- Преподавателю
- География
- Конспект урока с мультмедиа
Конспект урока с мультмедиа
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Настаева М.Н. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации
по ИОЧ ВБ
«Мультимедийный комплекс учебной дисциплины»
(19.01 -23.01.2015г.)
по теме:
«Разработка план-конспекта урока и учебных материалов в среде SMART Notebook по географии для 7-го класса по теме: Природные зоны Африки»
Выполнила:
Настаева Марина Николаевна,
учитель географии
ГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка
М. р. Красноармейский
Самара 2015г.
Цели урока:
· Образовательные - закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;
· Развивающие - продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
· Воспитательные - воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование для проведения урока:
карта «Природные зоны мира», «Климатические пояса», таблицы с изображением «Экваториальные леса», «Саванны и редколесья», «Пустыни», атласы, учебники, детские рисунки, интерактивная доска..
Ход открытого урока.
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний.
Вступительная беседа учителя.
СЛАЙД 1
- Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.
Учитель называет тему урока, демонстрируя первый слайд.
СЛАЙД 2
Ведь мы сегодня совершим увлекательное виртуальное путешествие по материку … АФРИКА.
- Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке?
Работа с интерактивной доской
Выходят к доске и выполняют задание.
1. Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП)
2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП)
Дети выходят к доске и пером выполняют данные задания.
Вывод:
1. Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны?
2. О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)
Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».
Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.
Дети, как вы думаете, что такое природа?
Дети:
-
a. Это рельеф;
-
b. Природа - это климат;
-
c. Наверное, ещё растительный и животный мир;
-
d. Природа это почва, полезные ископаемые;
-
e. Это и моря, реки и океаны.
Учитель : Правильно! И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя - всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком.
Природа - это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.
Обратите внимание на карту у доски, найдите её в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чём она может нам рассказать?
Дети: Это карта природных зон мира. Мы можем узнать какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.
Учитель . : Что же такое «природная зона»?
Вспомните, дети!
СЛАЙД 3
Назовите компоненты составляющие понятие «природная зона» ( дети называют компоненты и выходя к доске постепенно открывают их)
Сделайте вывод что же такое «природная зона»
Природная зона - это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
Учитель : Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки». Откройте свои тетради, запишите число, классную работу и число.
Чем на суше обусловлено образование природных зон?
Дети: Обусловлено климатом - соотношением тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков - густая, пышная, богатая растительность.
СЛАЙД 4
Учитель : Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д. Пользуясь раскраской, давайте, определим природные зоны Африки. Внимательно посмотрите на границы климатических поясов. Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.
Дети выходят к доске и выполняют задания
Учитель: Какие природные зоны есть в Африке?
Дети: Влажные экваториальные леса.
СЛАЙД 5-6 используется учителем для объяснения и демонстрации темы урока
Учитель: Где они расположены? Как? Назовите географическую широту.
Дети: В экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой 5?-6? с.ш. и 5?-6? ю.ш.
Учитель: Какие климатические условия характерны?
Дети:
a) Высокая температура года;
b) Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);
c) Отсутствие сухого закона;
d) Солнечные лучи падают отвесно.
Учитель: Влажные экваториальные леса Африки, или гелея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр её ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни поднимаются до высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.
Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.
В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.
Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферраметными из-за своего цвета и содержания железа.
Учитель: Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами.
Дети: Саванны и редколесья.
СЛАЙД 7-8 используется учителем для объяснения и демонстрации темы урока
Учитель: Определите её географическое положение.
Дети:
a) Занимает почти половину материка;
b) В северном полушарии до 16о-18о;
c) В южном до южного тропика;
d) В субэкваториальном климатическом поясе.
Учитель: Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?
Дети:
a) Весь год высокая температура;
b) Два сезона года: сухой и влажный;
c) Господствуют эвм - летом и твм - зимой.
Учитель: Перед вами таблица-рисунок «Саванны Африки». Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн. Основная черта - ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы - красные ферралитные.
Вслед за саваннами лежит ещё одна природная зона, какая?
Дети: Пустыни и полупустыни.
СЛАЙД 9-10 используется учителем для объяснения и демонстрации темы урока
Учитель: Определите географическое положение этой зоны.
Дети:
-
a) В тропическом климатическом поясе обоих полушарий;
-
b) Наибольшую территорию занимает в северном полушарии.
Учитель: Почему именно пустыни здесь расположены?
Дети:
-
a) Господствуют сухие тропические вм;
-
b) Высокая температура воздуха;
-
c) Минимальное количество осадков (до 100 мм/год).
Учитель: Как называются пустыни, находящиеся в этой зоне?
Дети: На севере - Сахара, в южном полушарии - Калахари.
Учитель: Обратите внимание на рисунок у доски «Тропические пустыни Африки». К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается. Сухие северо-восточные, дующие с Азии, и юго-восточные пассаты, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь на севере Африки - Сахары, что в переводе с арабского означает - пустыня. И на юге - Калахари - мучимый жаждой. Здесь почти не бывает дождей, а суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками
Итог урока.
СЛАЙД 11
Подводя итоги урока, заполните таблицу, используя различные источники
Дети самостоятельно заполняют таблицу, а затем проверяют, убирая « шторки» с колонок
Домашнее задание
Заполнить последнюю строчку таблицы