- Преподавателю
- География
- Дополнительная общеобразовательная программа Змейка педагог: Гайсина Ю. В
Дополнительная общеобразовательная программа Змейка педагог: Гайсина Ю. В
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайсина Ю.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа художественно-эстетической направленности - направлена на формирование художественно-эстетического вкуса, развитие художественных способностей и склонностей детей к танцевальному искусству, способствует развитию творческой одаренности детей.
Возраст детей от 5 до 8 лет - самый интересный. Именно в этом возрасте дети проявляют свое «Я», свои интересы. На окружающий мир они смотрят широко открытыми глазами.
Именно от пяти до восьми лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое и творческое воспитание особенно важны в этот возрастной период. Хорошо, если ребенок уже ходит в детский сад, или школу, в этих учреждениях идет целенаправленное развитие детей.
Но если дети не посещают образовательные учреждения, а в кружки и секции в основном принимают с семи лет? Если занятия в образовательных учреждениях не удовлетворяют потребности детей в общении, творческом и физическом развитии?
Основная задача педагогов дополнительного образования - научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром, помочь ребенку развить свои физические и творческие способности. Это значит, что необходимо занять досуг ребенка интересной познавательной деятельностью, привить навыки здорового образа жизни, развить творческий потенциал.
Автор программы считает, что одним из эффективных методов работы с детьми - дошкольниками по данному направлению является привлечение их к танцевальным занятиям.
Танец-это сложный и многогранный феномен: яркий, красочный вид искусства, средство психотерапии, выражения эмоций, улучшения эмоционального состояния и физического здоровья.
Данная программа направлена на всесторонне, гармоничное развитие детей. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
В возрасте 5-8 лет понять хореографию эффективней через игру, при помощи которой развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.
Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир.
В хореографии игра развивает способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий. Он учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
Можно выделить несколько функций игры, используемой при обучении навыкам танцевального искусства:
Обучающая функция - развитие танцевальных умений и навыков, двигательных и физических данных.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, через различные формы движений и перевоплощений, в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения.
Функция самовыражения - стремление ребёнка, через движения в игре реализовать творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Игра - это важнейший путь включения детей в социальную жизнь. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве.
Актуальность и новизна программы заключается в том, что она призвана помочь родителям в воспитании детей, развитии их физических и творческих способностей. Программа ориентирована на детей, которые посещают детские сады, а так же на детей из семей социально не защищенных, которые не могут посещать дошкольные учреждения в связи с высокой оплатой за содержание ребенка в детском саду. В программе представлены упражнения, движения, подбор музыки соответственно физическому, умственному и эмоциональному развитию детей от пяти до восьми лет.
Дети объединены общей задачей, доступно поданный материал, заинтересованность детей и родителей, развивает в детях уверенность, целеустремленность. Именно в этом возрасте проявляются склонности, желания. Талант, зажигаются «звездочки». Кроме того, важно отметить, что в отличие от детского сада, куда ребенок вынужден ходить независимо от своего желания либо нежелания, наше объединение он посещает добровольно. Совместные занятия детей и родителей позволяют родителям сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его физические данные, предоставляют возможность заниматься танцами не только ребенку, но и взрослому. Наукой доказано, что совместные занятия танцами родителей с ребенком являются источником радости, обогащают новыми и яркими впечатлениями.
Цель данной образовательной программы - создание условий для социализации личности ребенка, укрепления его здоровья, содействия всестороннему развитию, через обучение навыкам танцевального искусства, с использованием игрового метода.
Задачи.
1. Обучающие
-
сформировать двигательные навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества;
-
сформировать чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
-
сформировать навыки самостоятельного выполнения движений под музыку.
2. Развивающие
-
развивать двигательные и физические данные детей: мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности, ручную умелость и мелкую моторику;
-
развивать творческие способности детей: фантазию, образное мышление, воображение.
3. Воспитательные
-
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-
воспитание чувства дружбы и товарищества, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
-
воспитание самостоятельности детей в решении новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве.
-
этическое воспитание, прививать навыки культурного поведения.
Основные принципы программы:
Принцип доступности.
Принцип эффективности.
Принцип индивидуализации, дифференцированного подхода.
Принцип постепенного развивающего обучения (от простого к сложному).
Принцип заботы и охраны здоровья ребенка.
Условия реализации программы:
Реализация данной программы предусматривает выполнение следующих условий:
- наличие работоспособного, творческого коллектива;
- наличие танцевального зала;
-
необходимого для работы оборудования, технических средств обучения;
-
аудио и видео записи;
Работать по данной программе может любое образовательное учреждение дополнительного образования. Программа является вариативной, допускается некоторые изменения в содержании занятий, в форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 5 -8 летнего возраста.
Занятия по программе проводятся два раза в неделю из расчета 72 часа в год.
Время реализации программы - 3 года.
Количество воспитанников в группах:
Группа первого года обучения: 8-10 человек (5-6 лет).
Группа второго года обучения: 10-12 человек (6-7 лет).
Группа третьего года обучения: 12-15 человек (7-8 лет).
Периодичность занятий.
Первый год обучения 2 раза в неделю по 1 часу.
Второй год обучения 2 раза в неделю по 1 часу.
Третий год обучения 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы занятий:
Теоретические занятия
Практические занятия
Итоговые занятия
Рассказ, объяснение, показ, мастер-класс
Мастер-класс, Репетиции, концерт, конкурс, творческая мастерская, экскурсия
Зачет, тестирование, выполнение контрольных заданий творческий отчет, фестиваль
Формы организации деятельности на занятиях:
-
групповые
-
индивидуальные
-
фронтальные
Формы и методы, используемые на занятиях.
Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально- подвижными играми и играми- путешествиями.
Раздел креативной гимнастики включает: музыкально- творческие игры и специальные задания.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Традиционный метод обучения танцевальным движениям.
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в танцевально- игровую гимнастику, возможно лишь при правильной методике обучения.
Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям, танцам можно условно разделить на три этапа:
-
Начальный этап- обучение упражнению (отдельному движению);
-
Этап углубленного разучивания упражнения;
-
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное.
Порядок начального этапа:
- название упражнения;
- показ упражнения;
- объяснение техники;
- попытки опробовать движение.
По первым попыткам выполнения упражнения педагог может судить, как обучаемый понял свою задачу, и в зависимости от этого планировать дальнейший путь обучения.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого и своевременного предупреждения и исправления ошибок. Это дополнительные и ненужные движения, несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность основных мышечных групп, значительное отклонение от направления и амплитуды движений, искажение общего ритма упражнения. Данные ошибки являются характерными на стадии формирования умения.
ФГОС
Дополнительное образование является составляющей внеучебной деятельности - обязательного элемента новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Современный вариант Программы «Змейка» учитывает требования Стандарта:
-
реализация программы «Змейка» содействует получению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
личностные результаты - формирует у воспитанников:
-
систему значимых социальных и межличностных отношений;
-
социальные компетенции;
метапредметные- развивает:
-
универсальные учебные действия и способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
-
способность сотрудничать с педагогами и сверстниками в процессе совместной деятельности.
предметные - способствует получению знаний, умений и навыков по предметным областям:
музыка - учит:
-
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в музыкально-ритмическом движении;
-
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
физическая культура - учит:
-
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
основы здорового образа жизни:
-
приобщает к здоровому образу жизни;
-
формирует умение использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средстве физического совершенствования
Ожидаемые результаты.
Реализация программы танцевально-игровой гимнастики "Змейка" обеспечит высокий уровень подготовленности учащихся к дальнейшим занятиям хореографией; будут сформированы необходимые двигательные и ритмические навыки, навыки самостоятельного выполнения движений под музыку.
Развитие физических данных детей укрепит мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности, ручную умелость и мелкую моторику.
Игровой метод, используемый в программе, обеспечит развитие творческих способностей детей: фантазии, образного мышления, воображения; а так же поспособствует снятию эмоционального напряжения у детей и их стремлению к самовыражению.
Результатом педагогически направленного общения педагога и родителей станут сходные взгляды на процесс дальнейшего развития и воспитания ребенка, а именно: закрепление потребности в здоровом образе жизни, дальнейшее воспитание чувства товарищества и коллективизма, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, формирование самостоятельности детей.
Реализация программы дает детям путь к самопознанию и самораскрытию, а родителям - увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Содержательная структура программы позволит создать благоприятные условия для социализации личности ребенка, укрепления его психического и физического здоровья.
Формы внеучебной деятельности:
-
организация и участие в концертах, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, проводимых на уровне города, республики, России;
-
участие в ежегодных отчётных концертах коллектива;
-
экскурсии по музеям городов
-
работа с родителями:
-
проведение индивидуальных консультаций;
-
родительских собраний;
-
совместные поездки на конкурсы и экскурсии;
Реализация программы «Змейка» способствует получению следующих результатов:
-
личностные - у воспитанников сформируются:
-
системы значимых социальных и межличностных отношений;
-
социальные компетенции;
-
метапредметные - воспитанники:
-
овладеют универсальными учебными действиями и способностью их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
-
научаться сотрудничать с педагогами и сверстниками в процессе совместной деятельности.
-
предметные - воспитанники освоят знания и умения по предметным областям:
музыка - научатся:
-
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в музыкально-ритмическом движении;
-
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
-
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;
-
принимать активное участие в художественных событиях ТО, музыкально-эстетической жизни ДЮЦ, района, поселка и др. (музыкальные вечера, концерты, конкурсы, фестивали).
физическая культура:
физическое совершенствование - научатся:
-
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
основы здорового образа жизни - научатся:
-
характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств;
-
использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования.
Виды и формы контроля.
В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля знаний и умений, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения.
Виды контроля:
Входной контроль - осуществляется при приеме детей в объединение. Просматривание детей по следующим критериям: внешние данные, физические возможности, чувство ритма, музыкальность, внимание, такт.
Текущий контроль практически действует на протяжении всего учебного года.
Итоговый контроль осуществляется в конце каждого года обучения (смотреть приложение).
Система оценивания: поуровневая (высокий, средний, низкий).
Базовый образовательный минимум
Методы и технологии мониторинга личностного роста, оценки и анализа качества усвоения курса образовательной программы «Змейка» используются:
-
педагогический мониторинг: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение оценочной системы;
-
мониторинг образовательной деятельности детей: самооценка воспитанников;
-
педагогическое наблюдение;
-
педагогический анализ;
-
зачетные занятия;
-
отчетные концерты;
-
востребованность творчества коллектива в социуме;
-
наличие большого спроса на услуги деятельности по реализации программы «Змейка»;
-
участие в концертах, конкурсах, фестивалях;
-
сохранность контингента.
Формы и методы отслеживания результативности реализации образовательной программы:
-
накопление фото- и видео-документов;
-
показательные выступления воспитанников;
-
создание танцевальных композиций;
-
анкетирование и тестирование воспитанников;
-
мониторинг частоты и результативности участия детей в конкурсных программах и фестивалях различного уровня.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
НАЗВАНИЕ ТЕМ
Количество часов
Всего
теоретических
Практических
1
«Игроритмика»
6
2
4
2
«Игрогимнастика»
5
1
4
3
«Общеразвивающие упражнения»
4
1
3
4
«Креативная гимнастика»
13
3
10
5
«Игры- путешествия»
6
1
5
6
«Музыкально-подвижные игры»
7
1
6
7
«Пальчиковая гимнастика»
10
5
5
8
«Самомассаж»
6
1
5
9
«Танцевально- ритмическая гимнастика»
15
2
13
10
Итого:
72
17
55
2-й год обучения
№
НАЗВАНИЕ ТЕМ
Количество часов
Всего
теоретических
Практических
1
«Игроритмика»
6
2
4
2
«Игрогимнастика»
5
1
4
3
«Общеразвивающие упражнения»
4
1
3
4
«Игротанцы»
13
3
10
5
«Игры- путешествия»
6
1
5
6
«Музыкально-подвижные игры»
7
1
6
7
«Пальчиковая гимнастика»
10
2
8
8
«Самомассаж»
6
1
5
9
«Танцевально-ритмическая гимнастика»
15
2
13
10
Итого:
72
17
55
3-й год обучения
№
НАЗВАНИЕ ТЕМ
Количество часов
Всего
теоретических
Практических
1
«Игроритмика»
6
2
4
2
«Игрогимнастика»
5
1
4
3
«Общеразвивающие упражнения»
4
1
3
4
«Игротанцы»
13
3
10
5
«Игры- путешествия»
6
1
5
6
«Музыкально-подвижные игры»
7
1
6
7
«Пальчиковая гимнастика»
10
5
5
8
«Креативная гимнастика»»
6
1
5
9
«Танцевально-ритмическая гимнастика»
15
2
13
10
Итого:
72
17
55
Содержание программы.
Каждый урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждый урок- это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Подготовительная часть урока- задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка - его центральную нервную систему, различные функции - к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Начинать урок рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов игроритмики и подключение игры. Система упражнений и игр строится от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Основная часть урока- идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости.
В основную часть урока входят все средства танцевально- игровой гимнастики: ритмические бальные танцы, игропластика, креативная гимнастика.
В заключительной части урока используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж.
1.Тема « Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво, правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
2.Тема «Игрогимнастика» в него входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
3.Тема «Игротанцы» направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуре ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко- бытовой, народный, бальный, современный и ритмические танцы. В плясках, играх дети используют множество разнообразных движений. Так же, как тренируют руки для игры на инструменте и голос для пения, так и движение должно совершенствоваться для более выразительной передачи характера музыки. Педагогу всегда следует помнить, что ни одна игра, ни одна пляска не будут исполнены выразительно и качественно, если дети двигательно к ней не подготовлены. Прежде чем включать то или иное движение в танцевальную композицию, его необходимо отработать в предварительных образных движениях.
Предлагаемые движения помогут педагогу научить ребенка исполнять танцы, игры, согласовывая их содержание с характером музыкального сопровождения.
4.Тема «Танцевально- ритмическая гимнастика» в нем представлены образно- танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
5.Тема «Игропластика» основывается на нетрадиционной методики развития мышечной силы и гибкости. Использование упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
6.Тема «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук, чем обогащает внутренний мир ребенка и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
7. Тема «Игровой самомассаж». Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию ребенка к сознательному стремлению к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
8. Тема «Музыкально- подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках. Здесь используются примеры имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.
9. Тема «Игры- путешествия» ( или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы, помогают сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.
10. Тема «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Все основные упражнения и элементы по темам программы представлены в приложении.
Методическое обеспечение образовательной программы
Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы:
Общеразвивающие темы и уроки актерского мастерства:
Ролевые и сюжетные игры
Концерты
Опросники
Викторины
Конкурсы танца
Творческие импровизации
Разработки бесед:
«Волшебный мир танца»
«Движение»
«Где начинаются руки»
«Тело в танце»
«Поговорим о гигиене»
Сценарии игровых программ:
«Спортивный фестиваль»
«Приходи сказка»
«Морские учения»
«Цветик семицветик»
«Россия- родина моя»
«Путешествия в Кукляндию»
Разработка открытых уроков:
«В мире музыки и танца»
«Клуб веселых человечков»
«Конкурс танца»
«Поход в зоопарк»
«Путешествия по станциям»
«Лесные приключения»
Подборка музыкального материала:
Для проведения разминки
Для танцевальных игр и путешествий
Для открытых занятий
Для постановки танцев
На релаксацию
Видео материал:
Фестиваль «Золотые купола»
Фестиваль «Открытая Европа»
Концерты детских танцевальных коллективов.
Технология проведения учебного занятия имеет классическую структуру:
Приветствие: танцевальный поклон, перекличка в игровой форме.
-
Ознакомление: постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы.
Учебная информация, изложенная кратко, четко, с наглядным показом, картинок или движений;
Индивидуальное или коллективное выполнение задания.
-
Контроль полученных знаний: выполнение упражнений, выполнение ролей в играх- путешествиях, обсуждение результатов.
Материально- техническое обеспечение программы
Наличие учебного класса.
Оборудование класса: станки, зеркала, раздевалка для детей, комната для преподавателей.
Техническое оснащение: магнитофоны, телевизор, видеомагнитофон, аудио и видеокассеты.
Оформление концертных номеров: изготовление костюмов.
Модель программы «Змейка»
Танцевально-игровая гимнастика
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
-
Алямовская В Г. Как воспитать здорового ребенка.- М., 1993
-
Барышникова Т.К. Азбука хореографии.- СПб., 1996
-
Варшавская Р.А. Игры под музыку. М.,- 1964
-
Кряж В.Н. Гимнастика. Ритм. Пластика.-Минск, 1987.
-
Тюрин Аверкий. Самомассаж.-Харьков, 1997.
-
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М., 1994.
-
Шарманова С.В. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебное пособие\ Под ред. А. И. Федорова.- Челябинск, 1996.
-
Бекина С. И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-7 лет. М., 1950.
-
Васильева Т.К. Секрет танца.- СПб., 1997.
-
Катаева Л.И. Работа с застенчивыми детьми. - М.: Книголюб, 2005 - 56стр.
-
И.Авидон, О.Гончарова Сто разминок, которые украсят ваш урок.- СПб: 2007.-216 стр.
-
Дедушка А.И. Как научить детей дружбе - СПб: Речь, 2007.-235 стр
Для детей:
-
Журналы для детей. Для самых -самых маленьких. Изд. «Карапуз».
-
Журнал для детей Веселый колобок. Изд. «Фламинго».
-
Развивающий журнал для маленьких. Лунтик. Изд. «Эгмонт Россия Лтд».
-
Завязкин О.В. Серия книг детям 4-6 лет «Готовлюсь к школе». Играя, развиваем воображение, память. ЗАО «Бао-пресс». Москва. 2005.
-
Упражнения для творческого мышления. Часть 1, 2. Дом печати - Вятка. Киров
-
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб, 1996
-
Коротков И.М. Подвижные игры детей.- М., 1987.
16