Проблемы преподавания предмета «Технология» при переходе на новые стандарты

Благополучие современного общества в значительной степени зависит от уровня  освоения высокоэффективных природосберегающих технологий. Лидирующее положение в мировой экономике занимают государства, внедрившие во все сферы жизни общества передовые технологии. Они обеспечивают более высокий жизненный уровень населения. так что в 21 веке человечество будет более активно осваивать новейшие технологии, улучшая свою жизнь, сохраняя и возрождая природу - это слова В.Д. Симоненко, которыми начат учебник...
Раздел География
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление учителя технологии Наговицыной Татьяны Владимировны МБОУ «Люкская средняя школа» Балезинского района на III Республиканской конференции «Состояние и перспективы развития системы начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике»

21 ноября 2013 года

«Проблемы преподавания предмета «Технология»

при переходе на новые стандарты».

Благополучие современного общества в значительной степени зависит от уровня освоения высокоэффективных природосберегающих технологий. Лидирующее положение в мировой экономике занимают государства, внедрившие во все сферы жизни общества передовые технологии. Они обеспечивают более высокий жизненный уровень населения. так что в 21 веке человечество будет более активно осваивать новейшие технологии, улучшая свою жизнь, сохраняя и возрождая природу - это слова В.Д. Симоненко, которыми начат учебник по технологии 11 класса. Но что мы видим сейчас в наших школах: есть предмет технологии в 5-7 по 2 часа ,с 8-го кл. и в старших оставили по 1 часу или в обще убрали. О каких новейших и нанотехнологиях может идти речь, если не будут усвоены технологии, которые существуют… Учение - да! А труд?.. Время неудержимо стремится вперед, и наша жизнь с каждым годом меняется до неузнаваемости. Компьютеры, сотовые телефоны, интернет. Нужен ли в школе предмет, который мы привыкли по старинке называть «Труд», а сейчас величаемый «Технология»? Надо ли девочкам уметь приготовить вкусную и полезную еду, если в супермаркетах полным-полно полуфабрикатов, а мальчикам учиться забивать гвозди и чинить розетки, если можно запросто вызвать на дом умелого гастарбайтера? Может, не тратить время на этот «ненужный» предмет, а освободившиеся часы отдать, к примеру, информатике или иностранным языкам?

Думаю, нужно ставить вопрос не просто об уроках технологии, а шире - о технологическом образовании подрастающего поколения. Технологическое образование рассматривать не только как подготовку рабочих кадров. Считается, что умение трудиться руками нужно только рабочим. Это глубокое заблуждение наносит огромный вред подготовке технических специалистов. Ведь человек, который в детстве не проявлял интереса к технике, никогда не выберет техническое направление как профиль своей будущей деятельности. Кроме того, любая работа требует от специалиста практических навыков и умений - нужно уметь работать с оборудованием, на станке, на швейной машине.

Но, не надо сводить технологию только к трудовым навыкам как таковым. Это ведь еще и формирование исследовательских умений, формирование технологической культуры, развитие творческого потенциала ребенка, воспитание важнейших для человека качеств - трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности.

Сейчас все говорят о компетентностном подходе, на основе которого, между прочим, разрабатываются и новые стандарты. Этот подход был продиктован потребностями работодателей, которые не удовлетворены результатами обучения. К ним приходят люди, обладающие набором знаний, но не обладающие определенным набором качеств личности - умением работать в команде, добиваться поставленных целей, уважать чужое мнение. Как эти качества формировать? Все это может быть сформировано только в процессе совместной деятельности на уроках технологии.: уроки кулинарии- совместное приготовление блюда, чем не работа в коллективе.

Уроки технологии на сегодняшний день - единственные, где ребята создают собственные образовательные продукты, которые для них личностно значимы. Причем многие из этих продуктов значимы и для общества. То, что делают наши дети своими руками, востребовано в детсадах, продается на ярмарках.

Уникальность нашего предмета ещё и в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе. Наш предмет способствует соединению теории и практики. Ведь, к примеру, дети хорошо понимают, что такое площадь и периметр на уроках математики. Но зачастую, когда просишь их рассчитать количество необходимой ткани или материалов, которые требуются для постройки дома или настила пола, они этого сделать не могут.

Уроки технологии очень нужны, особенно сейчас, когда дети растут в неполных семьях, когда родители заняты до позднего вечера на работе. Кто их научит вести хозяйство - учителя технологии. А то дошли до абсурда - сельские парни, а не умеют гвоздь забить. И потом есть данные, что 10 лет спустя от школьных знаний остается лишь 7 процентов в голове. А вот приобретенные умения остаются с нами на всю жизнь.

Еще одна важная проблема в том, что для существования нашего предмета нужны материальные вложения. Без материальной поддержки и государственной политики нашему предмету придется очень трудно.

Ведь оборудование для мастерских должно быть современным и безопасным. Директору школы со всем этим комплексом проблем самому не справиться. К сожалению, наше оборудование в мастерских никуда не годится. Это каменный век. Школьник не почувствует никакой радости труда, если у него вместо современного оборудования будет старый утюг, тупые ножницы, или ненаточенная ножовка. Наоборот, это может отвратить ребенка от уроков труда. Сегодня наши дети, и особенно подростки, погружены в виртуальный мир до такой степени, что у многих развивается компьютерная зависимость, от которой приходится лечить. Поэтому очень важно переключить детей на что-то интересное и реальное. Это могут быть уроки технологии с интересными совместными проектами. Да, нашим детям куда проще виртуально сшить платье, смастерить стул или приготовить виртуальный обед.

Мастерские должны быть оснащены на современном уровне, и тогда и дети, и родители почувствуют интерес к технологии.

На своих уроках мы знакомим детей не только с технологией изготовления швейного изделия, кулинарного блюда, а учим преодолевать всевозможные проблемы, не теряться в любой ситуации. Это значит анализировать обстоятельства, ставить правильные цели и находить нестандартные пути их достижения с помощью обоснованного проекта своих действий.

В старших классах в нашей школе осталось по 1 часу , которые выделены на элективные курсы. Девушки выбирают изготовление изделия по технологии, которую лучше освоили в среднем звене и создают по нему проект «Создание фирмы». Например изготовление комплекта одежды для новорождённого, постельного белья, детского платья. Хотелось уделить внимание и другим профессиям, расширить умения и в других сферах деятельности, но нет учебных часов, и техническая база школы не позволяет.

© 2010-2022