Материалы к проведению недели географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы к проведению недели географииПредметная неделя по географии

(составлена Туленевым А. И., учителем географии)

Цель: повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности, обучающихся к предмету "география".

Задачи:

  1. Содействовать более эффективному усвоению географического материала.

  2. Оценка уровня знаний через игровые ситуации.

3.Формировать у учащихся умения работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, принимать самостоятельно решения в проблемной ситуации.

4.Способствовать развитию эмоциональных и коммуникативных навыков для решения актуальных задач его личностного роста.

5. Воспитывать любовь к своей Родине.


ПРОГРАММА НЕДЕЛИ ГЕОГРАФИИ


День недели


Содержание мероприятия

Класс

Цели мероприятия

Понедельник

1.Старт недели

географии

-демонстрация серии видеофильмов ВВС. «Живая планета»

6-7

1.Оповестить обучающихся о начале недели географии

2.Объявить о конкурсе рисунков

3.Повысить интерес к изучению курса

школьной географии

Вторник

1. Шарады, загадки, игры и конкурсы

6-8

1.Оценить уровень

знаний через игровые

ситуации.

2.Развивать быстроту мысли,

внимательность

Среда

Эстафета (информатика+география)

«Познаем мир»

6-7


Содействовать более эффективному усвоению географического материала.

Четверг

1.Проведение конкурса рисунков «Путешествие по планете».

2.Проведение викторины «Знаешь ли ты географию».

5-11

  1. Способствовать

Развитию эмоциональных и коммуникативных навыков для решения актуальных

задач личностного

развития обучающихся

Пятница

1. Проведение игры (конкурс) «Древо мудрости».

2. Подведение итогов недели географии.

3. Награждение победителей.

4.Закрытие недели географии.

6-11

Формировать у учащихся умения работать в команде,

уважительно относиться к чужому мнению, вести

дискуссию, принимать

самостоятельно решения в проблемной ситуации.

Старт недели географии

Шарады, загадки, игры и конкурсы

(Участвуют все желающие. Раздать жетоны. У кого больше, тот и победил. Победитель награждается)

КОНКУРС. «Географические загадки».

К торжественному крику Я - сибирская река,

Прибавь согласный звук, Широка и глубока.

Чтоб протянулись горы Букву «е» на «У» смени -

С севера на юг. (Ура-л) Стану спутником Земли.

(Лена- Луна)

Как инструмент меня ты ценишь. Когда жара иль дождь идет,

В искусной плотницкой руке, Тебя от них всегда укрою.

Но если «Д» на «Б» мне сменишь, Прочти меня наоборот-

Во мне утонешь как в реке. Узнаешь озеро большое

( Долото-Болото). ( Навес-Севан)

РАССКАЗЫ - ЗАГАДКИ.

1.Летом они живу на севере, а вначале зимы, улетая от северных морозов, появляются в наших лесах. Питаются рябиной и другими ягодами. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год. (Снегири).

2.Они очень любопытны. Это хорошо знают наши охотники. И еще знают; нет птицы осторожнее. Вон большое стадо! Завернули головы под крыло и спят спокойно. А чего им бояться? У них сторожа. С каждого края стада старая птица, не спит, зорко глядит по сторонам. (Дикие гуси).

3.С какой стороны не взглянуть на эту птицу - она странная и замечательная. Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея этой птицы голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами. (Страус).

ЗАГАДКИ.

В холоде - горой, в избе - водой. (Снег)

С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снег)

Бежать, бежать - не добежать, лететь, лететь - не долететь (Горизонт)

Кругом вода, а с питьем беда (Море)

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зеленая (Пруд)

По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет (Волна)

Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото)

Падает горошком, скачет по дорожкам (Град)

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает (Ветер)

Страна без людей, города, без домов, лес, без деревьев, моря без воды. Что такое? (Географическая карта)

Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило (Дождь).

БЛИЦ - ВОПРОСЫ.

1.Как называется наша планета? 1. Что бывает на небе после дождя?

2.Верхний слой земли, на котором 2. Как называется линия, до которой

растут растения? нельзя дойти?

3.Высочайшие горы на Земле? 3.Самое глубокое озеро на Земле?

4.Прибор для измерения азимута? 4.Умение находить стороны горизонта

5.Горя не знает, горько плачет? 5.Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

6.Место, где впадает река? 6.Место, где река берет начало.

7.Самый маленький материк? 7.Самый большой материк?

ШАРАДЫ.

Шар не велик, лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажешь весь свет. (Глобус)

Море есть - плавать нельзя,

Дороги есть - ехать нельзя,

Земля есть - пахать нельзя,

Луга есть - косить нельзя. (Географическая карта)

Первый слог мой каждый знает,

В классах он всегда бывает.

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим,

Чтобы целое узнать,

Город нужно вам назвать. (Мел - и - тополь)

Я укрываю самолеты,

Когда кончаются полеты,

Но ты поставь союз за мной

И стану бурною рекой. (Ангар - Ангара).

В океанах я бываю,

Корабли там разбиваю,

Если букву приписать, стану в воздухе летать.( Риф - Гриф).

На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века.

Но вот ты «Н» добавь ко мне -

И я уже река. (Ил - Нил)

ЗАДАНИЯ НА СТЕНДЕ

ОЗЕРА, ВОДОХРАНИЛИЩА, ЛЕДНИКИ.

ЗАПИСЬ НА ЛИСТЕ:

1.Озеро 6.Ледник

2.Сточное озеро 7.Морена

3.Бессточное озеро 8.Водохранилище

4.Болото 9.Пруд

5.Снеговая линия

1.Озеро, из которого вытекает вода.

2.Граница в горах, выше которой снег не тает в течение года.

3.Искусственные водоемы с громадными запасами воды, созданные путем постройки на реках плотин.

4.Избыточно увлажненные участки суши, часто со слоем торфа, покрытые влаголюбивыми растениями.

5.Замкнутые естественные впадины на поверхности суши, заполненные водой.

6.Озеро, не имеющее поверхностного стока.

7.Ледяные массы, покрывающие участки суши в горах, сползающие по склонам или долинам.

8.Небольшие искусственные водоемы.

9.Скопление обломков горных пород, перенесенных ледником и отложенных на место его таяния.

ГОРЫ РОССИИ.

1.Горы, разделяющие две обширные равнины, протянувшиеся с севера на юг почти на 2 тысячи км. (Уральские)

2.Горы, расположенные на полуострове Таймыр (Быранга)

3.Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря с северо-востока на юго-запад (Сихотэ-Алинь)

4.Горы Южной Сибири, по которым проходит граница России и Казахстана (Алтайские)

5.Горы между Байкалом и Алтаем (Саяны)

6.Горный хребет в Северо-Восточной Сибири, названный именем русского путешественника (Хребет Черского)

ЗАДАНИЕ.

1.Назовите материк, который пересекают все меридианы? (Антарктида)

2.Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60-й параллели или по экватору? (60-й)

3.Существует ли океан, который пересекают все меридианы? (Северный Ледовитый)

4.Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60-му меридиану, чем по 30-му? (Нет)

5.В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив? (Запад)

6.В каком направлении идет судно из Азовского моря в Черное? (Юг)

"Ученый совет".

Определите природную зону по описанию. Возможна групповая работа


  1. Ноги утопают в мягком ковре мхов и лишайников. Между ними, чуть поднимаясь над землей, попадаются крошечные кустарнички куропаточьей травы с очень крупными цветами. Различаются карликовые березки и осинки. Невысокие бугры усыпаны ягодами клюквы и голубики. (Тундра)


  2. Под густыми ветвями деревьев всегда сыро и сумрачно. Здесь мало кустарников и травы. Многие деревья засохли на корню, покрытые косматыми колючками лишайника. Где-то вверху щебечут птицы. Внизу тихо, темно. Лучи солнца почти не проникают сюда. Лишь мошкара вьётся тучами. (Тайга)


  3. Многообразие и обилие древесной растительности. Многоярусность и непроходимость. Сумрачно, сыро и обильное гниение опавшей листвы. Если одни деревья сбрасываю листья, то другие в это время только начинают расцветать. Обилие гнуса, птиц и лазающих по деревьям животных. (Экваториальный лес)

Интеллектуальная игра: "Что? Где? Когда?"

Цель проведения игры:

В игровой форме проверить знания; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы; воспитывать уважение к географии; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.

Ход игры

Собирается команда по 5 человек из разных классов. Команды представляются: название, эмблема, девиз и т.д.

I Тур

Разминка

Представители от каждой команды получают одинаковое задание (вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание - 3 балла

Вопрос

Ответ

1

На каком материке нет рек?

Антарктида

2

Назовите четыре "цветных" моря

Черное, Белое, Красное, Желтое

3

Где изобрели арабские цифры?

в Индии

4

Самая полноводная река на Земле

Амазонка

5

Гигантские волны

цунами

6

Воздушная оболочка Земли

атмосфера

7

Вершина Гималаев

Эверест

8

Священное животное Индии

корова

II Тур

Конкурс-пантомима

Командам раздаются задания географической тематики.

С помощью жестов, мимики, телодвижений команды должны представить на суд жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившая задание. Максимальная оценка за задание - 4 балла.

Задания для команд:

Водопад

Извержение вулкана

Рассвет и закат

Лунное затмение

Туман

Сильный ветер

III Тур

Разминка самые, самые, самые

Первая команда ответившая правильно на вопрос, получает балл.

Самое маленькое море, омывающий берег России

Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли

Самыс молодые горы в России

Самое саленное озеро в мире

Какой город считается полюсом холода в России

Самое глубокое озеро мира

Самый большой материк

Самые древние горы в России

Самой толстое дерево

Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает)

Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая

Самая длинная река в мире

Смый теплый океан

IV Тур

Конкурс знатоков

Команды получают листы с одинаковым заданием: написать как можно больше фамилий путешественников, географов, первооткрывателей.

Листы по истечении времени (3 мин) сдаются жюри, которое подводит итог. Максимальная оценка за задание - 3 балла.

V Тур

Конкурс "Путешествня по карте"

Ведущий читает маршрут движения путешествий, а участники конкурса

должны нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами.

Оценивается точность выполнения задания. Усложнить, его можно добавив

несколько географических ошибок, которые участникам необходимо

определить. Максимальная оценка за задание - 5 баллов.

VI Тур

Конкурс " Составить название города"

Участникам нужно как можно быстрее составить название городов из предложенных слов: веки (Киев), вверена (Ереван), игра (Рига), Куба (Баку).

Жюри в конце подводит итоги и награждает победителей Максимальная оценка за задание - 2 балла (5).

Подведение итогов

Максимальное количество - 30 баллов. Команды, набравшие большее количество баллов награждаются.


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЮ СТРАНУ?»

  1. Сколько соседей имеет Россия?

  2. Как называется крайняя южная точка нашей страны?

  3. Сколько раз можно встретить Новый год в России?

  4. Сколько морей омывает территорию нашей страны?

  5. Какой самый высокий действующий вулкан в России?

  6. О каком полезном ископаемом Петр I сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»?

  7. Какой полуостров России омывается водами двух океанов?

  8. Что южнее - Магадан или Санкт-Петербург?

  9. Назовите самое глубокое озеро России (и мира)?

  10. Самая длинная река России?

  11. Какие горы России самые молодые?

  12. Какие горы России самые древние?

  13. Как называется климат Русской равнины?

  14. Самое холодное место, абсолютный температурный минимум в России?

  15. Москва - порт пяти морей. Какие это моря?

  16. Почему лес не растет в тундре?

  17. Где в России есть гейзеры?

  18. Назовите моря, омывающие Россию, названные в честь мореплавателей.

  19. Назовите русский город, по которому получил свое название один из геологических периодов.

  20. Самое распространенное дерево в России.

  21. Почему много озер в Карелии?

  22. Дельта какой реки - самая большая на территории Европейской России?

  23. Как ранее русские называли Урал?

  24. Кто такой В.В.Докучаев и как называется его главный научный труд?

  25. К бассейну какого моря принадлежит река Ангара?

  26. Как зовут главного сказочника Урала?

  27. Какая впадина отделяет Русскую Равнину от Кавказа?

Задания для проведения

КВН «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»


  1. Состав команды: 5 человек (по одному представителю с каждого класса (5-9кл).

  2. Выбрать капитана команды, придумать название, девиз, эмблему команды.

  3. Приготовить приветствие для жюри и команды-соперницы.

КВН

1 конкурс: - «Разминка» на тему: «Самые, самые …»

Вопросы командам задаются последовательно, время на обдумывание 30 сек.

  1. Самая многоводная река России? (Енисей)

  2. Самый крупный остров в России? (Сахалин)

  3. Самая высокая вершина России? (Эльбрус)

  4. Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)

  5. Самое глубокое озеро в России? (Байкал)

  6. Самая длинная река в России? (Обь с Иртышом)

  7. Самое глубокое море у берегов России? (Берингово)

  8. Самое жаркое лето? (Волгоград)

  9. Самая холодная зима? (Оймякон)

10.Самая большая равнина России? (Восточно-Европейская)

2 конкурс: «Составление названий географических объектов из заданных букв».

Вам нужно переставить буквы в словах так чтобы получились названия:

города: остров -………. (Ростов)

рубаха -…………(Бухара)

реки: мура -……………(Амур)

Вам нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось название:

города: остров-………...

рубаха -………..

реки: мура -…………….

Конкурс болельщиков

3 конкурс: «Географический аукцион» - нужно назвать наибольшее число рек нашей страны. Называют по очереди, не повторяясь. Победителем считается та команда, за которой осталось последнее слово (не более 5 мин.)


4 конкурс: «Конкурс эрудитов» - Командам предлагается назвать о каком уголке России идет речь.

1. В России есть полуостров, на котором нет ни высоких гор, ни глубоких ущелий. По площади оно несколько больше Болгарии. Лишь на 1 метр оттаивает его поверхность летом. На полуострове растут карликовая березка, морошка. Здесь пасутся олени, а в недрах огромные запасы газа. Назовите этот полуостров. (Ямал)

2. В России есть полуостров, по площади в 12 раз больше Бельгии. Он покрыт таежной растительностью. На нем располагается более сотни вулканов, из них около 30 - действующие. В ущельях и долинах бьют горячие источники и гейзеры. Назовите этот полуостров. (Камчатка)

3.Летом здесь почти не заходит солнце. Белые ночи придают особое очарованье зеленым массивам лесов, причудливым очертаниям озер с прозрачной водой, рекам с порогами и водопадами. Зимой здесь царство чистого белого снега с синевой замерших озер и со стройными елями и соснами. Часто этот уголок России называют страной озер и гранита. Здесь расположен знаменитый водопад Кивач. (Карелия)

4.Эта территория - одно из лучших украшений Русской равнины. Когда-то эту территорию называли горами, на самом деле это возвышенность, которая существовала здесь еще до ледникового периода. В память о последнем оледенении здесь расположились многочисленные озера. Главное сокровище этой территории - озеро Селигер, его причудливая форма напоминает цветок орхидеи. (Валдай)

5 конкурс: Представьте себе, что в весенние каникулы вы отправились отдыхать и не успеваете к началу занятий. Чтобы как-то оправдаться, вам необходимо послать телеграмму учителю географии с описанием этого района. Денег хватит только на 10 коротких фраз. Составьте такую телеграмму.

1. Вы отдыхаете на Кавказе.

2. Вы отдыхаете на Чукотке.

Конкурс болельщиков.

6 конкурс: «Конкурс капитанов»

Планируя летний отдых, семья Ивановых, проживающих в Омской области, столкнулась с неразрешимыми трудностями. Мама не желала резко менять климат и ехать за границу. Сыновья хотели посетить регион с необычной историей, а папа мечтал об отдыхе на берегу моря.

Предложите место отдыха, удовлетворяющее всех членов семьи. Опишите природные и историко-культурные особенности этого региона.

Планируя зимний отдых, семья Максимовых, проживающих в Омской области, столкнулась с неразрешимыми трудностями. Папа хотел покататься на горных лыжах и подышать чистым воздухом, а мама желала отдохнуть в месте с хорошим уровнем обслуживания, но, напуганная террористическими событиями, наотрез отказалась ехать на Кавказ. Дети же и слушать не хотели о практиковании в иностранных языках, и без того уже надоевших в школе.

Предложите место отдыха, удовлетворяющее всех членов семьи. Опишите природные и историко-культурные особенности этого региона.

7 конкурс: «Географический кроссворд»

1. Река, вытекающая из озера Байкал.

2. Самая большая река Дальнего Востока.

3. Река, на которой находится Красноярская ГЭС.

4. Самая длинная река Европейской части России.

5. Самый крупный приток Иртыша.

Конкурс болельщиков

8 конкурс: «Литературно-географический».

Много поэтов посвятили свои стихи нашей прекрасной Родине. Определите автора произведения прочитанных отрывков.

1. Урал!

Завет веков и вместе

Предвестье будущих времен.

И в наши души, точно песня,

Могучим басом входит он.

Урал!

Опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец.

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

(А.Твардовский)

2. Кавказ подо мною, один в вышине

Стою под снегами, у края стремнины.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отсюда я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

(А.С.Пушкин)

9 конкурс: «Знатоки путешественников»

О каком путешественнике или исследователе идет речь?


  1. Купец из Твери. В XV веке совершил путешествие в Индию, преодолев на пути туда и обратно Каспийское, Аравийское и Черное моря. Свои впечатления изложил в книге «Хождение за три моря». (Афанасий Никитин)


  1. Русские мореплаватели, открывшие Антарктиду в 1820 году. Их героическое плавание продолжалось 751 день. (Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен)


  1. Российский исследователь-мореплаватель. Исследовал северные и восточные берега нашей страны, открыл пролив между Азией и Америкой. (Витус Беринг)


  1. Русский путешественник, исследовал труднодоступные районы Азии. Нанес на карту более 20-ти горных хребтов, целый ряд озер и рек. (Николай Михайлович Пржевальский)


  1. Мореплаватель, возглавивший первое русское кругосветное плавание. (Иван Федорович Крузенштерн)


  1. Русские мореплаватели, участники 2-й камчатской экспедиции, двоюродные братья, обследовавшие северное побережье нашей страны.(Лаптевы Харитон и Дмитрий)

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ № 1


1. Угли пылают, совком не достать.

Ночью их видно, а днем не видать. (звезды)

2. Идет по небу бабушка и плачет. (туча)

3. Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

4. Дверь не открывает, а в комнату попадает? (солнечный свет)

5. Летом одевается, зимой - раздевается. (Лиственный лес)

6. С неба сыплет пшено,

Ни курица не клюет,

Ни человек не жует,

Солнце увидит - уберет! (снег)


  1. Дождь пришел и вырос мост,

Растянулся на семь верст,

И висит он золотой -

Над деревней и рекой

Ни проехать по нему

Ни машине, ни коню. (радуга)


  1. Заря-зарница, красная девица

По полю ходила, ключи оборонила

Месяц видал, ни слова не сказал.

Солнце увидало, все ключи подобрало. (роса)


  1. Меня ждут не дождутся,

А как увидят разбегутся. (дождь)

10.По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

Пыль поднимает.

В село мчится,

В окно стучится,

Ворота отворяет,

Никто его не поймает. (ветер)


КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ № 2


  1. Сколько городов в Омской области? (6 - Омск, Исилькуль, Калачинск, Называевск, Тара, Тюкалинск)


  1. Назовите самое ветреное место в Омской области (Русская Поляна)


  1. Перечислите крупные озера Омской области (Салтаим, Эбейты, Ик, Тенис)


  1. Наличие каких полезных ископаемых характерно для Омской области? (глины, суглинки, пески, торф, сапропели, бурые угли, немного нефти и газа, минеральные воды, железные и циркониевые руды)


  1. Перечислите почвы Омской области (подзолистые, болотные, серые лесные, лугово-черноземные, обыкновенные и южные черноземы, солончаки, солонцы, солоди)


  1. Какие деревья произрастают в лесах Омской области? (береза, сосна, осина, ель, липа, на севере - кедр)


  1. Какие животные обитают в лесостепной зоне Омской области? (полевки, зайцы, суслики, тушканчики, лесные мышовки, волк, лисица, хорек, косуля)


  1. Перечислите основные реки Омской области (Иртыш, Омь, Ишим, Тара, Оша, Уй, Шиш, Туй)


  1. Сколько административных центров входит в состав Омской области? (32)


  1. Назовите тип климата Омской области. (типично континентальный)


КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ № 3


  1. Самое глубокое море у берегов России (Берингово)

  2. Самое большое море, омывающее Россию (Берингово)

  3. Самое маленькое море России (Азовское)

  4. Самое большое озеро мира (Каспийское море-озеро)

  5. Самый большой полуостров России (Таймыр)

  6. Самая большая природная зона России (лесная)

  7. Самые высокие приливы (в Охотском море)

  8. Самое мелкое море у берегов России (Азовское)

  9. Какой полуостров России кричит о своей величине? (Ямал)

10. Какой пролив отделяет Россию от США? (Берингов)

11. Где в России сосредоточены основные запасы газа? (на севере Западной Сибири)


© 2010-2022