- Преподавателю
- География
- Урок по географии Биосфера (6 класс)
Урок по географии Биосфера (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бордачева Л.К. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ « Гимназия №1»
Ковылкинского муниципального района
Урок по теме
« Биосфера, ее строение»
Подготовила: учитель географии
Бордачева Л. К.
Ковылкино
2014 год
Цели урока:
- образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятия « биосфера», закономерностей распространения живых организмов на планете, взаимосвязей биосферы с другими оболочками.
-развивающие: создать условия для развития у школьников умений самостоятельно работать с текстом учебника, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
-воспитательные: воспитывать экологическую культуру учащихся, бережное отношение к окружающей среде.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Подготовительный этап
Учитель: Итак, ребята , давайте определим тему нашего урока!
Учащиеся смотрят слайды презентации о жизни на Земле;
Итак , наш урок посвящен (уч-ся отвечают) оболочке, в которой распространены живые организмы.,
Учитель: т.е. «биосфере».
Устный опрос:
1)Когда и где началось развитие жизни на Земле?
2.Из чего состоят тела живых организмов7
3.На какие царства ученые делят живую природу?
(Ученики отвечают на вопросы)
3.Этап усвоения новых знаний
Учитель. Начнем с определения понятия «биосфера»
(ученики находят в учебнике определение «биосфера»
Биосфера- это область распространения жизни на Земле, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере.
Живые организмы, населяющие биосферу, тесно связаны друг другом и с земными оболочками.
Приведите примеры взаимодействия живых организмов друг с другом.
Приведите примеры взаимодействия живых организмов атмосферой, гидросферой, литосферой.
(Ученики приводят примеры)
Масса одновременно живущих организмов на Земле составляет 2423 млрд тонн, что равно массе 387680 пирамид Хеопса.
Живое вещество характеризуют:
а) по месту обитания (наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная);
б) по видовому разнообразию(на Земле обитает 3,5 млн видов);
в) по численности каждого вида;
г) по массе(растения).
Ответьте на вопросы:
1. Где можно встретить живые организмы? ( В полярных льдах и на вершинах самых высоких гор, в соляных озерах и глубоководных впадинах мирового океана, в поземных шахтах и кратерах вулканов.)
2. Какие условия влияют на распространение живых организмов? ( Свет, тепло, влага)
Задания для самостоятельной работы:
Определите границы биосферы.
Где располагается верхняя граница биосферы?
Где проходит нижняя граница биосферы в океане?
Где проходит нижняя граница биосферы в литосфере?
(ученики выполняют самостоятельную работу)
Учитель. Существуют различные гипотезы появления жизни на Земле. Прочитайте текст учебника и выделите основные этапы появления и развития жизни на Земле.
Ученики.
1)Простейшие формы жизни появились на Земле 4 млрд лет назад.
2)Развитие жизни в океане.
3) Выход животных и растений на сушу.
4) Формирование природы современного облика началось 100 млн лет назад
Учитель. Теперь поговорим о биологическом круговороте веществ.
В биологическом круговороте веществ выделяют 3 процесса:
-создание растительной продукции;
-процесс превращения ее в животную продукцию;
- процесс разрушения растительной и животной продукции микроорганизмами.
Задания для самостоятельной работы:
С какого процесса начинается круговорот веществ?
Что образуется в процессе фотосинтеза?
Что служит пищей животным?
Чем питаются микроорганизмы?
Что образуется в процессе жизнедеятельности микроорганизмов?
Как используются неорганические вещества?
4. Этап закрепления знаний
Географический диктант:
1.Область распространения жизни на Земле, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы-
2. Основоположник учения о биосфере-
3.Масса живого вещества одновременно живущих организмов составляет -
4. Условия, влияющие на распространение живых организмов:
а)
б)
в)
5. Определите границы биосферы.
Верхняя граница биосферы проходит на высоте-
Граница биосферы в океане находится-
Нижняя граница биосферы в литосфере распространяется до глубины-
6. Основные этапы появления и развития жизни на Земле:
а)
б)
в)
г)
7. Биологический круговорот веществ.
Круговорот веществ начинается с процесса-
В процессе фотосинтеза образуются-
Пищей животным служит-
Микроорганизмы питаются-
Неорганические вещества используются-
5. Домашнее задание
Параграф 50, задания и вопросы.
6.Подведение итогов
Учитель. Как вы теперь понимаете слова В. И. Вернадского « На земной поверхности нет силы более могущественной, чем живые организмы» .
Удалось ли нам достичь целей поставленных в начале урока?
Оцените свою работу на уроке
Поднимите руки, кто поставил себе «5» , «4», «3».
5