Открытый урок по географии для 9 класса по теме: «Химическая промышленность Украины»

« Химическая промышленность Украины»                 Цель урока : изучить особенности  отраслевого  состава    химической     промышленности в  период  НТР , принципы размещения и основные центры по территории  Украины  ,  сформировать  новые  понятия для  учащихся   как    основная  химия , «полимеры» , «химия  органического  синтеза»  , обсудить   альтернативные виды  топлива  как  сланцевый  газ , определить проблемы и  перспективы  развития  отрасли .                      Оборудование : экономическая  карта  Украины , магнитная  карта с  набором необходимых  значков  ,ученики  , таблица «Межотраслевые связи химической промышленности» , атласы , документальный фильм «Последствия  добычи сланцевого газа».                         Тип  урока : комбинированный
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по

географии для 9 класса по теме : « Химическая промышленность Украины»

Подготовила учитель географии ош № 65

г. Мариуполя , Донецкой области

Дзецко О. В.



Тема : « Химическая промышленность Украины».

Цель урока : изучить особенности отраслевого состава химической промышленности в период НТР , принципы размещения и основные центры по территории Украины , сформировать новые понятия для учащихся как основная химия , «полимеры» , «химия органического синтеза» , обсудить альтернативные виды топлива как сланцевый газ , определить проблемы и перспективы развития отрасли .

Оборудование : экономическая карта Украины , магнитная карта с набором необходимых значков ,ученики , таблица «Межотраслевые связи химической промышленности» , атласы , документальный фильм «Последствия добычи сланцевого газа».

Тип урока : комбинированный

Ход урока :

І. Географический калейдоскоп- обзор новостей в Украине и в мире за последнюю неделю. ( готовят по очереди учащиеся - 90 секунд сообщение )

ІІ. Мотивация учебной деятельности .

Учитель. Вряд ли кого-то из нас надо убеждать в том , что везде и всегда - на работе и дома , в городе и в деревне - повсюду нас окружает химия и рожденные ею вещества и материалы. Со дня своего рождения , еще не осознавая этого , человек вступает в общение с ней - яркие игрушки , у школьника - портфель , пенал, ручка и линейка , баскетбольный мяч и настольная лампа .

И , сегодня . эта всесильная химия , которую можно назвать мастерицей на все руки , будет темой нашего урока . ІІІ. Но это будет немного позже. А пока мы можем повторить и закрепить материал , который изучали на прошлых уроках .

На доске слова из серии « Что это? Кто это ? Где это ?»

Шлак , глинозем , уран , Антонов , шахта ,каскад , « Провиданс» ,

стан , ТЭЦ . ( обдумывает варианты ответов первый ряд )

( один ученик на магнитной карте обозначает центры транспортного машиностроения )

Для остальных учащихся разминка в виде игры « Третий лишний» :

  1. Сталь , цинк , алюминий ( ответ : сталь , так как это черный металл )

  2. Мартен , кислородно - конверторный , доменный ( ответ : доменный , так как там выплавляется чугун )

  3. Цинк , латунь . медь ( латунь - это сплав )

  4. Каховская , Киевская , Углегорская ( Углегорская - это ТЭС )

  5. Николаев , Мариуполь , Киев ( 1. Мариуполь - здесь нет судостроения . 2. Киев - не является портом

Устно : а) Какие формы организации производства характерны для машиностроения ?

б) Можно ли назвать машиностроение двигателем научно - технического прогресса ?

в) Какая продукция машиностроения определяет лицо Украины в Европе и в мире ?

На доске города : Борислав

Шебелинка

Антрацит

Кременчуг

Лисичанск

Краматорск

Задание : (учащиеся расставляют только цифры напротив слов )

  1. Крупный нефтеперерабатывающий завод на востоке Украины.

  2. Крупный центр тяжелого машиностроения .

  3. Месторождение газа в Украине .

  4. Месторождение железных руд и центр транспортного машиностроения.

  5. Месторождение нефти в Украине.

  6. Город- один из центров угольной промышленности.

ІV . Изучение нового материала .

Учитель: Верите вы или нет ?

-что в эпоху НТР продукция хим. пром-и используется во всех областях ?

- что хим. пром-ть использует в основном возобновляемые ресурсы ?

- что химия создает вещества . которых нет в природе ?

- что продукция хим. пром.-и является сильным загрязнителем окружающей среды ?

- что медицина сегодня может отказаться от хим. препаратов в пользу фитотерапии ?

Учитель. Вначале урока мы с вами уже начали разговор по теме нашего сегодняшнего урока . Это химическая промышленность . Она имеет особенности перед остальными отраслями. Кроме того , что она является двигателем НТП , ( обсуждение идет в виде беседы ) --химия создает материалы . которых нет в природе ( полимеры )

--Имеет обширную сырьевую базу ( ребята называют по карте и плюс перерабатывает отходы других производств )

--Имеет возможности комбинирования с другими отраслями ( коксохимия , лесохимия )

Сырье химия берет в кладовых живой и неживой природы . Живая природа - это растительное и животное сырье . Неживая природа - минеральные и горючие полезные ископаемые . Во времена Ломоносова использовались лишь два десятка химических элементов , но ныне людям служат 90 элементов. Служат благодаря химии.

( На доске таблица « Отраслевой состав химической промышленности». )

Трудно сейчас установить , что было первым химическим сырьем. Может быть , природные рассолы поваренной соли , из которой человек научился получать соль и приправлять ею пищу . Или сажа , из которой делали краски. Но скорее самым первым химическим сырьем была древесина. Лес кормил , одевал человека , защищал его от врагов .Из него человек строил себе дом ; целебным соком березы лечили больных.

1 отрасль - горно - химическая .

Найдите в атласе химическое сырье ( стр. 19 )

а) поваренная соль ( ребята вспоминают основные месторождения и один ученик обозначает по магнитной карте )

Древнейшее применение соли - консервация продуктов .Мясо , обработанное солью , было главным продуктом питания участников знаменитых экспедиций - Магеллана и Колумба , Беринга и Кука . А в Голландии даже поставили памятник рыбаку , который по преданию , изобрел способ соления сельди.

Медики используют соль для получения физиологических растворов. Недостаток йода в организме - заболевание щитовидной железы (йодированная соль) .

б) калийная соль ( Калуш , Стебник )

в) сера ( Новый Роздол - Львовская область )

г) нефть и газ . И, как альтернатива им , сланцевый газ . который хотят добывать в Украине . ( Просмотр документального фильма « Последствия добычи сланцевого газа» ---2,5 мин.

Д) фосфориты.

2 отрасль - основная химия ( производство удобрений , соды , кислот )

Земледелие - одно из древних ремесел человека .Какие удобрения человек использовал с древности ? ………….

Сейчас используются три основных вида удобрения :

----калийные ( там , где есть калийные соли )

----фосфатные ( около крупных сельско - хозяйственных районов, так как из 1 тонны фосфоритов получают 2 тонны удобрений ) _Сумы , Винница , Одесса.

----азотные ( около коксохимических заводов или вблизи газопроводов)

( Северодонецк . Горловка , Днепродзержинск ). Первым азотным удобрением была селитра, которую добывали в Чили.

-----сода ( Лисичанск , Артемовск , Красноперекопск )

-----серная кислота

( ученики сами находят на карте центры )

3 отрасль - химия органического синтеза ) .

В наш космический век человеку стал нужен необычный материал : теплый как дерево , но не подверженный гниению; прочный как сталь , но не боится ржавчины ; прозрачный как стекло , но не хрупкий. Всем этим требованиям отвечают синтезированные химиками полимеры. Это такие материалы . которых нет в природе.

-------пластмасса - в среднем в 2 раза легче алюминия. (Донецк , Луцк , Запорожье )

-------полиэтилен - одна из самых легких пластмасс . Он прессуется , шьется , сваривается , пилится , сверлится , точится , плавится. Ведра , бутылки , стаканы- прочно вошли в наш быт . Очень эффективный упаковачный материал .

---------пенопласт

----------хим. Волокна ( лавсан , капрон , нейлон )---Киев , Черкассы , Чернигов.

----------Кино-фотопленка , хим. реактивы-----( Шостка - « Свема» )

----------шины -« обувь» для автомобилей - синтетический каучук --- (Днепропетровск , Белая Церковь )

----------фармацевтика - ( Киев , Лубны , Полтава , Харьков , Львов и др.) Учавствуя в борьбе за сохранение здоровья и продление жизни людей , химия дает человеку искусственное сердце, легкие , сосуды, искусственные полимерные мышцы, не знающие усталости. Многие болезни сегодня излечимы, благодаря химии,( воспаление легких еще в конце 19века было смертельным, пока не изобрели пеницелин. Или некоторые болезни на ранних стадиях излечимы и только благодаря химии)

----------лаки , краски ---( Рубежное,

Создаются предприятия коксохимии , лесохимии . В Мариуполе в 1935 году был построен « Коксохим» . В 2005 году вошел в состав « Азовстали». Основная продукция : кокс , бензол , сера , сульфат аммония , каменноугольная смола…..

V . Закрепление . ( Найди ошибку в тексте . )

Все дальше простирает свои руки химия в дела человеческие , оказывает огромное влияние на научно- технический прогресс . Украина обеспечивает себя полностью сырьем для производства органического синтеза , а также сырьем для производства минеральных удобрений . Донбасс - один из крупных химических районов , где сосредоточены крупные месторождения калийной соли -- Калуш и Стебник. Производство фосфатных удобрений тяготеет к районам сельско - хозяйственного производства , как и производство азотных удобрений . В производстве и переработке полимерных материалов большое значение приобретает производство кислот , щелочей , солей . И, все таки, химия это больше друг или враг?.. ( ребята подводят итог)...................

VІ. Домашнее задание и подведение итогов урока ( выставление оценок ).





© 2010-2022