• Преподавателю
  • География
  • Мастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения

Мастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения

 Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на  применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Сегодня  в  условиях современного  общества,  н...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс

«Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»


Захарова З.В., учитель географии

1шаг Вызов.

  • Добрый день, уважаемые коллеги!

Cегодня мы хотим предложить вашему вниманию тему: "Методологические основы системно - деятельностного подхода в условиях перехода новые ФГОС".

Давайте познакомимся. Я буду говорить некоторые фразы - утверждения, к кому из Вас они подходят, помашите мне рукой.

Кто любит мыть посуду?

Кто пришел сегодня в юбке?

Кто сегодня завтракал?

У кого есть сотовый телефон?

У кого день рождения 30 числа?

Кто любит мороженое?

Кто пришел сегодня на семинар с хорошим настроением?

Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение

  • 2. Я предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос « Ваши ожидания от совместной нашей работы»

Познакомиться с опытом других учителей.

Узнать новое.

Увидеть интересные методические приемы.

Пообщаться с коллегами.

Приятно провести время.

Обменяться опытом.

Приобрести методические разработки.


  • Что же означает системно - деятельностный подход ?

Все лучшее из системного и деятельностного подхода собрали в системно - деятельностный метод.

Актуализация знаний.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

вМастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме.

СМастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколенияегодня в условиях современного общества, необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, в процессе которой идет развитие

За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования.


Мастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения

Опираясь на исследования психологов, можно с уверенностью сказать , что сегодня в основе урока лежит системно- деятельностный подход


Что же означает системно - деятельностный подход в обучении.

Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. "Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.". Мастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить учиться, чтобы ребенку хотелось учиться.

.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике системно - деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Расшифрую так:

ИСКАТЬ - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

ДУМАТЬ - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО - включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

:

ЭМастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколениятому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках, к ним относятся:

- игра, (различные виды игр);

- проблемная ситуация;

- обучение через деятельность;

- групповая и парная работа;

- «оценочная» деятельность учащихся (результат).

-Проектная и исследовательская деятельность и т.д.

В основе системно - деятельностного подхода лежит система дидактичеких принципов.

Типология уроков

в системно - деятельностном подходе


Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля.

Технология уроков «открытия» нового знания:

1.Мотивация. 1-2 мин.

  • Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.

Деятельность учителя: высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.

Деятельность учащихся: высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут

Деятельность учителя :организация живого диалога; создание проблемы перед изучением нового материала.

Деятельность учащихся: Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят; проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.

На каждом уроке такое затруднение реализуется в учебной цели - осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. Наша задача направлять на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке.

Тема-вопрос

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?"

Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?"

Проблемный вопрос

Например, на уроке окружающего мира можно задать детям вопрос: «Если у кустарника отпилить стебли и оставить только один, станет он деревом?»

В этом случае возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются существенные и участники приходят к общему мнению. Делаются выводы, убедительные для всех.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и просят объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем задачу урока.

Ситуация «яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Домысливание

1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.

Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Г.А.Цукерман говорил:

3. Постановка учебной задачи - 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

Деятельность учителя:с оздание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного.

Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.

3.Выполнение действий для приобретения недостающих знаний - Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -

следующее условие реализации деятельностного подхода -7-8 минут

Учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи в структуре учебной деятельности следующие:

  • восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);


  • наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;


  • сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;


  • предметно-практические действия;


  • устное или письменное изложение усвоенного материала;


  • языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;


  • подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;


  • выполнение различных задач и упражнений;


  • оценка качества действия, события, поведения.

3.Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) - третье условие деятельностного подхода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.

  • Первичное закрепление - 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). Важной частью деятельностного подхода в обучении является Самоконтроль, самопроверка.

Деятельность учителя: Организация фронтальной работы; организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий;

Деятельность учащихся: Фронтальная работа, работа в парах; решение продуктивных задач; ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения); учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда.


  • Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. Наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике), или, как сегодня говорят, компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

Первичное закрепление знаний.

1 группа - «плюсы» и «минусы» системно - деятельностного подхода»

2 группа- Что дает системно - деятельностный подход ученику и учителю?

3 группа - Принципы деятельности учителя в условиях реализации системно - деятельностного подхода в обучении:

Мастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколенияМастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения

Мастер - класс Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения

Самостоятельная работа (выполнение проекта)

Давайте вместе с вами реализуем принципы системно - деятельностного подхода при создании проекта "Приемы работы с учебником на уроке". В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, не смотря на появление такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется средством реализации содержания образования. Возможно, что формы работы с учебником не новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества, позволяющие учащимся проникать в суть изучаемых вещей, запоминать и усваивать материал. Оттого, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой, во многом зависит эффективность обучения по предмету и, в конечном итоге, качество знаний.

Рефлексия. Подведение итогов .

Прием «Незаконченное предложение»

Представите, что сегодняшний день вы провели не здесь в здании школы , а в ресторане и теперь директор ресторана просит Вас ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

© 2010-2022