Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине

Методическая разработка урока с региональным компонентом Тема: «Город на Двине»Расширение кругозора учащихся по Архангельской области, посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов, способствовать повышению интереса учащихся к краеведению, воспитанию культуры общения и развитию коммуникативных и познавательных умений через коллективно – творческую деятельность. Совершенствовать у учащихся навыки коллективно - творческой деятельности
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по географии с применением ИКТ

( краеведение)

Тема урока: «ГОРОД НА ДВИНЕ»

Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине

Автор: Некрасова Лариса Викторовна

Образовательное учреждение: МБОУ ОГ № 25 Г. Архангельска

Должность: учитель географии

Квалификационная категория: высшая

Класс: шестой

Форма проведения: занятие по краеведению и ИКТ

Необходимое оборудование и материалы для урока: Компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор, ручка, цветная бумага, фломастеры, карточки.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт: Windows XP, Power Point, наглядная презентация 29 слайдов.

Целесообразность использования ИКТ на внеклассном мероприятие:

  1. Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций;

  2. Повышение эффективности усвоения регионального компонента за счёт одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационного материала;

  3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса;

Методическая разработка урока с региональным компонентом

Тема: «Город на Двине» (слайд 1)

Цель: расширение кругозора учащихся по Архангельской области, посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов, способствовать повышению интереса учащихся к краеведению, воспитанию культуры общения и развитию коммуникативных и познавательных умений через коллективно - творческую деятельность.

Задача: (2 слайд)

1. В занимательной игровой форме закрепить знания по краеведению, поощрять коллективную работу учащихся, взаимопонимания.

2. Прививать любовь к своей области, своему региону.

3. Продолжить показывать значимую роль сохранение поморских традиций.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, в классе, развивать коммуникативные способности.

5. Совершенствовать у учащихся навыки коллективно - творческой деятельности.

Методы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- индуктивные;

- дедуктивные;

- проблемно-поисковые;

  • Методы формирования сознания:

- метод воспитательных ситуаций;

- беседа;

- дискуссия;

- пример;

  • Методы стимулирования и мотивации деятельности:

- анализ жизненных ситуаций;

- создание ситуации успеха;

- создание ситуации новизны;

- познавательная игра;

Ход мероприятия:

  1. Организационный этап (установление позитивного эмоционального контакта)

  2. Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.

3. Актуализациая знаний учащихся о городе, поморских традициях, достопримечательностях.

4. Групповая работа учащихся: ответы на вопросы, решение проблемной ситуации.

5. Дискуссия на тему: «Архангельск - мой город».

6. Динамическая пауза.

7. Обобщение знаний учащихся о городе, выдающихся архангелогородцах, традициях поморского народа.

8. Познавательная игра.

9.Групповая творческая работа (составление северных поговорок и пословиц).

10. Обобщение и выводы по теме: «Город на Двине».

11.Рефлексия.

Прогнозируемые результаты:

1. У учащихся должно сложиться более полное представление о поморских ценностях, традициях, своём городе.

  1. У учащихся закрепится позитивное отношение к достопримечательностям, историческим ценностям Архангельска.

  2. Систематизация краеведческих знаний.

  3. Произойдёт повышение уровня навыков коллективно-творческой деятельности.

  4. У учащихся возникнет желание охранять и защищать окружающую среду своей области.

  5. Воспитать чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.

Ход мероприятия

Этапы мероприятия

Временная реализация

Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности команд к игре. Команда готовит своё приветствие, название, девиз.

5 минут

Проведение игра (актуализация знаний)

I тур «Улицы города Архангельска»

II тур «Персоналии»

III тур «Достопримечательности города»

6 минут

5 минут

8 минут

Физминутка

2 минуты

Рефлексия

IV тур «Богатства северного края»

V тур «Поморские пословицы»

VIтур «Северные загадки»

5 минут

3 минуты

6 минут

Подведение итогов и награждение.

5 минут

Итого 45 - минут

Подготовка к игре: в классе формируются команды (численностью 4-5 человека). Каждая команда готовит своё приветствие, название, девиз и выбирает капитана команды.

Этапы реализации мероприятия:

Звучит песня «Архангельск»

Слова и музыка Марии Картушиной

Архангельск - мой город любимый,

Стоит на Двинском берегу.

И каждое утро с рассветом

Я с мамою в садик иду.

Архангельск - мой город родной.

Архангельск красивый такой.

Архангельск, ты в сердце всегда,

И песня моя про тебя.

Идем по широким проспектам,

По улицам тихим идем,

И по тенистому парку

Мы с мамой шагаем вдвоем.

Спешат по Двине теплоходы,

И чайки кружат над волной.

Красив ты в любую погоду,

Всегда я любуюсь тобой.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы собрались на игру, чтобы определить, какая команда достойна звания «Знаток своего края». Мы приветствуем всех участников игры, болельщиков и компетентное жюри. Вы имеете шанс стать победителями. Мы желаем всем командам удачи. И так мы начинаем игру…

  • Сегодня у нас соревнуются команды учащихся, поприветствуем друг друга.

  • Приветствие команд (название команд с поморским, северным уклоном; девиз; капитан команды).

Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. Конкурсы оцениваются по пяти бальной системе.

Как здорово и правильно,

Что среди множества наук,

Мы изучаем краеведение,

Чтоб стал понятен и интересен наш Север всем вокруг!

Игра состоит из следующих туров: (слайд 3)

  1. Улицы города Архангельска.

  2. Персоналии.

  3. Достопримечательности города

  4. Богатство северного края

  5. Поморские пословицы

  6. Северные загадки

Ведущий: Имена улиц любого города это его лицо, живой голос минувшего, история, которая всегда рядом и ежечасно напоминает каждому жителю о деяниях наших предков.

Поэт Роберт Рождественский справедливо писал в одной из своих поэм:

В городе сотни дорог,

Вечность в себе таящих.

Город всегда диалог

Прошлого с настоящим.

ТУР № 1 «Улицы города Архангельска» (слайды 4-8)

Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии улиц города и определить их название. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Можно заработать 3 балла.

2 команда



  • Троицкий проспект

  • Ул. Логинова

  • Ул. Урицкого

1 команда

  • Пр. Московский

  • Пр. Обводный канал

  • Ул. Тимме



  • 3 команда



    • Ул. Поморская

    • Площадь Ленина

    • Ул. К. Маркса

  • 4 команда



    • Ул. Воскресенская

    • Наб. Северной Двины

    • Ул. Чумбара - Лучинского


Ведущий: Тому, кто ищет постоянно новое в известном,

Кому без книг на свете жить не интересно,
Кому по силам смелые дерзания -
Мы посвящаем второе состязание.

ТУР № 2 «Персоналии» (слайд 9 - 14)

Командам нужно узнать портреты выдающихся людей, которые внесли вклад в развитие Архангельска. Та команда, которая быстрее поднимет карточку, отвечает. Каждый правильный ответ 1 балл. За этот тур можно набрать 10 баллов

Портреты:

  • Иван Грозный

  • Петр I

  • Прокопий Галушин

  • К. П. Гемп

  • Михаил Ломоносов

  • Федор Абрамов

  • Степан Писахов

  • Борис Шергин

  • Геогрий Седов

  • Аркадий Гайдар

Ведущий: В нашем городе много достопримечательностей. А знаете ли вы их? Сейчас узнаем и начинаем 3 тур.

ТУР № 3 «Достопримечательности города» (слайд 15 - 19)

Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии и назвать достопримечательностей города. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ.

1 команда 2 команда

Гостинный двор П. Виноградову

Английский танк Петру I

Обелиск Севера Соловецким юнгам

3 группа 4 команда

Тюленю - спасителю С. Писахову

Ломоносову М. В. В. И. Ленину

Сене Малине Петру и Февронии

Ведущий: Северный край богат разнообразными природными ресурсами. А знаете ли вы их? Сейчас проверим. Следующий тур, так и называется «Богатство Северного края».

ТУР № 4 «Богатство Северного края» (слайд 20 - 21)

Командам показывают с помощью условных знаков, чем славится поморская земля, в течение 2 минут, они должны определить, условные знаки, записать на карточке и отдать жюри. За каждый правильный ответ 1 балл. Можно заработать 8 баллов.

1Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине2Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине3 Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине 4 Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине

5Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине 6Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине 7Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине8

Ответы: 1. Болото 2. Сосна 3. Реки 4. Нефть 5. Природный газ 6. Торф 7. Поваренная соль 8. Алмазы.

Ведущий: Как по морю, морю Белому,
Морю Белому студеному,
Разгулялися ветры буйные,
Ветры бурю несут, непогодушку…

Земля поморская славиться поговорками и пословицами. Обратимся к народной мудрости. Мы начинаем 5 тур.

ТУР №5 «Поморские пословицы» (слайд 22 - 23)

Предлагает каждой группе, составить пословицы. Выдаются разрезанные карточки, нужно правильно их соединить в течение 2 минут. За правильность 1 балл.

1 группа 2 группа

«Море - горе, а без него вдвое» «Топор теплее шубы греет»

3 группа 4 группа

«В дружной семье всегда теплее» «Велик белый свет, да теплей своего края нет»

Ведущий: А сейчас проверим, как вы умеете отгадывать загадки.

Тур № 6 « Северные загадки» (слайды 24 - 29)

Командам предлагается отгадать загадки, за каждый правильный ответ 1 балл выставляет жюри. Можно набрать 10 баллов.

1.Живёт в лесу работник - 2.Чернокрылый, красногрудый,
Лесной носатый плотник (Дятел) И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом,
Тут как тут! ( Снегирь)

3.Юркий, маленький зверёк, 4.Трав копытами касаясь,
С ветки прыг, на ветку скок (Белка) Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (Лось)


5. Мой белый брат во льдах живёт 6. Я красна, я кисла,
И рыбу ест морскую, На болоте я росла

А я люблю пчелиный мед, Дозревала под снежком,
И ягоду лесную (Медведь) Ну-ка, кто со мной знаком

(Клюква)

7. Все обходят это место: 8.Чуть дрожит на ветерке
Здесь земля, Лента на просторе.
Как будто тесто, Узкий кончик - в роднике,
Здесь осока, кочки, мхи, А широкий - в море (Река)
Нет опоры для ноги (Болото)

9. Что летом и зимой, 10. Бьёт копытами «цок-цок»,

В рубахе одной? (Сосна) Снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень,

Это - северный ...

(Олень)

Ведущий: На этом мы завершаем нашу игру «Город на Двине» с надеждой продолжить её в будущем. Ведь очень важно знать и любить свой северный край.

Как сказал великий русский поэт Николай Гумилёв:

Люблю тебя, мой край родной

И не ищу красы иной.

Тебе любовь и силы отдаю

Всего себя, всю жизнь свою

Н. Гумилев.

Итог занятия: Жюри подводит итоги, награждает победителей.


Методическая разработка по региональному компоненту Город на Двине


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев. В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: «Академия развития», 2004/ (Серия «Расширяем кругозор детей»).

  2. Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2002. - 154c.

  3. Владимирова Е., Шин С. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2002.

  4. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы / С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова. - 2-е изд., стереотипн. - М.: Глобус, 2009 г. - 173 с. - (Учение с увлечением).

  5. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям". 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А.Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005. - 155 с.

  6. Соловьев. География Кузбасса. Природа.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

7. zavuch.info/component/mtree/estestvennie/.../vneklasgeogr Крылова О.Н. Патриотическая игра «АТЫ - БАТЫ» (история) - шаблон

8. liveinternet.ru/users/ganett/post110869426/ Музыка. М. Картушиной слова и музыка - «Архангельск»

9. Анимации - шаблоны.



Приложение

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Максимальное количество баллов - 35 балла.

1. «Улицы города Архангельска» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное - 3 балла.

2. «Персоналии» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное - 10 баллов.

3. «Достопримечательности города» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное - 3 балла.

4. «Богатство Северного края» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное - 8 баллов.

5. «Поморские пословицы» - 1 балл.

6. «Северные загадки» - 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное - 10 баллов.

команды

Улицы города Архангельска

3 балла

Персоналии

10 баллов

Достопримечательности города

3 балла

Богатство северного края

8 баллов

Поморские пословицы

1 балл

Северные загадки

10 баллов

Всего баллов

35 баллов

1


2


3


4





Правила работы в группе:


  1. Доброжелательная и открытая атмосфера в группе.

  2. Участвуя в работе группы, мы можем свободно проявлять свои
    эмоции, но не причинять вреда другим участникам.

  3. Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.

  4. Мы начинаем речь словом «Я считаю...», «Я думаю...».

  5. Мы высказываемся в круг.

  6. Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников
    группы.

  7. Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.

  8. Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.

13


© 2010-2022