Урок Свойства воды 5 класс

С 1 сентября 2015 года  пятые классы будут обучаться на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика.  Поэтому урок Свойства воды" составлен с учтом требований стандарта второго поколения. Тип урока: изучение нового материала. Разработан на основе проблемно-диалогической технологии....
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 22. Тема урока «Свойства воды»



Цели и задачи:

Создать условия для:

  • предметные: понимания и объяснения причин и следствий материкового, океанического и Мирового круговоротов воды; классификации водных объектов на природные и искусственные; формирования представлений о новых свойствах воды;

  • метапредметные: развития мыслительной деятельности обучающихся, таких как, умений устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести её; умение; развития способности сравнивать, анализировать, классифицировать, делать умозаключения и выводы;

  • личностные: развития коммуникативных навыков и умений работать в группе: договариваться, приходить к общему мнению; формирования представлений обучающихся о целостности природы через использование легенды, стихов, высказываний о воде; воспитание ценностного отношения к воде как источнику жизни.

Универсальные учебные действия:

1) личностные: формирование ценностного отношения к воде как источнику жизни, осознание целостности природы;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, осознавать конечный результат решения проблемы, оценивать достигнутые результаты;

3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести; развития способности сравнивать, анализировать, классифицировать, делать умозаключения и выводы;

4) коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом).

Оборудование:

Физическая карта мира, презентация

Вода, застывшая в бутылке с отметкой уровня в жидком состоянии, стакан с железной ложкой и горячей водой, лёд, мел, растаявший в воде.

Тип урока: изучение нового материала

Этапы урока

Этап, время

Цель.

Задания

Деятельность обучающихся

Контроль

Источник информации

I. Постановка проблемы

3 мин






Развитие учебной

мотивации обучающихся


























Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый правитель. И было у него три сына. Когда правитель состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелёгкому делу.

Он сказал: «Вы видите, что отец стар и не может больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, станет править моим народом. Видите вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить таким, что было самым нужным на свете. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите её и заполните моё хранилище».

Сыновья отправились в путь Долго ездили они из города в город, из страны в страну, и в назначенный день предстали перед отцом.

Старший сын «Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто может прожить без него?»

Средний сын: «Землёй заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли?»

Младший сын: «Это огромное хранилище я заполню только светом и водой. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде». Отец доверил правление государством младшему сыну.

- Какой вопрос у вас возник?

-Запишите на доске проблему урока…..



































-Был ли прав отец?

-Действительно ли вода - необыкновенное вещество?


Презентация

Слайд 1


























II. Актуализация знаний

2 мин

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала

-Чтобы решить нашу проблему, нам необходимо вспомнить некоторые знания из курса естествознания прошлого года.

Как называется водная оболочка Земли?

-Какие свойства воды вам известны?





- Вспомним, что такое выветривание?

Значит, вода участвует в формировании рельефа Земли.

Ученые подсчитали, что на сушу ежегодно выпадает столько воды, сколько содержится в Черном море, или шести таких водоемах, как Каспийское море-озеро.

-Водная оболочка Земли называется Гидросфера.

-Вода - вещество, которое существует практически везде. Оно содержится в воздухе, в земле, в живых организмах. Оно есть даже в камнях.

-Вода очень хороший растворитель.

-Вода в жидком состоянии прозрачна, не имеет запаха, не имеет вкуса.

-Вода покрывает большую часть Земли.

-Человек больше, чем на половину состоит из воды. Он не может прожить без воды больше трёх дней. Он умрёт, если потеряет 21 % влаги своего организма.

-Выветривание - процесс разрушения горных пород, который может идти под влиянием ветра, воды и живых организмов.

Фронтальный опрос

III. Решение проблемы, знакомство с новыми знаниями.

1. Групповая работа с текстом учебника

8 мин.

1. Развитие мыслительной деятельности обучающихся (умение представить материал в другом формате, а затем воспроизвести, умение обобщать);

2. Сформировать представления о природных и искусственных водных объектах

- В каких состояниях встречается вода в природе, приведите примеры.

-Объединитесь в группы и заполните в тетрадях (вклеены схемы) пустые ячейки схемы. Группа, которая быстрее всех заполнит ячейки, пошлёт своего представителя к доске и, если схема будет заполнена и озвучена правильно, то группа получит оценку 5. Если будут ошибки, то группа, которая их обнаружит и исправит, получит оценку 5.



Урок Свойства воды 5 класс

-В твердом состоянии воду называют льдом и снегом, в газообразном - водяным паром, в жидком состоянии вода встречается в составе клеток живых организмов.











Работа в группах



Выходит к доске представитель самой быстрой группы, заполняет таблицу, составляет рассказ о водных объектах. Другие - проверяют и дополняют


2. Беседа содержанию текста учебника

8 мин

Сформировать представления и дать определения понятиям: конденсация, океанический и внутриматериковый Мировой круговорот воды




-Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос, что такое океанический круговорот воды?



-Что такое внутриматериковый круговороты?

-Чем эти круговороты отличаются от Мирового круговорота воды?



-Посмотрите видеоролик. Какой из круговоротов будет представлен? Объясните, почему вы так решили?

-Объясните, как вы считаете, почему в живых организмах обновление воды идёт часы и минуты, а в реках она обновляется за недели, а в озёрах и болотах - за месяцы и годы?

-Вода, испарившаяся с поверхности океана, большей частью конденсируется и возвращается обратно в виде атмосферных осадков (малый, или океанический, круговорот.)

- Вода, испаряемая озёрами и реками и выпадающая обратно осадками - внутриматериковый круговорот.

- Вода, принесенная воздушными течениями с океана на сушу и снова достигшая океана совершает большой круговорот воды на земном шаре.





Представлен Мировой круговорот воды, потому что…

- Человек может выжить без воды три дня. Он пьёт и выделяет жидкость постоянно. В озёра и болота содержат большое количество воды, которое не может быстро обновиться, тем более что часто это замкнутые водоёмы.

Фронтальный опрос











«Круговорот воды» видеоролик



3. Физ. пауза

2 мин

Активизировать внимание, снять утомляемость

Поднимите вверх правую руку - если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.

Левая рука - если предмет (или явление) связаны с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.

Ничего не поднимаете - если не связаны с водой.

Лужа, шапочка, снег, корабль, река, водопад, дверь, волна, камень, роса, ручей, водопровод, линейка, радуга, рыба, спасательный круг, утка, зонт, ветер, катер, тумбочка.


4. Работа с текстом учебника

10 мин

-Запишите в тетрадь подтему «Свойства воды», поставьте двоеточие.(работа с текстом).

- О каком свойстве говорится в тексте? (запишите его в тетрадь) Объясните свойство теплоёмкость,

Демонстрация 1:

- Действительно ли это так нам поможет удостовериться демонстрация: ложка в стакане с горячей водой. Я вытаскиваю ложку. Что, по-вашему, быстрее остынет? О чём это нам говорит?

- Тёплые течения на карте обозначают красным цветом, а холодные синим. На основании этих знаний объясните, почему в Мурманске, теплее зимой, чем у нас в Хабаровске, ведь наш город расположен южнее.

- Подумайте, о каком свойстве может свидетельствовать следующий опыт? Запишите его.

Демонстрация 2: Мы с вами заморозили воду в бутылке и отметили её уровень до замерзания. Сравните её уровень после замерзания и объясните разницу.

Демонстрация 3:

-Что произойдёт, если я кусочек льда брошу в воду? (бросаю) Объясните причины.

Запишите это свойство.

Демонстрация 4: Давайте посмотрим, что может сделать вода с такой горной породой как известняк или мел. (показываю).

Как думаете, почему вода в океане солёная? Почему дождь, снег и лёд пресные?

-Какое свойство мы ещё не упомянули? Запишите его.

-Приведите примеры где или когда мы его можем наблюдать?

Вода обладает следующими свойствами: вода хороший растворитель, имеет высокую теплоёмкость, текучесть, расширяется при замерзании, твёрдая вода легче жидкой.

-Вода медленно нагревается и медленно остывает.

-Вода имеет большую теплоёмкость. Она долго нагревается и долго остывает, а металл наоборот.

-Побережье около Мурманска согревают тёплые течения, которые идут с экватора.

-Вода расширяется при замерзании.

- Вода при замерзании расширяется, поэтому уровень стал выше.

-Твёрдая вода легче жидкой.

-Лёд всплывёт, потому что он легче жидкой воды.

- Вода из рек попадает в океаны. Реки текут по горным породам и размывают их.

- С поверхности водоёмов испаряется чистая вода без солей…

-Большая текучесть.

Фронтальный опрос

IV. Итоговый контроль

5 мин

Тесты решают и взаимная проверка. Выставление оценок друг другу. Критерии на экране.

Вариант 1.

Выберите правильные ответы и запишите их в таблицу под номером задания.

1. Водная оболочка Земли называется

1) литосфера

2) атмосфера

3) гидросфера

4) биосфера

2. Лишним среди природных водных объектов является

1) канал

2) озеро

3) болото

4) река

3. Самой плотной пресная вода становится при температуре

1) +40 С

2) +20 С

3) 00 С

4) -20 С

5) -40 С

4. Выбери правильное утверждение

При охлаждении воды ниже +40 С, её плотность

1) увеличивается

2) уменьшается

3) остаётся прежней

5. Больше всего воды на Земле находится всостоянии

1) жидком

2) твёрдом

3) газообразном

Вариант 2.

Выберите правильные ответы и запишите их в таблицу под номером задания.

1. Меньше всего воды на Земле находится всостоянии

1) жидком

2) твёрдом

3) газообразном

2. Лишним среди искусственных водных объектов является

1) канал

2) озеро

3) пруд

4) водохранилище

3. Самую маленькую плотность пресная вода имеет при температуре

1) +40 С

2) +20 С

3) 00 С

4) -20 С

5) -40 С

4. Выбери правильное утверждение

При охлаждении воды до +40 С, её плотность

1) увеличивается

2) уменьшается

3) остаётся прежней

5. Гидросфера - оболочка Земли, состоящая из

1) земной коры

2) воздуха

3) живых организмов

4) воды

Ответы:





0 ошибки- «5»

1 ошибки - «4»

2 ошибки - «3»

3 ошибки - «2»

Взаимопроверка:

Задание

Ответы 1 вариант

Ответы 2 вариант

3

3

1

2

1

3

2

1

1

4

Итог:

Максимум 5

Максимум 5

VI. Рефлексия. Подведение итогов. Мотивирование оценок отдельных активных на уроке обучающихся.

4 мин.

Ребята, скажите, действительно ли вода - самое необыкновенное вещество на Земле?

- Сравним наш ответ с авторским. Стр. 97.

Дети:

1 чтец: Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись -

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

2 чтец: Без воды на Планете не мыслимо что-то живое

И вода вездесуща - и в недрах, и по над землей,

И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,

Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой….

3 чтец: Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,

Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,

И в бездонном пространстве планета Земля голубая

Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

4 чтец: Океаны и реки, озёра и вечные льдины,

Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей -

Это только вода, это Жизни самой сердцевина,

Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

Учитель: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете» - так об этом удивительном веществе говорил Антуан де Сент-Экзюпери.

В заключении я хочу попросить вас поделиться мыслями о том, чем для вас был полезен сегодняшний урок.

Начинайте свои ответы со слов:

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

- Я думаю, что изученная тема важна, потому что …

- Мне больше всего понравилось…

VII. Домашнее задание1 мин

Стр. 98 ответить на вопросы, понаблюдать за снежинками, выявить их особенности и зарисовать .

VIII. Мотивирование оценок. Выставление отметок. 1 минута

Оценки, которые вы получили за тест проставьте себе и я распишусь. Кто считает, что он сегодня работал на 5 и 4 встаньте.

Я выражаю вам устную благодарность за хорошую работу на уроке …, … Урок закончен. Спасибо всем за работу.





© 2010-2022