Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Представление о Вселенной. Звездные миры - галактики.

Звезды, созвездия.


Цель: познакомить учащихся со строением Вселенной, галактиками,

звездами и созвездиями, планетами и их спутниками, малыми

небесными телами; сформировать представление о научной

картине мира, углубить знания учащихся о природных телах;

развить пространственное представление учащихся, внимание

и любознательность.


Оборудование и материалы: карта звездного неба, рисунки со

схематическим изображением созвездий, учебник Базанова Т.И., Новак Е.В., Дербенева А.Г. и др. Природоведение: учебник для 5 класса - Х.: Мир детства, 2005.


Базовые понятия и термины: Вселенная, галактика, планета, звезда,

Созвездие, астероид, комета, метеорит.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Структура урока.


I. Организационный этап (1 -2 мин.)

II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

III. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

IV. Изучение нового материала ( 20 мин.)

  1. Звезды и созвездия.

  2. Планеты и спутники планет.

  3. Малые небесные тела.

  4. Галактики и Вселенная.

V. Закрепление и обобщение знаний (10 мин.)

VI. Подведение итогов урока (1 - 2 мин.)

VII. Домашнее задание (2 - 3 мин.)


Ход урока


  1. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа.

1) Какие из окружающих нас предметов называются телами? Почему? Приведите примеры.

2) Какие вы знаете небесные тела.

3) В какое время суток вы их наблюдали?

III. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ учителя: С древних времен звездное небо очаровывало людей своей незабываемой красотой и таинством, манило их в свои бесконечные дали.

«Из числа многочисленных и разнообразных искусств и наук…с величайшим жаром следует себя посвятить тем, которые исследуют круг предметов, наиболее прекрасных и наиболее достойных познания. Таковыми являются науки, которые изучают чудесные обращения во Вселенной,…а также причины всех иных небесных явлений, а затем объясняют все строение мира» Н. Коперник.

Несколько тысяч лет тому родилась наука - астрономия. Слово это греческое и образовано из двух слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон. Наука о небе, о законах движения, строения и развития отдельных светил и звездных систем. За изменениями изображения звездного неба на протяжении ночи велись наблюдения с подножия египетских пирамид, с вершин вавилонских храмов, с площадок древнекитайских обсерваторий.

Чему люди научились, наблюдая за небом?

  • Наблюдения за небесными светилами и явлениями позволили человеку вести отчет времени - создать календарь и солнечные часы.

  • Более 3500 лет тому назад у египтян появился лунный календарь - по которому они определяли дни посева и жатвы, рассчитывали время разлива рек.

  • Изучая движение небесных светил, древние люди могли предвидеть затмение Солнца и Луны.

  • Небесные тела помогали путешественникам ориентироваться во времени и в пространстве.

IV. Изучение нового материала.

  1. Звезды и созвездия.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Демонстрация звездного неба.


Открылась бездна, звезд полна,

Звездам нет счета,

Бездне дна.

М.В. Ломоносов.

Взгляни на небо в безоблачную ночь. Ты увидишь тысячи звезд. Издавна человеческий ум пытался проникнуть в тайны этого бесконечного мира «жемчужин» звездного неба. Глядя на ночное небо, думаешь, что невозможно пересчитать на нем все звезды. А на самом деле звезды, которые можно увидеть невооруженным глазом на небе, пересчитаны давным-давно: их на каждом небесном полушарии только около трех тысяч!

Что же представляют собой звезды?

Звезды - шарообразные раскаленные тела, излучающие свет. /запись понятия в тетрадь/

Звезды расположены далеко от Земли и представляют собой огромные небесные тела, хотя кажутся нам крошечными сияющими точечками.

Все звезды состоят из газов, их поверхность имеет высокую температуру, за счет чего и происходит излучение. По температуре поверхности звезды подразделяются на красные (2000 - 3000ºC), желтые (6000 - 7000°C), белые (12000°C) и голубые (25000°C).

Вопрос: Знаете ли вы, ребята, как называется ближайшая к нам звезда?

Работа с учебником.

Прочитайте текст учебника (§ 18 на с. 94 - 95 « Звезды - первое знакомство») и ответьте на вопросы.

  1. Почему Солнце кажется нам крупнее других звезд?

  2. Как называется следующая после Солнца звезда и на каком расстоянии она расположена от Земли?

Вопрос: Как образуются звезды? Работа с рис. 18.3 учебника, § 18, с. 95. Гигантские облака газов и пыли называются туманностями.

В больших туманностях образуются звезды в результате притяжения частичек газов и пыли в один большой шар. Размеры таких шаров могут превышать в сотни раз размеры Солнца. Шар разогревается, температура внутри него достигает миллионы градусов, в результате чего образуется большое количество света и тепла. Газовый шар начинает светится - образовалась новая звезда. Жизнь звезды в течение миллионов и миллиардов лет исчерпываетсяи она «умирает».

Чтобы легче было находить звезды на небе, их объединили в созвездия.

Что же такое созвездия?

Созвездия - это искусственные группирования звезд на участках неба для удобства их изучения./запись в тетради/

  • Посмотрите на карту звездного неба. (У каждого на парте карта звездного неба, работа с картой).

Созвездия были известны людям еще в древности. Они помогали человеку ориентироваться на местности, находить путь домой. Все небо разделено на этой карте на 88 созвездий. Они носят имена мифических героев, названия животных, предметов и др. Следует помнить, что звезды в созвездиях находятся на огромных расстояниях друг от друга.

  • Работа с картой звездного неба.

Рассмотрите карту звездного неба и определите 12 созвездий - Зодиакальный круг.

В Северном полушарии наиболее известны созвездия Большой и Малой Медведицы, в Украине эти созвездия в народе называют Большой и Малый Воз, или Большой и Малый Ковш. Для мореплавателей, путешественников, туристов большое значение имеет то, что в состав Малой Медведицы входит яркая Полярная звезда, которая всегда указывает на север.

  • Работа учащихся с рисунком 18.2 §18 Ориентирование по Полярной звезде.

    • Какая звезда выделена на рисунке 18.2? В каком направлении указывает правая рука мальчика, а в каком - левая?

    • Сопоставьте рисунки 18.1 и 18.2. Найдите созвездие Большой Медведицы на рисунке 18.1. На что оно похоже?

2) Рассказ учителя с элементами беседы.

  • Какие еще небесные тела, кроме звезд, вам известны? (Планеты)

- Знаете ли вы, чем отличаются планеты от звезд?

  • Просмотр диска с изображением планет. Рассказ учителя.

В отличие от звезд, планеты не излучают свет и тепло. Но ночью на небе сияют не только звезды, но и планеты.

- Вспомните, почему мы можем видеть блеск небесных тел, не излучающих свет.

Ближайшими к Земле являются планеты Солнечной системы, обращающиеся вокруг Солнца.

  • Что же такое планеты?

Планеты - холодные шарообразные небесные тела, которые не излучают свет.

    • Работа с учебником § 17, с.91, рис.17.5, атласом. Строение Вселенной. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки и сравнить размеры планет и Земли.

  • Назовите планеты, размещенные рядом с Землей.

  • Какая из планет расположена к Солнцу ближе всех?

  • Какая из планет находится на наибольшем расстоянии от Солнца?

3) Малые небесные тела.

Кроме больших планет существуют планеты-карлики, диаметром от 1 до 800 км. Это астероиды. Они бывают не только шарообразной, но и неправильной формы.

С древних времен у человека, смотрящего на небо, вызывала восторг «падающая звезда».

  • Что это за явление?

Это метеоры или метеорные тела - мельчайшие небесные тела, движущиеся в космическом пространстве и имеющие размеры от мелких зерен до сотен метров. Попадая в атмосферу Земли, метеоры раскаляются от трения о воздух и вспыхивают яркими звездочками, сгорая целиком в атмосфере. Собственно это явление и называется метеором, или «падающей звездой».

На снимках поверхности Луны с космического корабля, посмотрите на таблицу (таблица по астрономии) можно увидеть огромные воронки - кратеры.

  • Как вы думаете, каковы причины образования этих воронок?

Это результат падения на поверхность Луны небесных тел - метеоритов, обломков небесных тел. Масса метеоритов от долей грамма до многих десятков тонн. Различают железные и каменные метеориты (показ по таблице). Самыми большими метеоритами, упавшими на нашу планету, являются Крахенбергский, Сихотэ-Алиньский, Гоба (масса около 60 000 кг).

Иногда на небосводе появляются яркие хвостатые звезды. Это кометы. Комета состоит из «головы» и «хвоста», который становится ярким и длинным во время приближения ее к Солнцу (таблица по астрономии). «Голова» - это огромная масса льда из замерзших газов с пылью и камнями. «Хвост состоит из газов и пыли. Самая знаменитая комета Галлея имеет период обращения 76 лет вокруг Солнца (просмотр фотографий на диске).


  1. Галактики и Вселенная.

Рассказ учителя.

Если посмотреть на небо безлунной летней ночью, то можно увидеть на нем полосу звезд. Это Млечный Путь, который в Украине называют «Чумацьким Шляхом».

  • Как вы думаете, почему такое название - «Млечный Путь» и «Чумацький Шлях»?

Оказывается Млечный Путь представляет собой единую большую систему в космическом пространстве, и дали этой системе название - Галактика. Это слово происходит от греческого слова «галактиос», что означает «молочный». Вселенную еще называют Космосом. Астрономы наблюдают в телескопы множество галактик (просмотр диска).

Галактики - огромные звездные миры, в которых звезды притягиваются друг к другу и объединяются между собой. Каждая галактика состоит из звезд, планет, комет, метеоров, астероидов, метеоритов. Сейчас известно более миллиарда галактик, и все время открываются новые. (Таблица по астрономии «Виды галактик»). Ближайшие к нашей галактике - Большие и Малые Магеллановы Облака и туманность Андромеды.

Совокупность галактик и пространство между ними называют Вселенной. Вселенная - это все, что существует: материя, пространство, энергия и время. Она находится в непрерывном движении и развитии.

  1. Закрепление и обобщение знаний.

  1. Обсуждение вопроса. Какие небесные тела вам известны?

  2. Составьте схемы «Небесные тела».


НУрок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.ебесные тела

Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.

Звезды

Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.

Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Планеты

Малые небесные тела

Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.

Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.

Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Урок Представление о Вселенной. Звездные миры – галактики. Звезды, созвездия.Астероиды Кометы Метеориты



  1. Задание. Расположить термины в порядке увеличения размеров обозначаемых ими объектов: Вселенная, Солнце, метеор, астероид, Земля, Галактика, Луна, Солнечная система.

  2. Игра «В гостях у дедушки Звездочета». Ученик одевает колпак звездочета, берет в руки шкатулку, в которой находятся вопросы, записанные на ярких золотистых звездочках. Вызывает ученика, который достает из шкатулки звездочку, зачитывает вопрос и отвечает на него, если вопрос отвечен правильно, звездочка прикрепляется к доске на первую ступеньку. Всего 12 вопросов - звездочек и 12 ступенек на доске.

Вопросы:

  1. Что такое Вселенная? Имеет ли она начало и конец?

  2. Какие небесные тела вам известны?

  3. Чем отличаются звезды от планет?

  4. Что такое созвездие?

  5. На сколько созвездий разделена наша Галактика?

  6. Как называется наша Галактика?

  7. Назовите ближайшую к Солнцу планету.

  8. Что такое комета? Из чего она состоит?

  9. Какая планета самая большая в Солнечной системе?

10. Какая звезда самая близкая к Земле?

11. Как называются планеты-карлики?

12. В состав какого созвездия входит Полярная звезда?


6) Подведение итогов урока.

  1. Вселенная (космос) - это все, что существует: материя, пространство, энергия и время, которому нет начала и конца. В ее состав входят галактики или звездные миры.

  2. Галактика состоит из небесных тел: звезд, планет, астероидов, комет, метеоров, метеоритов, невидимых космических лучей.


7) Домашнее задание.

  1. Выучить материал учебника §17, §18.

  2. Выполнить задание учебника, §18, с. 98, №6.

  3. Подготовить сообщение об исследовании Вселенной человеком.








6

© 2010-2022