• Преподавателю
  • География
  • Рабочая программа по географии для специальности 23. 02. 03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа по географии для специальности 23. 02. 03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБпОУ «кораблинский Агротехнологический техникум»



«Утверждаю»

директор огбпоу «катт»

Т.К. плотникова


«____»_______________20_____г.


_______________________________








рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.12. География



Для специальности

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»



















2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);

- Примерной программы учебной дисциплины ОУД.12. География;

- ФГОС среднего профессионального образования по специальности

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

- Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Организация-разработчик: ОГБпОУ «кораблинский Агротехнологический техникум»

Разработчик:

Елманова Ольга Юрьевна, преподаватель 1 категории






Рассмотрено

На заседании методической комиссии


Протокол №____________


От «____» ____________________ 20______г.


Председатель МК


_______________________________________СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7



  1. условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины


15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


16


  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.12. География

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего общего образования и ФГОС СПО по специальности

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.


  1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам базовый уровень

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.12. География обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

• личностных:

− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной

речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

приводить аргументы и контраргументы;

− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

− креативность мышления, инициативность и находчивость;

• метапредметных:

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

− представление о необходимости овладения географическими знаниями с

целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

• предметных:

− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение географическим мышлением для определения географических

аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов

и проблем;

− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.



  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

подготовка рефератов, докладов

7

работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами

5

создание презентаций

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета








2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.12. География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общая характеристика мира.

24(16)

Тема 1.1.

Политическое устройство мира.

Содержание учебного материала

3(2)

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные

особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного

режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.


2

Практические занятия

1

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по

уровню социально-экономического развития.


Самостоятельная работа обучающихся:

1

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление практической работы, подготовка к защите.


Тема 1.2.

География мировых природных ресурсов.



Содержание учебного материала

3(2)

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

2

Практические занятия

1


Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.


Самостоятельная работа обучающихся:

- оформление практической работы, подготовка к защите;

- подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме: «Мировые природные ресурсы».

1

Тема 1.3.

География населения мира.

Содержание учебного материала

5(3)

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и

страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.

Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных

странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения

в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы

и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры,

«сверхгорода» и мегалополисы.


2

Практические занятия

1


Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.


Самостоятельная работа обучающихся:

2

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление практической работы, подготовка к защите;

- защита реферата по теме «Население мира».


Тема 1.4.

Мировое хозяйство. Современные особенности развития мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

1(1)

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация

производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства,

исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.


2

Тема 1.5.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

3(2)


Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное

сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных

видов полезных ископаемых.


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1


- подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме: «Горнодобывающая промышленность».


Тема 1.6.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

6(4)

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.


2

Самостоятельная работа обучающихся:

2


- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме: «Машиностроение», «Лесная и легкая промышленность».


Тема 1.7.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

3(2)


Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские

торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,

туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.


2

Практические занятия

1


Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.


Самостоятельная работа обучающихся:

1

- оформление практической работы, подготовка к защите;

- защита реферата по теме «Транспортный комплекс».


Раздел 2.

Регионы мира.

26(17)

Тема 2.1.

География населения и хозяйства Зарубежной Европы.


Содержание учебного материала

4(3)

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их

формирования и развития. Особенности политической системы.

Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.


2

Практические занятия

1


Составление ЭГХ страны.


Самостоятельная работа обучающихся:

1

- оформление практической работы, подготовка к защите;

- подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме: «Хозяйство стран Европы».


Тема 2.2.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии.


Содержание учебного материала

6(4)

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.


2

Практические занятия

1


Сравнение субрегионов Азии.


Самостоятельная работа обучающихся:

2

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление практической работы, подготовка к защите;

- подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме: «Китай».


Тема 2.3.

География населения и хозяйства Африки.

Содержание учебного материала

3(2)

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.

История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1


- подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме: «История открытия и освоения европейцами».


Тема 2.4.

География населения и хозяйства Северной Америки.


Содержание учебного материала

3(2)

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.

Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.


2

Практические занятия

1





Сравнительная характеристика Канады и Австралии.


Самостоятельная работа обучающихся:

1

- оформление практической работы, подготовка к защите;

- защита реферата на тему «Макрорайоны США».


Тема 2.5.

География населения и хозяйства Латинской Америки.

Содержание учебного материала

5(3)

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения

региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.


2

Практические занятия

1


Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и

регионов мира.


Самостоятельная работа обучающихся:

2

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- защита реферата на тему «Бразилия».


Тема 2.6.

География населения и хозяйства Австралии и Океании.

Содержание учебного материала

2(1)

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1


- защита реферата на тему «Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии».


Тема 2.7.

Россия в современном мире.



Содержание учебного материала

3(2)

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX-XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении

труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.


2

Практические занятия

1




Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.


Самостоятельная работа обучающихся:

1

- защита реферата на тему «Внешняя торговля товарами России».


Раздел 3.

Глобальные проблемы человечества.

4(3)

Тема 3.1.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.


Содержание учебного материала

4(3)

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая,

продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные

пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль

географии в решении глобальных проблем человечества.


2

Практические занятия

1


Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной

экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.


Дифференцированный зачет

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1

- защита реферата на тему «Глобальная проблема изменения климата».


Всего:

(54)36



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

- политическая карта мира;

- учебники, атласы с контурными картами.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: «Академия», 2015.

  2. Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10-11 классы. - М., 2014.

  3. Атлас

Экономическая и социальная география мира.

Интернет-ресурсы:

  1. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

  2. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

  3. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).

  4. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

  5. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Предметные результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- тестовый контроль;

- защита компьютерной презентации.

− владение географическим мышлением для определения географических

аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов

и проблем;

- письменная проверка;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- защита компьютерной презентации.

− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- письменная проверка;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- защита компьютерной презентации.

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- тестовый контроль;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- защита компьютерной презентации.

− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- защита рефератов.

− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- защита рефератов.

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- тестовый контроль

- защита компьютерной презентации.

− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

- тестовый контроль

- защита компьютерной презентации

- защита рефератов.

8


© 2010-2022