Методика использования ИКТ в формировании картографических компетенций школьников в 5 классе

Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачу «использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса». В педагогический обиход прочно входит новое понятие – компетентностный подход, в котором одним из направлений общеучебных умений и навыков является  учебно – информационное.  Применение средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе дает возможность, и, позволяе...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Михалев Антон Спартакович,

Учитель географии

ГБОУ СОШ № 2089

г. Москва

Методика использования ИКТ в формировании картографических компетенций школьников в 5 классе.

Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачу «использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса». В педагогический обиход прочно входит новое понятие - компетентностный подход, в котором одним из направлений общеучебных умений и навыков является учебно - информационное.

Применение средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе дает возможность, и, позволяет работать, в различных направлениях компетентностного обучения:

- освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;

- выработка предметных и надпредметных умений и навыков;

- проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, восстановление пробелов в знаниях, умениях и навыках, контроль и оценивание уровней знаний и умений.

В соответствии с ФГОС география переходит в разряд общественных наук. Преподавание географии должно рассматриваться через призму жизнедеятельности человека, т.е. учащиеся должны обладать умениями и навыками, которые они смогут, применит в жизни. Поэтому обучение должно проходить не только с бумажными картами, но и с цифровыми. Применение ИКТ на уроках географии поможет достичь современных целей образования.

В новом стандарте по географии сказано, что учащийся должен обладать умениями и навыками для ориентирования в современном мире, обладать картографическими компетенциями.

Современные технологии не стоят на месте. Сегодня, не забывая о традиционных картах, необходимо научить ребенка пользоваться интерактивными картами. В 5 классе закладываются основные картографические компетенции, а в дальнейшем они развиваются. Современный урок не возможен без использования ИКТ.

На уроках географии в 5 классе мною применяются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), школьная геоинформационная система (ГИС), космические снимки, цифровые лаборатории, интернет карты - Google.

Информационные и коммуникационные технологии помогают эффективно решить проблему качества обучения на уроках географии.

Предметом учебной деятельности, в контексте данного исследования, являются картографические компетентности. Картографические умения, опираясь на картографических знания, формируют картографические компетенции и превращаются в индивидуальный опыт учащихся.

Рассмотрев рабочую программу к предметной линии учебников «Полярная звезда» и требования ФГОС к результатам обучения можно выделить основные картографические умения и навыки, которыми должны обладать учащиеся.

Тема 3 «План и карта». Эта тема, где закладываются основные умения и навыки работы с картой, на ее изучение выделяется 10 часов. По завершению темы учащиеся должны овладеть следующими картографическими умениями и навыками:

  • Определять азимут;

  • Выявлять особенности плана местности;

  • Определять с помощью условных знаков, изображенные на плане объекты;

  • Измерять расстояния и определять направления на местности и плане;

  • Составлять и читать простейший план местности;

  • Сравнивать планы местности и планы местности, и географические карты;

  • Выявлять основные свойства карты;

  • Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию;

  • Выявлять на карте полушарий элементы градусной сетки;

  • Определять направления и измерять расстояния по карте;

  • Определять географические координаты объектов на карте;

  • Определять направления и расстояния между географическими объекты по планам и картам с помощью линейного, именного и численного масштабов;

  • Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте;

  • Составлять описание маршрута по топографической карте;

  • Находить объект на карте по его координатам.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

• на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;

• на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;

• на контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала;

• на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.

Применяя Икт на каждом уроке географии в 5 классе были достигнуты хорошие результаты по итогам изучения темы «План и карта»: в классе с высокой мотивацией к обучению качество знаний составило 85 %, с средней мотивацией - 76 %, а в классе с низкой мотивацией 60 %.

Впервые география преподавалась в 5 классе, казалось, что дети еще не готовы к изучению карты. Но выполняя требования ФГОС и применение икт, способствовало тому, что учащиеся овладели картографическими компетенциями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.И. УМК «Полярная звезда» для 5 класса. Изд. Просвещение. 2012.

2. Баринова, И.И., Лобжанидзе, A.A. О реализации требований стандарта второго поколения по географии / И.И.Баринова, А.А.Лобжанидзе // Вестник московского образования. 2011- №13. - С.45-62.

3. Беловолова Е.А. Деятельностное содержание географического образования в требованиях стандартов нового поколения/ Е.А. Беловолова // География в школе. 2011. - №6. С.25-31.

4. География в современной школе: Сборник научно-методических материалов/ Департамент образования г. Москвы / под редакцией Н.И Яковлевой. М.: МИОО: Московский учебник, 2010. - 176 с. (Августовский педсовет).

5.



© 2010-2022