Рабочая программа Краеведение 5 класс

Программа раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности  его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на фауну Самарской области.                                                                                                                                                                                                                                                                            
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование курса краеведения для 5 класса на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на фауну Самарской области.

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Самарской области.

Цель курса:

  • формирование умений применять полученные знания на практике,

  • воспитание у школьников экологической культуры,

  • воспитание патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию.

Особенности данной программы:

  • Изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.

  • Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.

  • Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей, ботанический сад.

Учащиеся должны знать:

  • цели и задачи биологического краеведения;

  • основные понятия: зональность, фауна, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории;

  • методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей;

  • охраняемые группы организмов родного края;

  • структуру «Красной книги»;

  • опасные животные родного края;

  • промысловые животные родного края;

  • особо охраняемые территории родного края;

  • экологические факторы, влияющие на живые организмы;

  • основные природные сообщества родного края;

Учащиеся должны уметь:

  • вести календари фенологических наблюдений;

  • определять виды птиц и животных по следу;

  • вести наблюдения за объектами живой природы;

  • объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;

  • оказать первую доврачебную помощь в природе;

  • пользоваться элементарными методами полевых исследований;

  • использовать знания по сохранению биоразнообразия.

Главным условием реализации программы является наличие большого качества краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач необходимо научить правильному отбору материала, самостоятельному творческому отношение к делу.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.

  • Поисковая деятельность.

  • Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Основные понятия

Практические навыки

1

Введение

1



Тема I. «Самарская область»



2

Самарская область на карте России, региональное деление.

1

Площадь области, соседи.

Уметь показывать на карте и называть соседей Самарской области

3

Символика Самарской области.

1

Герб, флаг, гимн

Знать определения понятий, уметь отличать символику самарской области

4-5

Методика изучения краеведения.

2

Историческое наблюдение, мониторинг, статистика, археологические находки

Уметь объяснять особенность данного курса

Тема II. «Животный мир Самарской области»



6

Разнообразие животных. Фауна. Зональность.

1

Фауна самарской области, Зональность расселения животных.

Знать главные законы расселения животных

7-8

Разнообразие животных: беспозвоночные.

2

Главные признаки

Уметь различать особей этого вида, знать главные признаки

9-10

Разнообразие животных: позвоночные.

2

Главные признаки, герпетофауна, ихтиофауна

Уметь различать особей этого вида, знать главные признаки

11-14

Птицы и млекопитающие нашего края.

(П/Р «Изучение следов жизнедеятельности животных»).

4

Орнитология, орнитофауна, териофауна

Знать главные признаки отличия животных от птиц, уметь определять следы

15

Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения.

1

Фенонаблюдения

Уметь объяснять особенность данного курса

16-19

Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе.

4

Промысел, ядовитые виды животных

Уметь отличать опасных животных и знать правила поведения при встрече с ними, знать правила поведения на природе

20-21

Охраняемые животные нашего края.

2

Красная книга

Знать какие животные находятся под охраной в нашей области и стране

22

Вымершие животные Самарской области.

1

Динозавры

Уметь объяснять особенность данного курса

23

Экскурсия в местный краеведческий музей.

1


24-25

Обобщающий урок по теме «Животный мир Самарской области».

2


Проверить усвоение учащимися изученного материала

Тема III. « Организм и среда обитания»



26

Экологические факторы и среда обитания.

1

Экологические факторы, среда обитания

Знать какие факторы влияют на среду обитания животных, знать три главные среды обитания

27-28

Наземные природные сообщества.

2

Литосфера, почвенная среда обитания

Знать отличительные признаки животных обитающих в наземной среде

29

Водные природные сообщества.

1

Сообщества толщи воды, донные сообщества

Знать отличительные признаки животных обитающих в водной среде

30

Изменения ландшафта, смена сообществ.

1

Антропогенное изменение ландшафта, биологическое, химическое.

Уметь объяснять особенность данного курса

Тема IV. «Охрана природы родного края»



31

Система охраны природы. Виды охраняемых территорий.

1

Заповедник, заказник, национальный парк

Знать особенности Уметь отличать

32

Охраняемые территории Самарской области.

1

Признаки

Уметь показывать охраняемые территории на карте

33

Экскурсия «Весеннее пробуждение ».

1



34

Заключительный урок. Летние задания.

1



Литература для учителя и учащихся.

  1. Воронин, В. В. География Самарской области [Текст] : пособие для уч-ся 5-8х классов ср. школы / В. В. Воронин ; науч. ред И.А. Носков ;

  2. Историко-культурная энциклопедия Самарского края [Текст] : персоналии : в 4 т. / Адм. Самар. обл., Обл. центр нар. творчества. - Самара : Самар. Дом печати, 1993-1995. - (Самар. энцикл.).

  3. Самарская область. География и история, экономика и культура : учебное пособие. / сост. Э. Я. Дмитриев, П.С. Кабытов. - Самара : СамВен.

  4. Храмков, Л. В. Введение в самарское краеведение [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. В. Храмков ; САМГУ. - Самара : Изд-во НТЦ, 2003.

© 2010-2022