- Преподавателю
- География
- Природоведение Календарно-тематическое планирование
Природоведение Календарно-тематическое планирование
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соболева Е.Б. |
Дата | 04.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
5 класс ( 70 часов; 2 часа в неделю)
А.А.Плешаков Н.И.Сонин «Природоведение 5 кл.» , 2010.
Составитель: Соболева Е.Б.
Тема1. Введение. Изучение природы (4 часа).
№ урока
дата
Тема урока
Форма организации учебного процесса
Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления
Текущий и итоговый контроль
Домашнее задание.
1
Науки о природе, методы ее изучения. Развитие представлений о мире.
Вводный урок.
Эвристическая беседа.
Природа, Вселенная, естественные науки
Тематический диктант.
Стр. 6-14
2
Методы изучения природы.
Комбинированный урок с использованием ПК.
Наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, прогнозирование, компьютер.
Фронтальный опрос.
Стр. 15-17
3
Оборудование для научных исследований.
Практическая работа №1
«Знакомство с оборудованием для научного исследования».
Бинокль, лупа, микроскоп, весы, термометр, рулетка, мерный цилиндр, колбы, пробирки, спиртовка, реактивы, оборудование для научных исследований.
Пр.работа.
Стр. 18-20
4
Великие естествоиспытатели.
Изучение нового материала.
Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский.
Сообщения.
Стр. 21-22.
Тема 2. Вселенная (14 часов)
Учащиеся знакомятсяс комплексом наук о природе методами ее исследования и развитием представлений человечества о мире, Вселенной. Узнают о системах мира по Аристотелю и Птолемею., Н.Копернику,. Получают представление о Солнечной системе, ее составе и возникновении. Углубляют свои знания о небесных телах. Узнают о природе и многообразии звезд.
5
Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Интервью.
Вселенная, Аристотель, Пифагор, Птолемей, Аристарх Самосский, система мира.
Схема.
Стр. 23-28.
6
Модель Вселенной Н. Коперника.
Урок- путешествие.
Н.Коперник, Х.Колумб, Ф.Магеллан…
Схемы.
Стр. 29-33.
7
Повторительно- обобщающий урок.
Практическая работа № 2
Тестирование.
8
Солнечная система, ее состав.Планеты земной группы.
Урок - презентация планет.
Вселенная, галактика, Солнечная система, планеты земной группы.
Сообщения.
Стр.34-36.
9
Планета Земля и ее соседи.
Пресс-конференция.
Искусственные спутники, космические корабли, космонавты.
Сообщения.
Стр. 37-38.
10
Планеты-гиганты. Плутон.
Работа в группах
Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон теперь не планета.
Сообщения.
Стр. 39-42.
11
Небесные тела: астероиды и кометы.
Диалог.
Планеты, спутники, небесные тела, комета, астероид.
Фронтальный опрос.
Стр.43-45
12
Таинственные соседи Солнца. Многообразие звезд.
Диалог.
Космические пыль и газы, метеоры и метеориты. Сверхгиганты, гиганты, карлики, термоядерная реакция.
Индивидуальный опрос.
Стр.46-47
13
Созвездия.
Комбинированный урок.
Звезды, созвездия.
Записи в тетрадях.
Стр. 48-51
14
Нахождение созвездий.
Практическая работа №3
Схема.
Тестирование.
15
Галактики.
Комбинированный урок.
«Нахождение млечного пути».
Галактика, световой год, межзвездное пространство.
Сообщения.
Записи в тетрадях.
16
Далекие миры. Многообразие галактик.
Комбинированный урок.
Космос, сверхскопление галактик.
Сообщения.
Сообщение.
17
Экскурсия в Пулковскую обсерваторию.
Отзыв.
18
Обобщающий урок «Что мы узнали о Вселенной».
Контрольно- учетный урок.
Закрепление понятий.
Тестирование.
Терминологический диктант.
Тема 2.Земля (18 часов)
Учащиеся пополняют свои знания о планете Земля и ее соседях. Систематизируют знания о гипотезах образования планеты. Получают представление о внутреннем строении Земли, особенностях земной коры. Систематизируют и углубляют знания о горных породах, минералах, полезных ископаемых. Получают знания о грозных явлениях природы. Учащиеся показывают и обобщают приобретенные знания по теме, умение работать с контурной картой. Систематизируют и углубляют знания о материках и островах, составляющих сушу нашей планеты. Углубляют знания о составе и строении атмосферы. Систематизируют знания о погоде, климате, их влиянии на жизнь организмов. Расширяют знания о гидросфере, ее составных частях. Учащиеся осознают уникальность существования жизни на Земле.
№ урока
дата
Тема урока
Форма организации обучения
Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления
Текущий и итоговый контроль
Домашнее задание.
19
Представление людей о возникновении Земли.
Работа в группе.
Гипотеза, гипотезы Канта, Лапласа, Джинса, галактика, происхождение планеты.
Межзвездное вещество.
Фронтальный опрос.
Стр.54-59
20
Внутреннее строение Земли
Игра- путешествие» К центру Земли».
Просмотр фильма.
Ядро, мантия, земная кора, рельеф, плита, движение материков.
Схема.
Стр.60-61
21
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
Игра «В гостях у хозяйки медной горы»
Горные породы ( осадочные, магматические, метаморфические), минералы, полезные ископаемые, месторождения.
Фронтальный опрос.
Стр. 62-63
22
Ознакомление со свойствами горных пород.
Практическая работа №4
Характеристика.
23
Вещества и явления в окружающем мире.
Изучение нового материала.
Тела, смеси; чистые, простые и сложные вещества.
Таблица.
Стр. 64-66
24
Многообразие природных явлений.
Изучение нового материала.
Явления; физические и химические явления.
Схема.
Стр. 67-71
25
Природные явления. Землетрясения.
Диалог.
Просмотр фрагмента учебного фильма
Природное явление, землетрясение, очаг, эпицентр, сейсмически активные районы, цунами.
Фронтальный опрос.
Стр.72-74
26
Природные явления. Вулканы и гейзеры.
Урок- путешествие «От вулкана к вулкану».
Вулкан, вулканический кратер, жерло, очаг магмы, лава, конический и щитовой вулканы, вулканическая бомба.
Схема.
Стр.74-77
27
Обобщающий урок. Строение Земли. Природные явления.
Практическая работа № 5
Работа с контурной картой.
Планета, ядро, мантия, кора, горные породы, эпицентр, вулкан, жерло, очаг, лава, гейзер, землетрясение.
Тестирование.
28
Суша планеты Материки острова.
Практическая работа №6
Работа в группах
Суша, материк, континент, часть света, архипелаг.
Работа с картами атласа.
Стр.78
29
Характеристика природных условий материков.
Игра «Путешествие по материкам».
Материк, часть света, ледник, полюс холода, полюс ветров, криль…
Работа с картами атласа.
Сообщения.
30
Особенности материков планеты Земля.
Практическая работа № 7
Работа с контурной картой.
Архипелаги, острова, континенты…
Сообщения.
Стр. 78-84
31
Атмосфера планеты Земля.
Комбинированный урок.
Атмосфера, воздух: облака: слоистые, кучевые, перистые; туман, снег, град, дождь, ветер, гроза.
Фронтальный опрос.
Стр. 85-87
32
Погода. Климат.
Комбинированный урок.
Состав воздуха, облака, осадки, погода, климат, матеорология.
Географический диктант.
Стр. 88-90
33
Гидросфера Земли.
Комбинированный урок.
Гидросфера, Мировой океан, моря, агрегатные состояния воды.
Индивидуальный опрос.
Стр. 91
34
Воды суши.
Практическая работа№8 Комбинированный урок.
Воды суши, вода в атмосфере, источник, айсберг.
Работа с картами атласа и к\к.
Стр.93-96
35
Планета Земля как среда обитания живых организмов.
Обобщающий урок.
Озон, озоновый слой, гидросфера, атмосфера, биосфера.
Тестирование.
Стр.97-98
36
Неповторимая планета Земля.
Обобщающий урок по теме «Земля».
Ранее изученные термины и понятия.
Стр.99-100
Тема3. Жизнь на Земле.(15 часов)
Учащиеся узнают современные взгляды на развитие жизни на Земле. Знакомятся с увеличительными приборами, получают знания о строении клетки. Систематизируют знания о разнообразии живых организмов. Углубляют представление о роли растений и грибов в природе, их многообразии. Выясняют приспособленность организмов к определенной среде обитания.
№ урока
дата
Тема урока
Формы организации обучения
Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления
Текущий и итоговый контроль
Домашнее задание.
37
Развитие жизни на Земле.
Вводный урок
Трилобиты, стегоцефалы, динозавры, саблезубый тигр, мамонт, эры жизни, каменноугольный период, юрский и четвертичный периоды.
Фронтальный опрос.
Стр. 102-106
38
Животные прошлого.
Практическая работа № 9
«Изучение ископаемых останков организмов».
Ископаемые останки, окаменелости, отпечатки. динозавры, палеонтология.
Сообщения.
39
Живые клетки. Методы их изучения.
Практическая работа № 10
«Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа».
Штатив, окуляр, объектив, тубус, предметный стол, зеркало, регулировочные винты, клетка, микропрепарат. предметное и покровное стекло.
Описание клетки.
Стр.107
40
Живые клетки их строение.
Комбинированный урок.
Клетка, органоиды, оболочка, цитоплазма, ядро, митохондрия, лизосома, сеть трубочек, половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение.
Схема.
Стр.108-109
41
Большой мир маленьких клеток.
Практическая работа №11
«Рассматривание готовых микропрепаратов клеток».
Микроскоп, микропрепарат, органоиды клеток, хлоропласты, клеточная сетка.
Тест.
Стр. 110-112
42
Разнообразие живого на Земле.
Комбинированный урок.
Биологическое разнообразие, естественная и искусственная системы, естественный отбор, царства: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные.
Фронтальный опрос.
Стр.113
43
Одноклеточные организмы.
Практическая работа № 12
«Изучение одноклеточных организмов».
Грибы, водоросли, бактерии, простейшие.
Схема.
Стр.114
44
Многоклеточные растения и грибы.
Практическая работа № 13
«Рассматривание различных групп растений».
Грибы, низшие и высшие растения, водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, многоклеточные организмы, органы растений.
Тест.
Стр.115-117
45
Среды обитания организмов.
Работа в группах.
Среда обитания: почвенная, водная, наземно-воздушная.
Таблица.
Стр.118-119
46
Организмы различных сред обитания.
Практическая работа №14
Экскурсия в зоологический музей.
Среда обитания, приспособленность…
Отзыв об экскурсии.
Стр.120-122
47
Жизнь на различных материках.
Работа в группах
Растения и животные материков.
Работа с картами атласа и к\к
Стр.123-128
48
Природные зоны Земли.
Комбинированный урок с использованием кинофильма.
Природная зона, тундра, тайга, смешанный и широколиственный лес . травянистые равнины, тропический лес.
Фронтальный опрос.
Стр.129
49
Растения природных зон.
Практическая работа № 15
«Особенности растений различных природных зон».
Природные зоны, хвойные и лиственные деревья, мхи, лишайники, травы, карликовые деревья, кактусы.
Таблица.
Стр.130-134
50
Жизнь в морях и океанах.
Практическая работа №16
«Рассматривание коллекций»
Планктон, активно плавающие организмы, коралловый риф, донное сообщество, глубоководное сообщество.
Географический диктант.
Стр.135-138
51
Обобщающий урок «Что мы узнали о живой природе».
Контрольный урок.
Ранее изученный материал.
Тестирование.
Стр.139-140
Тема 4. Человек на земле.(12 часов)
Учащиеся узнают об ископаемых предках человека ,их образе жизни. Углубляют знания о естественных науках .получают представления о методах изучения природы.
Систематизируют знания о географических открытиях. Осознают влияние человека на природу, возникновение экологических проблем.
№ урока
Дата
Тема урока
Формы организации обучения
Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления
Текущий и итоговый контроль
Домашнее задание.
52
Происхождение человека. Древние предки человека.
Комбинированный урок.
Человек, человекообразные обезьяны, шимпанзе, горилла, дриопитек, австралопитек.
Таблица.
Стр. 142-144
53
Первые люди. Жизнь наших предков.
Регламентированная дискуссия.
Человек умелый, прямоходящий, разумный, современного типа, неандерталец, кроманьонец, орудия труда.
Стр.145-148
54
Обобщающий урок по теме «происхождение человека».
Контрольно-учетный урок.
Ранее изученный материал.
Тестирование.
55
Страницы истории географических открытий.
Вводный урок.
Географические карты, кругосветные путешествия.
Работа с картами атласа.
Стр.149-151
56
Великие путешественники.
Заседание членов географического клуба.
Путешественники…
Таблица.
Стр.152-154
57
Как человек изменил Землю.
Вводный урок.
Экологические проблемы, радиоактивные отходы, загрязнение окружающей среды.
Фронтальный опрос.
Стр.155-157
58
Три подарка человека «самому себе».
Диалог.
Кислотный дождь, парниковый эффект, озоновая дыра.
Индивидуаль
ный опрос.
Стр. 157-159
59
Жизнь под угрозой.
Пресс-конференция.
Биологическое разнообразие, Красная книга, редкие, исчезающие виды, питомники, зоопарки, заповедники, ботанические сады, национальные парки.
Географический диктант.
Стр.160-162.
60
Не станет ли Земля пустыней?
Диалог.
Опустынивание.
Работа с картами атласа.
Стр.163-165
61
Здоровье и жизнь человека.
Беседа.
Здоровый образ жизни, правила безапасности.
Фронтальный опрос.
Стр.166-169
62
Ядовитые растения и животные.
Диалог.
Каракурт, скорпион, осы, пчелы, гадюка, борщевик, паслен,...
Таблица.
Сообщения.
Стр. 170-172
63
Обобщающий урок «Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле?».
Обобщение знаний.
Ранее изученные термины и понятия.
Резерв времени-7 часов.
Поурочное планирование. В.Н.Семенцова Природоведение технологические карты уроков. 5 класс. Метод. пособие СПб «Паритет» 2010 г.