Программа факультативного курса

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса общеобразовательных школ «Путешествия по географическим картам», рассчитана на 35 часов, из них1 5 часов отводится для проведения практических занятий.Программа данного курса позволяет развивать умения работы с географической картой, как основным источником географической информации, а также воспитывает убежденность в познаваемости окружающего мира.Данный курс представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в т...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Таловская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МС зам. Директора по УВР Директор

МКОУ «Таловская СОШ» МКОУ «Таловская СОШ МКОУ «Таловская СОШ Протокол №__________ __________________ _________________

От «____»______ 2013г:

Председатель МС от «____»_____2013г. от «____»_____2013г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Путешествия по географической карте»

для 7 класса






Составитель:

учитель географии

Лейнекер В.И

Стаж 39 лет

Кв. категория высшая








2013 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

География в школе - это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Также, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уж перестала быть «землеописательной» и «поисково - открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно - энциклопедическая область знания. Такой взгляд противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Являясь связующими между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно - научных, экологических и и социально-экономических проблем современности.

В соответствии с современной концепцией учебного предмета география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как планете людей.

Цель изучения географии в 6-7 классах общеобразовательной школы - овладение основами географической науки. Однако, в рамках отводимых на географию учебных часов и в связи с отсутствием у современной географии четких границ эта задача невыполнима. Поэтому основной целью данного факультативного курса «Путешествия по географической карте» является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природой и социальной средой. Программа факультативного курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.

Изучение факультативного курса направлено на развитие личной ответственности человека, в том числе и школьника, за все происходящее в окружающем мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиции современной географической науки. В конечном итоге, изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

В связи с этим к числу задач факультативного курса предлагается относить формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества, а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Реализация целей школьного географического образования требует решения целого ряда общеучебных задач в рамках факультативного курса:

- формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа - население - хозяйство;

- развитие у школьников системного естественно - научного мышления;

- осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к жизни и производительному труду в современных условиях;

- подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующего географического инстрементария (географических карт, литературных, видео- и электронных источников географической информации и т.п.)

При изучении факультативного курса происходит обучение географическому языку и формирование географической культуры, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний ( в форме представлений). Которые будут использоваться в дальнейшем при изучении курса географии.

Занятия проводятся в форме диспутов, бесед, краткосрочных практикумов, экскурсий и игр. Одним из элементов построения занятий является развлекательно-познавательный элемент.

Содержание данной программы, развивая содержание базисного курса, способствует углублению и расширению знаний учащихся об истории карт, методах их составления, типах карт, расширению их кругозора, географическому мышлению. Программа данного курса позволяет развивать умения работы с географической картой, как основным источником географической информации, а также воспитывает убежденность в познаваемости окружающего мира

Данный курс представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геология, история, экономика и т.д. Курс «Путешествия по географической карте» позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы.

Содержание каждой темы данного элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических работ. При организации занятий будет создаваться ситуация, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:

- картографическими (топографической и географической картами, глобусом);

- текстовыми (текстом учебника «География» 6 - 7 классы, дополнительной литературой);

-профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др.

Программа «Путешествия по географической карте» рассчитана на 35 часов, из них15 часов отводится для проведения практических занятий:

- измерение расстояний, площадей по карте;

- чтение рельефа. Построение профиля по топографической карте;

- определение координат различных объектов по топографической карте

Нанесение на карту объектов по координатам;

- чтение содержания топографической карты в заданных квадратах;

- решение задач по карте;

- географическая карта как источник знаний.

На последнем зачетном занятии проводится игра, которая подведет итоги работы по данной программе.






Тематический план

элективного курса по географии (9 кл.)

«Путешествия по географической карте»

35 часов


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Картография как наука,

1 час


2.

. Как люди открывали Землю

3 часа.

3

Топографическая карта и работа с ней

4 час.

4.

Как выглядит поверхность Земли на географической карте

5 часов

5.

Как устроена Земля

5 часов

ов6.

Как атмосфера поддерживает жизнь на Земле

4 часа

7.

Как устроен мир воды

2 часа

8.

Зеленая планета

3 часа


9.

В мире людей

3 часа


10.

В мире стран

2 часа


11

В мире машин

2 часа


12.

Обобщающее повторение.

Топографическая игра» Знатоки идут по следу»

1 час

Всего

35 часов


Содержание программы.


1.Картография как наука (введение) 1 час

Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.

Ожидаемый результат:

- развитие у учащихся интереса к овладению умением пользоваться географическими картами;

- формирование у учащихся навыка определять вид географической карты по визуальным признакам.

II. Как люди открывали Землю 3 часа.


Легенда о судьбе первой географической карты и её авторе (Анаксимандр). Географические карты Эратосфена и К Птолемея.

В поисках «затерянной Индии. «Географические развлечения» арабских путешественников. Сказка о Синбаде-Мореходе. История о первом кругосветном путешествии.

Великое разочарование капитана Дж. Кука. Последняя находка Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Ожидаемые результаты:

-развитие у учащихся рефлексивных знаний о роли географических открытий и развитии человеческого общества и отдельных государств;

- формирование у учащихся навыка использовать географическую карту в целях показа и описания маршрутов основных путешествий географических экспедиций.

III. Топографическая карта. 4часа

Зачем нужна топографическая карта. Основные свойства топографической карты. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты Для чего нужны масштаб и условные знаки. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат. Игра «путешествие по топографической карте: в поисках условного протиника»

Практические работы

  1. «Географическая тайнопись» ( составление плана местности по литературным описаниям).

  2. Составление плана участка школы.

IV. Как выглядит поверхность Земли на географической карте

5 часов

На каких трех китах держится Земля или споры о формах и размерах Земли.

Свойства географической карты.

Классификация карт: по охвату территории, по содержанию, по назначению. Географические атласы. Математический закон построения - важнейшее свойство карты.

Масштаб. Виды масштаба. Картографическая проекция. Виды проекций. Виды искажений. Легенда географической карты. Почему лейтенант Х. Элькано и его команда потеряли одни сутки. Часовые пояса

Географическая карта как источник знаний.

Практические работы:

3. «В посках острова Сокровищ» ( определение географических координат по карте)

4.«Как найти время» (Решение задач на нахождение местного и поясного времени)

Ожидаемый результат:

-развитие у учащихся знаний оформе и размерах Земли, принципах построения и элементах географической карты;

-развитие у учащихся умений решения математических задач географического содержания;

- формирование у учащихся навыка ориентироваться на местности, проводить глазомерную съемку местности.


V. Как устроена Земля 6 часов

Как меняется «земная твердь». Почему и как возникают землетрясения. Легенда о страшном поединке Зевса с Тифоном. Люди и вулканы.

Сказка о граните и его потомках. Какие проявления внутренних и внешних сил мы видим на поверхности?

Виртуальное путешествие по горам. Что должен знать альпинист?

Как устроено дно океана или в поисках исчезнувшей Атлантиды.

Практические работы:

5. «Горные породы и минералы своей местности»

6. Географический калейдоскоп ( работа с контурной картой)

Ожидаемый результат:

- развитие у учащихся знаний о строении и составе литосферы;

- развитие у учащихся умений работы с контурной картой;

- развитие у учащихся интереска к геологическим знаниям и альпинизму.


VI. Как атмосфера поддерживает жизнь на Земле 4 часа

Какой была атмосфера, когда Земля была молодой?

Рассказ о том, почему у природы нет плохой погоды.

Почему на тропиках теплее, чем на полюсах? Почему утром и вечером холоднее, чем днем. Где лучше проводить каникулы?

Где меньше и больше всего осадков7

Как читать карту погоды. Чем климат отличается от погоды?

Практические работа:

7.Вачерчивание графиков, определение суточной температуры и амплитуды воздуха.

8. Наблюдение за погодой с помощью метеорологических приборов.

9. «В мире климатических рекордов» (с использованием контурной карты)

Ожидаемый результат:

- развитие у учащихся знаний об атмосфере;

- развитие у учащихся умений решения математических задач географического содержания, выполнять учебные работы на контурной карте;

- развитие у учащихся интереса по метеорологии и климатологии.

VII.Как устроен мир воды 2 часа


Сколько воды на Земле? Что происходит с водой в природе? Что значит свободная вода? Почему мы заботимся о качестве воды?

Реки - голубые артерии Земли. Озера в вопросах и ответах.

Скитальцы студёных морей. Мировой океан: мир интересных фактов и историй.

Что дает человеку океан?

Практические работы:

10. «Виртуальное путешествие по величайшим рекам Земли».

11.Географический калейдоскоп. (работа с контурной картой).

Ожидаемые результаты:

- развитие знаний о гидросфере;

- развитие у учащихся умений решения математических задач географического содержания, выполнять учебные работы на контурной карте;

- развитие у учащихся интереса к самостоятельному овладению гидрологическими знаниями.

VIII. Зеленая планета Земля 3 часа.

Почему живые организмы есть только на Земле?

Продуктивность биосферы.

Как горные породы превращаются в плодородный слой литосферы?

Какая она разная биосфера.

Роль человека в биосфере: вместе или врозь. «Почему человеку предшествует лес, его же сопровождает пустыня»?

Практические работы:

12. Эссе «Как я осознаю себя частью биосферы»?

Ожидаемые результаты:

-- развитие у учащихся знаний о принципах развития биосферы и природных кгомплексах Земли;

- развитие у учащихся интереса к самостоятельному овладению знаниями по экологии и охране природы;

- воспитание у учащихся элементов экологической культуры и экопатриотизма.

IX. В мире людей 3 часа

Любопытство - двигатель географического прогресса. Рассказ о том, кому легче жить -пигмею или эскимосу.

Сколько людей на Земле. Какого цвета население планеты.

География моей семьи.

Практические работы:

13. «Сосчитай родственников» или как долго будет жить ваш род.

Ожидаемые результаты:

- развитие у учащихся знаний о населении Земли;

- воспитание у учащихся элементов демографической этики, толерантности по отношению к людям различных рас, национальностейц, вероисповеданий.


X. В мире стран 2 часа

Чем страны отличаются друг от друга? Умеют ли страны дружить?

Практические работы:

14. Географический калейдоскоп. (работа с контурной картой).

Ожидаемые результаты:

- развитие у учащихся знаний о структуре современной политической карты мира;

- развитие у учащихся умения выполнять работы на контурных картах;

- воспитание у учащихся чувства гражданского патриотизма.

XI. В мире машин 2 часа

Что происходит с горными породами, когда они попадают в руки человека?

Как человек научился себя кормить и одевать.

Чьи машины лучше?

Кухня народов мира.

Чему научился современный человек?

Рассказ о сжатии земного пространства.

Практические работы:

15. Эссе «Что значит жить в гармонии с природой»

Ожидаемые результаты:

- развитие знаний у учащихся о развитии человечества;

- воспитание у учащихся чувства экономической этики.


Обобщающее повторение 1 час

Топографическая игра» Знатоки идут по следу»


Список рекомендуемой литературы

  1. Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. - М.: Просвещение, !(?».

  2. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

  3. География: справочные материалы для учащихся, сост. В.П.Дронов, И.В. Душина - М.: Просвещение 1989.

  4. География: планета Земля: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений А.А.Лобжанидзе; РАН, РАО, - 2-е изд. - М. Просвещение 2007

  5. География: планета Земля: тетрадь - тренажер. общеобразовательных учреждений А.А.Лобжанидзе; РАН, РАО, - 2-е изд. - М. Просвещение 2007

  6. Занимательная география









8


© 2010-2022