- Преподавателю
- География
- Рабочая программа УД География
Рабочая программа УД География
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Устюгова Н.Г. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИЛОЖЕНИЕ __
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ сВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«сЛОБОДОТУРИНСКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ
09.02.03. «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ»
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
09.02.03. Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 «География» предназначена для изучения географии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основе приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Составитель: Устюгова Нина Григорьевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин, высшая квалификационная категория
Рекомендована ПЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «СТАЭТ»
Протокол заседания ПЦК №1 от 11.09.2015г.
Председатель ПЦК __________ Устюгова И.Н.
Заместитель директора по УМР ____________ Юревич Т.Л.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица внесшего изменения
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 12 ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения программы
При получении специальности технического профиля 09.02.03. Программирование в компьютерных системах обучающиеся изучают географию как базовый учебный предмет в объеме 54 часов. Тематическое планирование в рабочей программе содержит разделы из курса географии в объёме 36 обязательных часов. Программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.
Курс «Экономическая и социальная география мира» необходим обучающимся для расширения знаний о современной политической карте мира, загрязнениях и охране окружающей среды, о научно-технической революции, отраслях мирового хозяйства, региональной характеристике мира, мировых глобальных проблемах человечества, экономический уровень развития стран.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования, дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
* освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
* овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
* воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
* использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
* нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
* понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Основу рабочей программы учебной дисциплины составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Рабочая программа учебной дисциплины содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.
Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
Программа обладает рядом особенностей:
- усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;
- акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;
- увеличен объем содержания по географии России;
- проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;
- типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.
Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации - картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рабочая программа учебной дисциплины по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
* сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
* сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
* сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
* готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
* сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
* приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
* сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
* умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
*критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
* креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных :
* владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
* умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
* умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
*осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
* умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
* представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
*понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных :
* владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
* владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
* сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
* владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
* владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
* владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
* владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
* сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка - 54
- самостоятельная работа - 18
- обязательное количество часов - 36
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
Не предусмотрено
практические занятия
18
контрольные работы
1
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
Не предусмотрено
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
реферат
-
сообщение
-
характеристика стран по предложенному плану
-
конспект статьи
-
исследовательская работа
36
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.12. «География»
Наименование разделов и тем.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов.
Уровень освоения.
1
2
3
4
Раздел 1. Источники географической информации
Содержание учебного материала
1-0-1 (0)
1
Введение. Источники географической информации.
1
1,2
Раздел 2. Политическое устройство мира.
Содержание учебного материала
3-1-2 (1)
2
Страны на современной политической карте мира.
1
1,2
3
Практическая работа
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития
1
2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщение, реферат).
1.Особенности формирования современной политической карты мира
2.Новейшие изменения политической карты мира.
1
3
Раздел 3.География мировых природных ресурсов.
Содержание учебного материала
4-2-2 (1)
4
Природные условия и природные ресурсы.
1
1,2
5
Практическая работа.
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
1
2
Контрольная работа
0
Внеаудиторная самостоятельная работа (сообщения, рефераты).
1.Работа с учебной литературой. Заполнение таблицы по источникам загрязнения окружающей среды.
2. Сообщение, реферат : Экологические ресурсы территории Свердловской области.
3.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
4.Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
2
2
Раздел 4. География населения мира.
Содержание учебного материала
7-4-3 (2)
6
Воспроизводство населения и его типы.
1
1,2
7
Практическая работа.
Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.
1
2
8
Практическая работа.
Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.
1
2,3
Контрольная работа
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
1.Особенности современного воспроизводства мирового населения.
2.Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
3.Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
4.Языки народов мира.
5.Современные международные миграции населения.
6.Особенности урбанизации в развивающихся странах.
7.Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
8.Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
9.«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
4
2
Раздел 5. Мировое хозяйство.
12-3-9 (2)
Тема 5.1.Современные особенности развития мирового хозяйства.
Содержание учебного материала
2-1-1(0)
9
Мировая экономика, исторические этапы ее развития.
1
1,2
Практическая работа.
0
Контрольная работа
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщения, рефераты, сравнительная таблица).
1.Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся).
2.Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов.
3.Географическая «модель» современного мирового хозяйства.
1
2
Тема 5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.
Содержание учебного материала
4-2-2 (1)
10
Сельское хозяйство и его экономические особенности.
1
1,2
11
Практическая работа.
Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
1
2,3
Контрольная работа
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
2.Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
3.Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
4.Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
5.Международный туризм в различных странах и регионах мира.
2
2
Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.
Содержание учебного материала
4-0-4 (0)
12,13
Географические особенности мирового потребления минерального топлива.
2
1,2
14,15
Развитие мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения.
2
1,2
Контрольная работа
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
0
Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.
Содержание учебного материала
2-0-2 (1)
16
Транспортный комплекс и его современная структура.
1
1,2
17
Практическая работа.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
1
2,3
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
0
Раздел 6. Регионы мира.
21-6--15 (9)
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы.
Содержание учебного материала
4-1-3 (2)
18
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона.
1
1,2
19
Практическая работа.
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
1
2,3
20
Практическая работа.
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Зарубежной Европы.
1
2,3
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
2.Запад и Восток Германии сегодня.
1
2
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии.
Содержание учебного материала
5-1-4 (3)
21
Место и роль Зарубежной Азии в мире.
1
1,2
22
Практическая работа.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран Зарубежной Азии.
1
2,3
23
Практическая работа.
Установление взаимосвязей между размещением населения и хозяйства стран Зарубежной Азии.
1
2,3
24
Практическая работа.
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Зарубежной Азии.
1
2,3
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
2.Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
1
2
Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки.
Содержание учебного материала
3-1-2 (1)
25
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
1
1,2
26
Практическая работа.
Установление взаимосвязей между размещением населения и хозяйства стран Африки.
1
2,3
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.Особенности политической карты Африки.
2.Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
1
2
Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки.
Содержание учебного материала
3-1-2 (1)
27
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона.
1
1,2
28
Практическая работа.
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
1
2,3
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
2.Географический рисунок хозяйства США.
1
2
Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки.
Содержание учебного материала
4-1-3 (2)
29
Место и роль Латинской Америки в мире.
1
1,2
30
Практическая работа.
Установление взаимосвязей между размещением населения и хозяйства стран Латинской Америки.
1
2,3
31
Практическая работа.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира
1
2,3
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки
1
2
Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании.
Содержание учебного материала
2-1-1 (0)
32
Особенности географического положения региона.
1
1,2
Практическая работа.
0
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.
2.Традиционные и новые формы внешних экономических связей.
3.Современные функции и проблемы крупных городов.
4.Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
1
2
Раздел 7. Россия в современном мире
Содержание учебного материала
3-1-2 (2)
33
Практическая работа.
Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России.
1
2,3
34
Практическая работа.
Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России
1
2,3
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с дополнительной литературой. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами.
2.Особенности современного экономико-географического положения России. •
3.Внешняя торговля товарами России
1
2
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Содержание учебного материала
3-1-2 (1)
35
Практическая работа.
Составление схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества
1
2,3
36
Контрольная работа.
1
2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1.Глобальная проблема изменения климата
2.Организация особо охраняемых природных территорий; их география.
3.Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества.
4.Исследовательский проект: экологические проблемы своей местности.
1
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
Не предусмотрено
Всего
54-18-36 (18)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Материально - техническое обеспечение
Программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете № 122 «География ».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
- компьютер преподавателя
- принтер
- экран
- мультимедиа
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.- М.: 2010.
2. Атлас экономической и социальной географии мира. - М.: АСТ - ПРЕСС,2008.
Дополнительные источники:
1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Ч.1 и ч.2. М.: 2007
2. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю. Р. Справочник школьника. География 6 - 10 класс. - М.: 2007.
3. Большая советская энциклопедия. Том 1. - М.: 2007.
4. http:|| dic. Academic. r./ dic. nsf ./ bse / 153191/
5/ http: // kohtur - map. ru/geographical atlas scool techer 579244 html.
УМК
1.Методические рекомендации к выполнению практических работ.
2. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
3. Тесты.
4. КОС
5.Презентации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения.
1
2
Умения:
Контрольная работа по разделу 1 «Общая экономико -географическая характеристика мира».
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Знания:
Текущий контроль
Тесты, карточки
Схемы
Основные географические понятия и термины;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры морового хозяйства, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально - экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда,
Умения:
Дифференцированный зачет.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Знания:
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры морового хозяйства, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально - экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда, географические аспекты глобальных проблем человечества.
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.