Роль и место туризма в формировании поликультурности и многоязычия

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль и место туризма в формировании поликультурности и многоязычия.


Батырбаева Назым Курмангаливена

ГУ "Озерная средняя школа"



На сегодняшний день туризм играет огромную роль в формировании поликультурной личности и многоязычия. Туризм развивается, все больше и больше людей с каждым годом отправляются отдыхать за границу, путешествовать, любоваться местными достопримечательностями, расширять свой культурный кругозор. Роль туризма важна в формировании поликультурной личности. Современные люди хотят культурно развиваться, знать много языков, налаживать общение с представителями других культур. Также в нашей стране особое внимание уделяется изучению разных языков. Казахский, русский, английский - вот те языки которые должны изучать в нашем современном государстве. Ведь знание языка - это важный элемент культуры человека. В первую очередь знание своего родного языка, а знание иностранного расширяет кругозор.

С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. На востоке в древности путешествовали караванами на верблюдах. Уровень обслуживания был намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли. В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор - огромные массы людей устремлялись к христианским и мусульманским святыням. И только эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в тур по Европе, прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на курортах Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии. /1/.

На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства. В этих условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд долл. При этом совершено было 567 млн международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн человек. Быстрое усиление финансово-экономических позиций туристской отрасли привело к тому, что во многих странах мира туризм стал существенным фактором регионального развития. Органы территориального управления различных иерархических уровней, от графств и районов до федеральных властей, заботятся о развитии туризма и местностей, обладающих ценными рекреационными ресурсами. Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия. /6/

Согласно данным Всемирной туристской организации, в 2013 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2012 году - 766 млн. В 2011 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона - 156 млн, на Северную и Южную Америки - 133 млн, на прочие регионы - 75 млн. Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма - показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный, например Турция, ОАЭ, Таиланд, Швейцария и т.д., если отрицательное - пассивный (Германия, Россия). Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объёмов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.

Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира. Задача развития туризма требует решения множества сопутствующих задач, например развитие иностранных языков, расширение кругозора, межэтническое общение.

Европейские страны принимают наибольшее число иностранных туристов. Однако доля Европы в мировом туризме постепенно падает. Исследования национальной принадлежности туристов, путешествующих по континенту, показывают, что 90 % европейских туристов - это жители самих европейских стран. Немцы составляют 19 % от общего числа путешествующих, британцы - 10 %, французы - 7 %, датчане - 6 %. Относительная потеря доминирующего положения Европы в туризме вызвана: 1) старением туристического продукта южноевропейских стран (Греция и Италия); 2) высокие цены на туристические продукты в североевропейских странах (Великобритания, Швеция); 3) социально-экономические и этнические проблемы в восточноевропейских странах; 4) рост популярности стран Юго-Восточной Азии./4/

Туристические потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы (Франция, Испания, Италия). Такая концентрация - результат привычки к летнему пляжному отдыху. Великобритания известна образовательным туризмом, а Северная Европа (Скандинавия и Ирландия) специализируются на экологическом туризме.

Популяризация туризма - это разнообразная агитационная деятельность, направленная на привлечение людей к занятию туризмом. Популяризация туризма проводится через средства массовой информации (телевидение, радио, интернет), а также в личном общении между людьми в клубах по интересам и туристских мероприятиях. Популяризации туризма также способствует искусство, в особенности жанр авторской песни, в котором теме туризма уделяется большое место./3/

Благодаря доступности и богатства природного разнообразия в Казахстане и на территориях бывшего СНГ спортивно-оздоровительным туризмом, экстремальными видами спорта занимаются дети, а также все слои населения, среди которых массово - молодёжь, студенчество, интеллигенция, учителя, врачи, бизнесмены, государственные и муниципальные служащие.

Казахстан, будучи многонациональным и многокультурным государством, испытывает на себе влияние культурно-информационных преобразований и миграционных процессов, происходящих в современном мире. В этих условиях актуальна проблема аккультурации, адаптации друг к другу представителей различных культур, наций, населяющих страну. Сегодня поликультурность называют базовой ценностью современного общества.

Казахстан является многоэтническим и поликультурным государством, для которого актуальны поиски путей мирного взаимодействия различных этнических и культурных групп с целью создания в обществе атмосферы согласия, равенства и справедливости.

В нашем современном мире в обществе постоянно происходит налаживание связей и культур, обогащение своего духовного мира, развитие собственной культуры, воспитание этнотолерантности.

Казахстан - это огромная страна в самом центре Евразии, где древность соседствует с современностью, а восточные традиции - с западным модерном. Древняя культура Казахстана и его уникальная природа восхищают многих. Казахстан - это впечатление и взрыв чувств, ландшафты и многое другое. В последнее время интерес к Казахстану, как к туристскому направлению, значительно возрос во всем мире, и соответственно, из года в год увеличивается спектр туристских услуг, предоставляемых местными туроператорами для привлечения большего количества путешественников. Более всего в Казахстане туристов из Германии, Англии, Японии, Кореи, Китая. Сегодня Казахстан предоставляет практически все существующие виды туризма - познавательный, развлекательный, этнический, экологический и другие. Для туристов предлагается большое количество маршрутов путешествий по всей территории Казахстана. В благодатном оазисе южных степей, на стыке кочевой и оседлой цивилизаций существовали древнейшие города мира. Веками по казахской земле проходила система древних караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы.

Проблемы отечественного туризма необходимо решать в тесной взаимосвязи всех заинтересованных сторон. Кстати, у нас нет ни одной госструктуры, которая бы занималась развитием туризма, а все туристские фирмы - частные. Необходимо возрождать туристско-краеведческие экспедиции, чтобы у нас был нормальный реестр и кадастр объектов. Многих мест, куда можно было бы возить туристов, мы просто не знаем, кроме, допустим, Чарынского каньона или Большого Алматинского озера. Нам нужны новые объекты. К этой работе необходимо активно подключать детей и подростков, потому что на данный момент мы потеряли детский и молодежный туризм. Есть и другие проблемы подготовки кадров: нет квалифицированных гидов, места отдыха не обустроены, подъездные дороги к историческим, памятным объектам за пределами города - в плохом состоянии, недостаточно четко ведется учет прибывающих в страну туристов. В Казахстане - 1203 турагентства и фирмы. Туристская деятельность занимает широкую нишу. По Казахстану эта сфера - одна из самых ведущих, но она, к сожалению, недостаточно развита. В 2012 году в сфере туризма было заработано 30 млрд. тенге - это низкий показатель. Если сравнивать данные с прошлыми годами, то в этом в стране обслужено на 63% меньше посетителей. В этом виноват и финансовый кризис, потому как отрасль туризма очень остро реагирует на любые негативные мировые события.

Первое, что отмечают зарубежные гости, посетившие нашу страну, - это особое гостеприимство нашего народа и безопасность пребывания туристов в Казахстане. В этом отношении Казахстан выгодно отличается от тех же наших соседей - киргизов и узбеков. Улучшается инфраструктура туризма, строятся дороги, возводятся новые гостиничные комплексы. Вместе с тем иностранцев отпугивают наши цены. И здесь мы Узбекистану и Киргизии определенно проигрываем.

По словам многих туристов, побывавших в нашей стране, есть у Казахстана и еще один дополнительный плюс. Европа перенаселена, европейский турист стремится побывать наедине с природой, чтобы рядом не было поднадоевших туристических групп и гидов. И Казахстан, с его огромными и малонаселенными просторами, европейскому гостю такую возможность предоставляет. Древняя история, археологические раскопы и прекрасные дикие природные ландшафты - вот что может обеспечить приток в нашу страну массового зарубежного туриста.

В мире существует некая общая схема развития туризма, учитывающая в то же время отдельные особенности стран пребывания иностранцев. И это рабочая модель, уже доказавшая свою эффективность. Поэтому надо брать пример с таких стран как, Турция и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), где развит туризм. То, что могут они, с таким же успехом можно развивать и нам в Казахстане.

Современный мир включен в сложный, но закономерный процесс глобализации, в создание единой системы социальных, культурных, экономических, политических и иных взаимоотношений. Представляя собой многомерное явление, глобализация затрагивает практически все стороны жизни общества и отдельной личности. Особенно сложный и противоречивый характер она носит в социокультурной сфере, где глобализм обретает мировоззренческую направленность. Как известно, одним из показателей прогрессивной общественной жизни является разнообразие культур, а столкновение различных ценностных приоритетов создает условия для их взаимообогащения.

Таким образом можно сказать, что туристическая отрасль стала развиваться в Казахстане совсем недавно. Однако за довольно короткое время Казахстан превратился в одну из ведущих стран в сфере туризма в Средней Азии. По интенсивности посещения своих территорий иностранными туристами он гордо стоит в одном ряду с другими центрально-азиатскими регионами. Власти стран приложили немало усилий для того, чтобы в этой стране туризм развивался также стремительно и успешно, как экономика и внешнеэкономические отношения. За короткое время здесь было возведено огромное количество первоклассных гостиниц, которые способны предоставить самый лучший сервис и просто обеспечить туристам комфортное пребывание в них. Только здесь туристы смогут найти немалое количество культурных, исторических, архитектурных памятников древности и современности, так и достаточное количество таких достопримечательностей, которые Казахстан унаследовал от природы, подарившей этому краю удивительной красоты озера, реки, заповедники, леса, степи, живописный горный ландшафт и многое другое. Однако помимо всего прочего, может Казахстан поразить и внешним видом своих ультрасовременных столиц - Астаны и Алматы. Эти города располагают большим количеством современных архитектурных шедевров, по своей уникальности ничем не уступающих историческим памятникам, построенным в стиле древнего Востока.

Литература:

1.Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебное пособие - СПб: Издательский дом Герда, 2004 г. - стр. 37.

2. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. - М.: Нолидж - 1996.

3. Сенин В. С. Организация международного туризма: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

4. В. Е. Арефьев. Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во АГУ, 2002. - 282 с.

5. Бондарович А. А. Рекреационные ресурсы Европы и их оценка. - СпБ.: Невилс, 2003.

6. Биржаков М. Б. «Введение в туризм». Москва-Санкт-Петербург, 2001 г.


© 2010-2022