Технологическая карта урока Атмосфера

Технологическая карта урока "Атмосфера"   ФИО учителя Динаева Мариям Магомедовна МКОУ «СОШ №9» г.о. Нальчик       Предмет География       Класс 6 «а»       Номер урока № 1 в разделе «Атмосфера»       Тип урока Исследование       Тема «Состав, строение, значение атмосферы»       Цель Сформировать понятия «атмосфера», показать её состав и значение; сформировать понятие о тропосфере как части атмосферы, наиболее важной для жизни человека       Задачи Образовательные: реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью; продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их исследовательская деятельность); Развивающие: формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации. продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. Воспитательные: способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.   Планируемые результаты Предметные: (знания, умения, представления) составлять и анализировать схему «Состав воздуха»; выяснять строение атмосферы; уметь объяснять значение атмосферы; понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»; представлять, как и где образуется озоновый слой и какое имеет значение для жизни на Земле Личностные:(личностные УУД)  аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные географические ситуации, опираясь на свои знания; Метапредметные:  (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выработка умений работать с учебной информацией; определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками; стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;  делать выводы.   УМК Учебник «География. Природа Земли» 5-6 класс, линии «Полярная звезда», Москва,  Просвещение 2013, рабочая тетрадь «Мой тренажёр»       Ресурсы (оснащение) Слайды, схема строения атмосферы;   раздаточный материал       ОРГАНИЗА ЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА         Этап урока время Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД           1. Орг. момент       2. Актуализация знаний 3-4 мин.  Предлагает отгадать загадку и определить тему урока Определяют тему и цели урока     Изучение нового материала       3.  Создание проблемной ситуации 5-6 мин Предлагает работу со шмуцтитулом раздела, в результате чего найти ответ на вопрос, что значит слово «Атмосфера» Характеризуют данные шмуцтитула. Отвечают на поставленный вопрос. определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии 4. Планирование деятельности 5 мин Подводит к мысли о строении атмосферы, даёт слово группе физиков, корректирует ответы учащихся. Анализируют схему на шмуцтитуле, отмечают изменения в атмосфере с высотой, определяют строение атмосферы, фиксируют главное в тетрадях. Строить логически обоснованные суждения; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 5. Поиск решения проблемы 10-12 мин Помогает провести опыт с кислородом и тлеющей лучинкой, предлагает сделать выводы и зафиксировать в тетрадях. Озвучивает проблему: почему запасы кислорода не заканчиваются? Демонстрирует опыт со стаканом с водой и листом бумаги, доказывающий присутствие воздуха. Уточняет, подправляет ответы учащихся   Группа экспериментаторов демонстрирует свойство кислорода  поддерживать горение; записывают выводы в тетради. Группа биологов на доске рисует схему фотосинтеза и даёт пояснения. Группа историков рассказывает про опыт Торричелли. Группа теоретиков, работая со стихом-загадкой, определяет физические свойства воздуха стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; сравнивать объекты;  сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; готовность к сотрудничеству с одноклассни ками; организовывать работу в группе           6.Осмысление 10 мин Предлагает побывать всем экологами: провести работу в тренажёрах по определению загрязнителей воздуха и выдвинуть свои идеи по охране воздуха. Предла гает осознать опасность увеличения в составе воздухе количества углекислого газа Работают с заданием тренажёра, выдвигают свои версии по сохранению чистоты воздуха. Экспериментаторы демонстрируют свойства углекислого газа (не поддерживает горение и дыхание) Представлять информацию в различных формах; готовность к сотрудничеству с одноклассни ками; излагать своё мнение, подтверждая его аргументами и фактами 7.Диагностика результатов урока 5мин Предлагает заполнить ученикам лист самооценки. Составить синквейн для понятий атмосфера, озон, кислород, тропосфера (на выбор)   Работают с листом самооценки; составляют синквейны Определять уровень усвоения изученного материала.     Оценка учителя       8. Домашнее задание 2мин Объясняет домашнее задание:  §38; сам. работа с рубрикой «Стоп-кадр», подготовка в парах или группах слайд-шоу «Необычные атмосферные явления» (явление на выбор)  Определяют совместно с учителем и записывают домашнее задание.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Серьёзный экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношении человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Поэтому стала оформляться новая наука - экология и появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдалённые последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе к другим.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объём экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребёнка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство, литература;

- образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края - знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия; природные особенности, реки и водоёмы, ландшафты, типичные растения и животных, климат; местные, охраняемые природные объекты; местных птиц; видов рыб местных водоёмов; лекарственные растения местной флоры; памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации. Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе, которое строится на базе нового мышления. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения природной среды. Отношение ребёнка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора: непосредственное познание природы; школьное экологическое воспитание; средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определённые экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.

Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, следует организовать трудовую, познавательную, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно - оздоровительную деятельность детей среди природы. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приёмы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приёмы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, и личный пример педагога.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически- воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских свойств среды, это например, различные промыслы(сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоёмами, лесом и т.д.

В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристических походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду( уход за садом, цветами, животными, рыбками, цветами), выставки находок и поделок из природных материалов.

Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота школьников о сбережении её красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создаёт наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.

Для осуществления стоящих перед страной задач по превращению каждого её уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к природе и нести ответственность за её состояние



МБОУ «СОШ №9» г.о. Нальчик





Тема самообразования:



«Экологическое воспитание школьника»



Классный руководитель

5 класса «А»

Динаева М.М.







2012 г.

© 2010-2022