучающиеся, готовят виртуальную экскурсию).
-
ЭГП и ПГП Японии. Влияние ЭГП на развитие страны.
-
Особенности населения. Демографическая политика. Национальный и религиозный состав.
-
Природные ресурсы и их использование. (Опережающее задание: обучающиеся, используя интернет - ресурсы, готовят виртуальную экскурсию).
ru.wikipedia.org/
Полная характеристика страны, символов, карта государства. Интернет-ресурс удобен для самостоятельной работы обучающихся.
wikimapia.org/
Определение и анализ особенностей территории и ЭГП. Используется режима просмотра.
cia.gov
Оценка численности населения страны, возрастной структуры населения, среднего возраста, прироста населения, смертности и рождаемости, соотношения полов, младенческой смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и конфессионального состава.
Используются различные интернет ресурсы на усмотрение обучающихся
-
Закрепление изученного материала.
-
На контурной карте отметить государственные границы Японии, соседние страны, крупные города.
-
Домашнее задание.
Тема 7, п. 3; подготовить наглядную информацию об экономике Японии, используя интернет ресурсы.
Ход урока:
-
Оргмомент
-
Изучение нового материала
2.1 Вступительное слово: сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют «Загадочной». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
О какой стране идёт речь? Вы догадались? Да, это Япония.
2.2 Название страны. Состав территории
Древнее название страны - Ямато.
Японцы называют её Ниппон или Нихон, т. е. Страна восходящего солнца.
Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом - Солнцем в середине.
Круглая хризантема - национальный цветок Японии.
Япония - страна-архипелаг, расположенная на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островов в Тихом океане.
Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», расположена на остове Хонсю, рядом с замком Эдо.
2.3 Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
Япония - древнее государство. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX в. она была как бы «спрятана» от глаз европейцев.
Со времён II мировой войны Япония не имеет мирового договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.
Япония входит в «большую восьмёрку», что говорит о её высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что её удалённость от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.
2.4 Особенности населения. Демографическая политика
Население Японии - 127 млн. человек. Это восьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, России. Территория - 372 тыс. км2. средняя плотность населения - 336 чел./км2. но фактическая плотность выше, поскольку почти всё население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.
Япония - конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире. До принятия Конституции 1947 г. была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны Акихито - символ государства и единства нации, т. к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.
По государственному устройству Япония - унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.
Подавляющая часть населения живёт в городах - 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них города - миллионеры. Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения - естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договорённости родителей.
Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000, в США - 8 на 1000, в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (женщины - 82 года, мужчины - 76 лет). Для сравнения: в России женщины - 72 года, мужчины - 62 года.
Почему японцы живут долго
1. Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.
2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных…
3. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
4. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашён лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоёв марли. Причём носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.
Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на о. Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.
Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.
Японцы - очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования - синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берёт на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на углах.
Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.
2.5 Сообщения учащихся:
午Поклоны и улыбки
午Чаепитие
午Икебана
午Бонсай
午Кимоно
午Дома
5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно - ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Но я ещё добавлю, что природа Японии скупа.
Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.
Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии - источник гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна.
Особый интерес у японцев вызывает японская вишня - сакура. Сакура у японцев пользуется большой любовью и почитанием. В апреле в Японии проходит Ханами-пати - праздник-фестиваль любования цветением сакуры. Начинается он в столице, а затем продолжается в других японских городах и селениях.
Тревога берёт!
Где, на какой вершине
Окрестных гор
Цветы долгожданных вишен
Первыми зацветут?
Япония просто утопает в бело-розовой пене цветков сакуры. Это невероятно красивая пора! Во время цветения сакуры сады и парки стоят невероятно нарядные и торжественные. Деревья окутаны нежнейшей пеной лепестков, в воздухе витает тонкий аромат.
Цвета и оттенки лепестков сакуры самые разные: белые, розовые, сиреневатые, красные, фиолетовые.
С наступлением темноты цветущие сакуры подсвечиваются со всех сторон прожекторами - зрелище просто волшебное! Сакура цветёт недолго. Скоро её нежные лепестки покроют землю вокруг словно снег, и каждый порыв ветерка будет поднимать белую метель...
Где он, ветер
Цвета вишнёвых лепестков?
Скрылся бесследно.
А скажут: «Земля как в снегу.
Есть ещё чем любоваться!
- На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной и загадочной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.
- Кто же они японцы?
- Что ими движет? 2.6 Подведение итогов:
Вывод по теме урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.
Д/З: с. 216 - 218
Даминева Альфия Фатыховна, учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с. Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области.