- Преподавателю
- География
- Урок географии в 10-м классе
Урок географии в 10-м классе
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шергина Л.В. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок географии в 10-м классе
«МГТР и мировое хозяйство»
Презентация: « Мировое хозяйство»
Цель урока: учащиеся должны узнать, в чем выражаются связи между национальными хозяйствами стран мира и как они влияют на развитие мирового хозяйства?
Задачи :
Образовательная : через организацию дифференцированной самостоятельной работы сформулировать основные понятия темы: «мировое хозяйство», «отрасль международной специализации», «глобализация хозяйственной жизни».,» «международное географическое разделение труда» его значение и особенности, рассмотреть влияние международного географического разделении труда на мировое хозяйство, международные экономические интеграции -региональные и отраслевые группировки;
Развивающая : способствовать развитию аналитических умений (анализ , синтез, обобщение ,вывод)
Воспитательная : воспитание толерантной личности, способной к интеграции.
Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
Оборудование: политическая карта мира, интерактивная доска, мультимедийная презентация «МГТР и мировое хозяйство», учебники географии, атласы, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объяснение учителя
Полное название географии 10-11 класса?
Что является объектом изучения географии? Следоват. Какова важнейшая задача? В случае затруднения стр.5 учебника -1,2 предложение ( Основная задача -развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом). Население изучили . Какова тема? (Мировое хозяйство)
-Что мы должны узнать на уроке?
А что такое мировое хозяйство ? Попробуйте дать определение, используя схему:
Понятие
Что такое
Существенные признаки
Слайд 2.
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО - ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ СОВОКУПНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ ВСЕХ СТРАН МИРА, СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗНООБРАЗНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ.
Все ли понятно в определении?
Что значит : СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗНООБРАЗНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ?
-Что мы должны узнать на уроке?(В чем выражаются связи между национальными хозяйствами и Для чего? как они влияют на развитие мирового хозяйства?)
- Можете ли Вы ответить на поставленный вопрос?
- Достаточно ли у Вас знаний для ответа на поставленный вопрос?
-Каким образом можно ответить на поставленный вопрос? Предлагайте.
С понятием «Моровое хозяйство» можно рядом поставить другие.
На доске: Мировое хозяйство, МГРТ, Международная специализация
Международный обмен , Международные экономические группировки , Международная экономическая интеграция.
С какими из этих понятий мирового хозяйства Вы знакомы?
Сможете ли Вы теперь ответить на поставленный вопрос? Каким образом?
Уточняем цель урока:
На доске записано: В чем выражаются связи между национальными хозяйствами и как они влияют на развитие мирового хозяйства?
Знать:
Понятия- «мировое хозяйство», «международная специализация» ,МГРТ, Международная экономическая интеграция, международные экономические группировки
Уметь объяснять: -влияние МГРТ, международной специализации, интеграции ,международных группировок на формирование мирового хозяйства;
-показывать на карте страны, принадлежащие разным группировкам.
Самостоятельная работа:
Задание: построить логическую цепочку из понятий, поставив их по мере исторического происхождения
Мировое хозяйство.
1. Условия формирования мирового хозяйства. Условия расставьте в нужной последовательности с учетом степени важности. Ответ аргументируйте.
2. Каковы условия (неизбежность) существования МГРТ?
Задание остальным:
1.Выписать определения: МГРТ, отрасль специализации, международная экономическая интеграция.
2. Известно, что Япония специализируется на выпуске легковых автомобилей;
Канада занимает 7 место в мире по сбору и 2- по экспорту зерна.
Предположите ,какую продукцию на мировой рынок поставляет Индия и Франция?
Объяснение материала на основе выполненных заданий.
Предполагаемый ответ по 1 вопросу: а) появление машинной индустрии. Почему? (замена ручного труда привела к увеличению производительности труда, появились излишки более дешевой продукции ) Куда ее девать?
Продавать!!!!
б) образование мирового рынка. Как доставлять?????
в) развитие транспорта (для доставки продукции из США и Европы в страны Азии и Лат Америки)
Выберите понятие и поставьте за мировым хозяйством .
В нашей жизни каждый член коллектива выполняет свой вид работы или ее часть. Тоже происходит и в семье.
Вспомните уроки истории. Как назвать это явление? Это простейшее разделение труда (первобытное общество)
Неизбежным результатом развития человеческого общества, связанным с ростом производства и обмена является - МГРТ.
2.Международное географическое разделение труда -это… (зачитывают те, кто выписывал определения).
Слайд 5. МГРТ - это процесс специализации хозяйства отдельных стран на производств определенных видов продукции или услуг, которыми они обмениваются.
Кто назвал его основным понятием экономической географии?
Из определения :
Назовите главные составные части МГРТ ?
- специализация;
- обмен
Определение из 9 класса. Специализация - это ……( производство на предприятии одного товара, деталей или услуг)
Понятие специализации нам знакомо из 9 класса. Примеры:
а) Россия - экспортирует газ, нефть, лес, оружие.
б) Канада -п.и.,зерно
Япония -автомобили, суда, телевизоры, компьютеры
в) Индия -чай, ткани
г) Франция- парфюмерию, одежду, обувь,вина
Предположите ,какую продукцию на мировой рынок поставляет Индия и Франция?
Почему страны имеют разную специализацию?
Условия специализации:
-ее производство дешевле, чем в других странах
-наличие ресурсов
Производится больше, чем нужно стране
Эта продукция нужна другим странам.
Попробуйте сформулировать понятие отрасль международной специализации, используя схему( в плане выше)
-
Отрасль международной специализации - отрасль, ориентированная в большей степени на экспорт продукции и в первую очередь определяющая «лицо» страны в МГРТ.
Специализированная продукция становится «визитной карточкой» страны, которая ее производит. Отрасль, производящая эту отрасль, называется отраслью международной специализации страны
Основные формы МГРТ.
МГРТ -неизбежный результат?
В чем выражается неизбежность МГРТ и степень вовлеченности любого государства в МГРТ?
Условия (Неизбежность) существования МГРТ
1) Решающую роль в МГРТ играют социально-экономические условия. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущее место в МГРТ (особенно с т. Зрения выпуска машин и оборудования. Молодые же страны Африки,Лат .Америки занимаются ресурсоснабжением развитых стран)
2) заметно сказывается на участии в МГРТ и географический фактор(ГП, например).Так Великобритания расположилась на морских главных путях, стала фабрикой мира, реализовала планы пром.революции.
3) некоторые виды производства закрепляются с учетом богатой ресурсной базы.
Учитель: Охватив все страны мира, мировое хозяйство и МГРТ в последние десятилетия, усложняются, приобретают новые формы. Так развитие международной специализации и обмена привело к «сращиванию» национальных хозяйств ряда стран.
Слайд 7. Возникла новая, высшая ступень МГРТ - МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ(МЭИ) -ЭТО ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГЛУБОКИХ И УСТОЙЧИВЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП СТРАН, ОСНОВАННОЕ НА ПРОВЕДЕНИИ ИМИ СОГЛАСОВАННОЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.
В РЕЗУЛЬТАТЕ МЭИ ПОСТЕПЕННО В ЕДИНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБЪЕДИНЯЮТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВА ДВУХ И БОЛЕ Е СТРАН ПУТЕМ УСТАНОВЛЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ УСЛОВИЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ОБМЕНА.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ:
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
Текст учебника. Назовите региональные и отраслевые группировки.
В СНГ-ЕврА
Слайд 9. Процесс развития мирового хозяйства и углубления международного географического разделения труда и экономической интеграции влечет за собой интернационализацию (глобализацию) хозяйственной жизни -
- Это процесс формирования всемировой системы взаимоотношений между элементами мирового хозяйства, расширение международных потоков капитала в форме прямых инвестиций, слияние предприятий разных стран, развитие системы международного порядка, возникновение глобальных систем транспорта и коммуникаций.
Решающую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации. ТНК - гигантские финансово-промышленные объединения интернациональные по капиталу. Они построены по принципу централизован-ного планирования и управления. Отличаются от простых фирм наличием широкой сети заграничных филиалов и дочерних компаний. В мире насчитывается более 40 тысяч ТНК.
Международные монополии (ТНК)
ТНК (транснациональные корпорации - междунар. компании, объединяющие предприятия одной, реже нескольких отраслей в разных странах ( 60 тыс. ТНК, 600 тыс. филиалов- 50% мирового пром. производства, 66% мир. торговли, 80% патентов на изобретения
Слайд 10.Ежегодно финансовые издания мира публикуют список 100 крупнейших ТНК. Он
меняется, но уже несколько лет в этот список входят следующие компании:
8. а) ЕС (Европейский Союз). В его состав входят страны: …….
б) АСЕАН -…….., в состав входят…..
в) АТЭС-…..
г) ЛАИ-………….
д) отраслевая группировка -ОПЕК-………………………..
9. ТНК-….Региональные и глобальные ТНК, их роль в мировом хозяйстве
В число 500 крупнейших ТНК входит и российские компании ОАО Газпром Р АО ЕЭС и Лукойл
Возвращаемся к заданию:
Представьте свою схему . Обсуждение
Эти связи можно выразить схемой (правильная схема):
Мировое хозяйство
Международный обмен
МГРТ
Международная специализация
Международная экономическая интеграция
Международные экономические группировки
Возвращение к целям урока.
В конце урока проводится рефлексия и ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:
-
Какая информация, которую вы получили, была для вас интересна?
-
Испытывали вы затруднения при работе с источниками информации?
-
Где бы вы могли применить полученные знания?
Первичное закрепление (карточки)
Д.з.-стр 98-102
Нанести на к.к страны -члены экономических группировок, закрасив страны разным цветом.
Международный туризм
Экспорт
капитала
МГРТ
Обмен научно-техническими знаниями
Внешняя торговля
Специализация и
кооперирование