• Преподавателю
  • География
  • Методическая разработка открытого занятия по географии на тему: Глобальные проблемы современности

Методическая разработка открытого занятия по географии на тему: Глобальные проблемы современности

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по теме «Глобальные проблемы современности»

Группа: 234 К

Специальность: 38.02.04 Коммерция

(по отраслям)









Дата: 05.11.2015

Время: 1015

Место проведения:

Преподаватель: Николаева А.В.



2015


Пояснительная записка


Как преподаватель, я столкнулась с проблемой, что обучающиеся обладают высоким уровнем знаний и показывают стабильные результаты, тем не менее, теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо. Отсюда можно сделать вывод, что надо повышать не только их активность (внешний фактор), но и самостоятельность (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект. При этом необходимо учитывать, что у обучающихся XXI века должны быть сформированы такие навыки, как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Именно коммуникация и сотрудничество в условиях современной политической, экономической и культурной интеграции стран способствуют достижению высокого обучающего эффекта, являются универсальными навыками, способствующими успешной адаптации человека в быстро изменяющемся мире.

В соответствие с ФГОС реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий на основе активного и интерактивного обучения (т.е. командной или индивидуальной работы). Учебный процесс, опирающийся на применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе обучения на занятиях по географии, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Моя активность как преподавателя уступает место активности детей. Одним из видов таких заданий являются ситуационные задачи - задания, помещенные в жизненный контекст и содержащие личностно-значимый вопрос, который помогает студенту убедиться в необходимости данного знания, проявления инициативы обучающихся. Специфика КОЗ заключается в том, что задания носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для решения обучающимся необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов, а именно на уроках географии обучающиеся применяют знания в области предметов всего естественного цикла. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а интересное название. Обязательным элементом задания является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы обучающемуся захотелось найти на него ответ.

Метапредметность современного образования предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общих учебных умений, на развитие самостоятельности и освоение универсальных учебных действий. На моих уроке посредством применения КОЗ в процессе обучения обучающиеся находят пути решения проблемных ситуаций. В ходе работы над решением проблемы участники при организации командной работы учатся распределять между собой полномочия, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, вставать на позиции других участников группы, приходить к согласию и принимать совместные решения.






























План занятия

Тема занятия: Глобальные проблемы современности

Вид занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Методическая цель: урок с применением технологии направляющего текста и КОЗ

Цели:

Обучающие: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения, обобщить знания полученные при изучении всех тем.

Развивающие: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

Воспитательные: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи:

Познавательные:

  • изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

  • отработка навыка анализа проблем;

  • отработка навыка работы с различными источниками информации - электронными и традиционными - картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;

  • выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

  • развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

  • осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные:

  • развитие навыков работы в группе;

  • отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.

Методы обучения:

  1. Проблемный метод обучения

  2. Работа с учебным текстом

  3. Анализ и отбор теоретического материала

  4. Составление и заполнение таблицы

  5. Работа с понятием: выделение ключевых слов, раскрытие их содержания и построение взаимосвязи между ними

  6. Метод анализа, синтеза, классификации, соотнесения и обобщения

  7. Тестирование

  8. Рефлексия

Учебно-методическое оснащение:

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 2008

Материально-техническое оснащение:

Компьютер с мультимедийным проектором.

Междисицплинарные связи:

Дисциплина

Тема

Биология

Охрана природы

Экология

Загрязнение окружающей среды

ОБЖ

Оружие массового поражения

История

Революционное народничество

Внутридисциплинарные связи:

География населения мира

Политическая карта мира

География природных ресурсов

Мировое хозяйство

Регионы мира


Студент должен знать

Студент должен уметь

(познавательные УУД)

- понятие глобальные проблемы человечества,

- классификацию глобальных проблем человечества,

- этапы формирования человеческого общества, роль природы в становлении и развитии человеческого общества.


(метапредметные УУД)

- на основе работы с различными источниками дополнительной информации анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, размышлять, находить ответы, правильно ставить вопросы, выслушивать собеседника.


Личностные УУД:

-осознать теснейшую связь между природой и обществом;

-осознать мусульманское происхождение проблем;

-формировать нравственную позицию обучающегося.

Ход занятия

Люди повинуются законам природы,

даже когда действуют против них.

И.В. Гёте


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Формы организации деятельности

Методы

Результат этапа

Время

1.Орг.момент

1. Организует группу на учебную деятельность.

2. Организует беседу на тему занятия и её значимость для будущей специальности:

В 60-е годы в СССР была очень популярна детская песня: «Пусть всегда будет солнце»…

В этих словах мечты и чаянья каждого человека, независимо от его национальности, вероисповедания, материального благосостояния.

Это - жить под ясным небом, ярким солнцем, в окружении родных и близких нам людей и чтобы наша жизнь ничем не омрачалась.

Но всегда ли это и всем удается? Чем может осложниться и даже прерваться человеческая жизнь?

Скажите, все ли страны мира развиваются, с экономической точки зрения, одинаково? Какие страны есть в сегодняшнем мире?

3. Целеполагание.

Все, что мы сейчас вспомнили, можно назвать одним словом, и, скажите, чем же является для людей все перечисленное вами?

Какие проблемы, по-вашему, являются глобальными?

О каких проблемах вы уже знаете?

А на каких предметах вы узнали об этом?

Но, подумайте, если вы уже касались этих проблем на других предметах, тогда зачем мы снова рассматриваем эти же проблемы на сегодняшнем занятии, какие цели мы можем поставить перед собой?

В связи с этим, какие же задачи, с вашей точки зрения, вы должны решить в ходе урока?

Понимают общее содержание учебного материала. Работают над построением общей цели занятия

Фронтальная работа

Актуализация знаний, построение цели работы

Формирование установки, мотивационно-целевой базы

10мин

2.Проблемати-

зация

1. Мотивация к деятельности (составление таблицы):

Работать вы будете по технологии направляющего текста, главная цель которой - ОБУЧИ СЕБЯ САМ.

Акцент делается на самостоятельную работу, при выполнении которой вам предстоит работать как индивидуально, так и в группах.

У вас на столах лежит дидактический материал, который вам поможет в работе:

№1 Направляющий текст, где прописан алгоритм выполнения работ

№2 Информационный текст, который поможет вам создать информационную базу для дальнейшей работы

№3 Таблица, которую вы должны будете проработать и заполнить к концу урока

№4 Тестовые задания, а так же оценочный лист, который вы будете заполнять по мере прохождения всех этапов урока.

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, фиксируют затруднения, выраженные в нехватке знаний

Фронтальная и индивидуальная работа

Проблематиза-ция, актуализация знаний, мотивация на учебную деятельность

Восприятие и частичное осмысление нового

5мин

3. Проработка нового

Возьмите в руки направляющий текст и ознакомьтесь с заданием.

Переходим к теоретической работе. В чем сейчас будет заключаться наша работа? (заполнение таблицы) Работаем самостоятельно, времени на задание отводится 15 минут

Теперь переходим к оценке теоретической работы.

Что предполагает данный этап?

Возьмите индивидуальные тестовые задания и оценочный лист. Руководители групп, заполните, пожалуйста, оценочный лист (записывают фамилии).

А теперь все приступают к выполнению индивидуального задания. Время на выполнение задания - 5 минут. Критерии оценок обычные - 1 балл за правильный ответ.

Проведите самоконтроль своих работ. Эталон ответов на экране. Сравните свои ответы с правильными и проставьте баллы. Руководители групп, занесите полученные баллы в оценочный лист.

А мы проанализируем выполненную работу и сделаем выводы.

Оценка за урок складывается из баллов, полученных за различные виды работ и это только первая, у вас еще будет возможность поправить положение.

ОПРЕДЕЛИТЬ ВИДЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОБЛЕМ

Возвращаемся к информационному тексту.

Из него вы должны выбрать и занести в таблицу виды глобальных проблем. На работу отводится пять минут.

Из предоставленного в презентации перечня проблем назовите глобальные.

ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЧИНЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ИХ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

На этом этапе я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача проанализировать причины их возникновения и систематизировать составляющие элементы глобальных проблем, соответственно вашему заданию. Каждая группа ищет ответы по одной проблеме, которая ей выпадает.

Руководители групп, подойдите, пожалуйста, и определите задание для своей группы.

Итак, I группа работает по экологической проблеме

II группа работает по политической проблеме

III - по угрозе термоядерной войны

Время на выполнение задания - 15 минут.

Полученные результаты занесите в таблицу.

Проверим, насколько правильно вы определили составляющие элементы глобальных проблем.

В нижней части доски представлены все составляющие, а в верхней части - название проблем.

Один из участников от каждой группы выходит к доске и представляет нам результаты групповой работы.

У нас осталась последняя задача

ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Возвращаемся к информационному тексту, в котором содержится материал по данному вопросу.

Ваша задача - выбрать нужную информацию, чтобы осветить пути решения наиболее полно.

Итак, для окончательного заполнения таблицы вам дается 15 минут, но, при этом, вы меняете проблему и передаете соседней группе свое задание.

Время заканчивается, таблица полностью заполнена и теперь ее передайте для проверки другой группе, а я раздаю эталоны ответов.

Внимательно сравнивайте выполненную работу с эталонами. Максимальный балл за правильно заполненную таблицу - 5, и этот балл будет максимальным для каждого участника группы. Учитывайте все недоработки, ставьте адекватные баллы и возвращайте таблицу хозяину.

Все проставили?

А теперь обсудим ваши результаты.

Руководители групп, зачитайте результаты.

Напоминаю, что этот балл выставляется каждому участнику вашей группы в оценочный лист.

А сейчас для более наглядного представления и закрепления материала, полученного на этом уроке, я предлагаю вам творческое задание, которое не должно быть для вас сложным, так как этому вас учат на информатике.

Вам нужно создать презентацию по одной из глобальных проблем современности. ( получают КОЗ, работают с использованием информационных технологий по созданию презентации)

Заполняют таблицу, используя направляющий текст, создают презентацию, выступают с защитой презентации, проверяют таблицу, выполняют и проверяют тестовое задание.

Самостоятельная индивидуальная работа, групповая

Актуализация знаний

Получение структурирован-ных новых знаний

60 мин

4.Рефлексивный контроль

А теперь подведем итоги.

Давайте вспомним задачи нашего урока

Решили мы эти задачи?

К каким выводам мы пришли?

Целью нашего урока было:

ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ОСМЫСЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Как вы считаете - достигли мы этой цели?

Обоснуйте свой ответ.

Нам всем понятно, что вернуть природу в первобытное состояние нам уже не под силу, но сохранить ее такой, какая она есть сейчас - еще возможно. Каким образом?

Что еще полезного вы для себя вынесли с этого урока?

«Проснулся утром, убери свою планету!» - так говорил Маленький принц, герой известной книги Антуана де Сент-Экзюпери

Что вам понравилось на уроке?

А закончить урок я хочу той же песней, которая называется «Солнечный круг»

Мы должны понимать и всегда помнить, что наша жизнь, будущее мира зависит от всех нас.

Дополняют таблицу в бланках, отвечают на вопросы.

Организация задания критических вопросов на уточнение и дополнение материала

Фронтальная работа

Работа с теоретическим материалом: соотнесение и обобщение. Составление полного ответа на основе анализа направляющего текста

Усвоение и применение нового материала: самоанализ.

10мин


5.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение, эссе. На тему, « В какой мере решение проблемы окружающей среды, зависит от каждого из нас»

Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?

Фиксируют домашнее задание




5 мин

Приложения


Таблица 1


Виды глобальных проблем

Причины их возникновения

Составляющие элементы глобальных проблем

Пути решения

Экологическая

проблема


Экономическая проблема


Проблема термоядерной войны


Тестовое задание

  1. Терроризм - это

1. политика мирного урегулирования спорных вопросов

2. политика давления сильных держав на слабые страны политика

3. политика запугивания, устрашения и насилия

2.Техногенная цивилизация - это

1. современное состояние цивилизации, обусловленное научно-техническим прогрессом

2. первобытная цивилизация

3. переходное состояние цивилизации

3 . Экология - это

  1. Наука о Земле, ее происхождении и развитии

  2. Наука о народонаселении

  3. Наука о равновесии живых организмов в природе

  4. Демографическая проблема - это

  1. Проблема ухудшения состояния среды обитания человека

  2. Проблема обеспечения мира и международной безопасности

  3. Проблема бурного роста населения в развивающихся странах и слабого роста в развитых странах

  1. Глобальные проблемы современности - это

  1. Сложные теоретические и практические вопросы, требующие изучения

  2. Совокупность социоприродных проблем человечества, от решения которых зависит сохранение мировой цивилизации

  3. Проблемы, не имеющие решения

Направляющий текст

1. Знакомство с поставленной задачей

Вы должны заполнить таблицу «Глобальные проблемы современности».

Работу будете проводить в соответствии с информационным текстом.

2. Теоретическая работа (информирование)

Познакомиться с заданием.

Проанализировать задание и решить, какая дополнительная информация вам необходима для выполнения задания.

При информационном дефиците, найдите недостающий материал в Интернете.

3. Оценка теоретической работы.

Проверить и оценить усвоение нового материала.

4. Планирование.

Выбрать главную проблему.

Продумать последовательность заполнения таблицы.

5. Принятие решения.

Таблицу заполнять по мере изучения нового материала.

Этапы заполнения таблицы:

  1. определить виды глобальных проблем.

  2. разобрать причины их возникновения.

  3. определить составляющие элементы глобальных проблем.

  4. определить возможные пути решения глобальных проблем.

6. Исполнение и контроль.

Проконтролировать свою работу в соответствии с планом методом взаимоконтроля, учитывая полноту и правильность заполнения таблицы.

7. Оценка и заключение.

Самокритично произвести оценку проделанной работы.

Сделать вывод

8. Рефлексия.

Разобрать затруднения и ошибки, допущенные при выполнении задания.

Проанализировать свои успехи и достижения.



Информационный текст

Информационный лист № 1

Проблема - в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения.

Глобальные проблемы современности - совокупность социоприродных проблем человека, от решения которых зависит сохранение мировой цивилизации.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Техногенная цивилизация - современное состояние цивилизации, обусловленное научно-техническим процессом. Наука и техника являются источником ее развития.

Ядерная война - гипотетический военный конфликт между государствами, обладающих ядерным оружием.

Экология - наука о равновесии живых организмов в природе.

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении насилия, запугивания, устрашения.

Демография - наука о народонаселении.

Энергетический голод - проблема энергетического дефицита. Должна

решаться не только за счет нефти.

Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги.

Безработица - наличие в стране людей, которым не хватает оплачиваемой работы.

Демографическая проблема связана с демографическим «взрывом» в разви-вающихся странах и слабым ростом населения в развитых странах.

Экологическая проблема - резкое ухудшение состояния среды обитания человека.

Социально - политическая проблема связана с обеспечением мира и международной безопасности.

Экономическая проблема - это серьёзные нарушения в экономической деятельности общества, требующие глобальной перестройки сложившейся системы отношений.

Информационный лист № 2

В настоящее время отмечают 4 основных направления глобальных проблем современности:

- Политические проблемы

- Экономические проблемы

- Экологические проблемы

- Духовно- нравственные проблемы.

Развитие техногенной цивилизации не смогло разрешить ряд противоречий, которые в настоящее время еще больше углубились и расширились.

Причины их возникновения были различными, в том числе,

для экологической проблемы это стало:

1. Неупорядоченное пользование природными ресурсами;

2. Необратимость перемен в природе из-за техногенной деятельности

человека

3. Нарушение способности природы к восстановлению и динамичному

равновесию.

для экономической проблемы - это:

1. Разложение мировой экономики на социалистическую и капиталистическую системы

2. Экономические и финансово-промышленные потрясения.

для политической проблемы - это:

1. Развал мировых социальных систем

2. Конфликт возникших подсистем

3. Развитие политических конфликтов.

- для культурно-нравственных проблем - это:

1. Рост преступности

2. Неграмотность населения

3.Алкоголь, наркомания, СПИД

4. Падение нравов

- для угрозы термоядерной войны - это

1. Неуправляемое расползание ядерных технологий

2.Возможность термоядерного шантажа

3.Испытания, изготовление и применение ядерного оружия.

Информационный лист № 3

Составляющие элементы экологической проблемы:

  1. озоновая дыра

  2. загрязнение воздуха

  3. потепление климата

  4. проблема мусора

  5. истребление лесов

  6. опустынивание

  7. загрязнение мирового океана

Составляющие элементы экономической проблемы:

  1. энергетический голод

  2. инфляция

  3. полюса развития «Север-Юг»

  4. нехватка продовольствия

  5. безработица

  6. демографический кризис

Составляющие элементы проблемы угрозы термоядерной войны:

  1. гонка вооружений

  2. накопление огромных запасов ядерного оружия во многих странах

  3. терроризм

Составляющие элементы политической проблемы:

  1. локальные военные конфликты и опасность их перерастания в глобальные

  2. полюса противостояния и борьбы за сферы влияния (США - Европа - Россия - Азия)

  3. различные политические системы (демократические, тоталитарные и др.)

  4. терроризм

Информационный лист № 4

Пути решения экономической проблемы:

  1. Проведение аграрных и рыночных реформ

  2. Индустриализация экономики

  3. Оказание содействия развитыми странами развивающимся в решении проблемы нищеты, болезней и голода

  4. Выделение кредитов

  5. Передача передовых экономических технологий

Пути решения экологической проблемы:

  1. Формирование экологического мировоззрения в обществе

  2. Разработка и выполнение международных программ по охране окружающей среды

  3. Эффективное природоохранное законодательство

  4. Решение проблемы утилизации отходов

Пути решения проблемы угрозы термоядерной войны:

  1. Взаимное уничтожение запасов ядерного оружия

  2. Конверсия военной промышленности

  3. Исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами

  4. Борьба с международным терроризмом





Литература

1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П.Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006

2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009

4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Экономическая и социальная география мира, Москва, «Русское слово», 2010.


© 2010-2022