Программа дополнительного образования Мы и наша планета

Данный курс способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать  собственную деятельность и деятельность других людей; помогает понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; п...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 12 ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА ГОРОД ТАМБОВ











Интегрированная программа дополнительного образования


Мы и наша планета.

Для учащихся 9 классов










Составители: Акимова Т.А., учитель географии

Гольдман Н.А., учитель химии

Кролик Н.Н., учитель географии

Попова Е.В., учитель биологии











Тамбов

2011


Пояснительная записка


Какие качества, какие способности необходимы современному человеку? Идеальный тип человека современности можно описать так: предприимчивый; творческий, самостоятельный; ответственный; коммуникабельный; способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах; готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде. Поэтому важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные, умения.

Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного предмета, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основными функциями образования, направленного на гармонизацию отношений общества и природы, становятся развитие знаний, умений и привитие ценностей, которые позволят ученикам принимать индивидуальные и коллективные решения в отношении природной среды. Для этого ученику необходимо понимать основные закономерности существования окружающего мира, применять эти знания в повседневной жизни, принимать решения и осознавать их последствия, быть социально активным.

Экологические вопросы и проблемы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла: в географии, биологии, химии, физике. В биологических курсах изучаются теоретические основы взаимоотношения живых организмов и их природного окружения, даются основы учения о биосфере, экосистемах, биоэкологии, процессах экологической деградации окружающей среды. В курсах химии рассматривается влияние химических веществ на атмосферу и природные воды, школьники получают представление о следствиях применения ядохимикатов и удобрений, о составе химических веществ, загрязняющую природную среду в процессе промышленного производства. В курсе физики получают представление о радиоактивных веществах и их воздействии на живые организмы, энергетических процессах в географической оболочке и биосфере. В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека.

Данный курс предложен учащимся не случайно. Он способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей; помогает понять, что человек - это часть природы, его назначение - понять законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызывать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Главная задача - воспитание гражданина, который, овладев «знаниями-умениями-навыками», обладал бы важнейшими для общества ключевыми компетенциями.

Цель программы:

Создать целостное представление о здоровье человека и особенностях воздействия экологических факторов на человеческий организм. Способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни на планете во всем ее многообразии.

Задачи курса:

Образовательные:

  • формировать представления об экологии человека как комплексной междисциплинарной науке, вооружить знаниями об основных факторах, влияющих на здоровье человека;

  • раскрыть принципы рационального природопользования;

  • обучить простейшим навыкам защиты от воздействий различных видов загрязнений окружающей среды.

  • формирование умений наблюдать явления, задумываться над их сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг процессы;

  • формирование навыков самостоятельной деятельности и самообразования;

  • формирование навыков экспериментальной деятельности и умений объяснять значение явлений в жизни природы и человека.

Воспитательные:

  • воспитывать активную позицию, бережное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих

  • формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;

Развивающие:

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;

  • развитие коммуникативных способностей

  • развитие навыков работы с компьютером;

Данная программа предназначена для учащихся 9 классов. Содержание курса рассчитано на 34 часа.

По окончанию программы обучающиеся должны:

Знать:

  • Возможные последствия результатов деятельности человека на отдельные компоненты природы.

  • Основы здорового образа жизни.

Уметь:

  • Анализировать явления окружающего мира.

  • Проводить критическую обработку информации, поступающей из различных источников.

Ожидаемые эффекты реализации программы:

  • создание теоретической и практической базы для ориентации в мире естественных наук;

  • совершенствование знаний, умений навыков, жизненного опыта и творческих способностей учащихся;

  • удовлетворение познавательных потребностей учащихся;

  • личностный рост каждого учащегося;

  • освоение новых способов деятельности.












Учебно-тематический план


Тема

Количество

часов

В том числе

теория

практика

1.

Экология и мы.

2

2

-

2.

Вода - основа жизни.

4

2

2

3.

Чем мы дышим?

6

1

5

4.

Погода как барометр человеческого организма

3

1

2

5.

И слышен шум…

3

1

2

6.

Биоэлектричество.

3

1

2

7.

Чудесная кладовая.

3

1

2

8.

Чистота - залог здоровья.

2

-

2

9.

Приятного аппетита.

3

1

2

10.

Мой дом - моя крепость.

3

1

2

11.

«Быть здоровым - модно?»

(итоговое занятие )

2

-

2


Всего:

34

11

23


Содержание программы курса

1. Экология и мы.

Занятие 1. Теория (2ч.) Экология человека. Классификация глобальных проблем человечества. Проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Организация научно-исследовательской работы учащихся.

2. Вода - основа жизни.

Занятие 1. Теория (2ч.) Вода - основа жизни. Свойства воды. Загрязнение природной воды. Вода «живая» и «мертвая». Методы очистки питьевой воды. Использование бытовых фильтров для очистки воды. Просмотр видеофильма «Секреты воды».

Лабораторный опыт «Устранение жесткости воды». Создание буклета «Загрязнение воды человеком».

Занятие 2. Практическая работа (1 ч.) «Очистка воды от нефтяного загрязнения». Выпуск информационного бюллетеня «Вода - ты есть сама жизнь».

Занятие 3. Практическая работа (1 ч.) «Какую воду мы пьем? (моделирование этапов очистки воды)»

3. Чем мы дышим?

Занятие 1. Теория (1 ч.) Канцерогенные свойства веществ, выбрасываемых в атмосферу. Психологическое воздействие загрязнения атмосферы. Биоиндикация загрязнения атмосферы. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Создание видеоролика «Всему есть предел …»

Занятие 2. Практическая работа (1 ч.) «Загрязненность воздуха микроорганизмами».

Занятие 3. Практическая работа (2 ч.) «Определение уровня загрязнения воздуха при помощи растений - индикаторов».

Занятие 4. Практическая работа (1 ч.) «Определение кислотности дождевых осадков».

Занятие 5. Практическая работа (1 ч.) «Изучение загрязненности атмосферы продуктами выхлопных газов автотранспорта (определение содержания свинца в растениях)».

4. Погода как барометр человеческого организма.

Занятие 1. Теория (2 ч.) Биоритмы. Суточные ритмы и самочувствие человека. Погодные условия, их физические составляющие и влияние на здоровье.

Занятие 2. Создание презентаций «Кто ты: жаворонок, сова или голубь?»

Занятие 3. Практическая работа (1 ч.) «Выявление зависимости самочувствия человека от состояния атмосферы».

5. И слышен шум…

Занятие 1. Теория (1 ч.) Шумовое загрязнение и его влияние на организм человека. Интенсивность акустических колебаний звука. Уровень шума. Ультразвуки. Инфразвуки. Шумовая болезнь.

Занятие 2. Практическая работа (2 ч.) «Исследование влияния шума на здоровье человека».

6. Биоэлектричество.

Занятие 1. Теория (1 ч.) Естественные электрические процессы в живых организмах, лежащие в основе физиологических и поведенческих реакций. Эффекты, возникающие в организме при воздействии электричества от внешних источников. Источники электромагнитных излучений. Электромагнитные поля антропогенного происхождения. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Дозы облучения организма.

Занятие 2. Форум « Компьютер: друг или враг?»

Занятие 3. Практическая работа (1 ч.) «Обнаружение источников электромагнитного излучения».

7. Чудесная кладовая.

Занятие 1. Теория (1 ч.) Виды загрязнений почвы. Биоиндикация загрязнения почв. Пестициды и гербициды. Нитраты и нитриты. ПДК нитратов в овощах. Выпуск информационного бюллетеня «Что посеешь, то и пожнешь».

Занятие 2. Практическая работа (1 ч.) «Определение кислотности почв».

Занятие 3. Практическая работа (1 ч.) «Определение восприимчивости местных почв к кислотным осадкам».


8. Чистота - залог здоровья.

Занятие 1. Игра - расследование (2 ч.) «Инфекционные заболевания, их возбудители и профилактика».

9. Приятного аппетита.

Занятие 1. Теория (1 ч.) Проблема качества пищевых продуктов. Пищевые добавки. Генетически модифицированные продукты. Экологически чистые продукты.

Занятие 2. Практическая работа (1 ч.) «Обнаружение нитратов в овощах из школьной столовой и с городского рынка».

Занятие 3. Конкурс презентаций (1 ч.) «Питание, здоровье, жизнь».

10. Мой дом - моя крепость.

Занятие 1. Теория (1 ч.) Наш дом как экологическая ниша. Санитарно-гигиенические требования к жилищу. Безопасно ли жить в нашем доме?

Занятие 2. Практическая работа (1 ч.) «Оценка экологического состояния жилища».

Занятие 3. Круглый стол «Что нам стоит дом построить».

11. Итоговое занятие - конференция. (2 ч.) «Быть здоровым - модно?»

Защита проектов, результатов творческих работ.


Информационные ресурсы :

  1. ftp://ftp.fcior.edu.ru

  2. http//school-collection.edu.ru

  3. http//Window.edu.ru

  4. slovari.yandex.ru Кругосвет. Энциклопедия

  5. window.edu.ru Электронная библиотека учебников и методических материалов

  6. school.holm.ru Школьный мир: каталог образовательных ресурсов

  7. Алексеев В. П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 2001

  8. Баландин Б.Б. 1001 вопрос для очень умных. М.: Рипол классик, 2003

  9. Безуглая Э. Ю. , Расторгуева Г. М. , Смирнова И. П. Чем дышит промышленный город. Л.: Медицина, 1991

  10. Величковский Б. Т. , Кирпичев В. И. , Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997

  11. Гильбо И. С. Знаете ли вы себя? Л.: Медицина, 1995

  12. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 2002

  13. Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья. М.: Советский спорт, 1990

  14. Мир энциклопедий Аванта+, М.: Астрель, 2009.

  15. Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. М.: Педагогика, 2005

  16. Наше здоровье и магнитные бури. М.: Знание, 1991

  17. Проблемы оценки экологической напряженности территории России: факторы районирвания. Сб.научн.тр./Под ред. А.Н.Гннадиева и Р.С.Чалова. М.: МГУ, 1997.

  18. Розанов Б.Г. Живой покров Земли. М.: Молодая гвардия,1989

  19. Романцев Е. Закономерные чудеса. - М.: Молодая гвардия, 1987

  20. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. М. ООО «Кирилл и Мефодий», 2008

© 2010-2022