Урок географии в 10-м классе

Через организацию  дифференцированной самостоятельной работы сформулировать основные понятия темы: «мировое хозяйство», «отрасль международной специализации», «глобализация хозяйственной жизни».,» «международное географическое разделение труда»  его значение и особенности, рассмотреть влияние международного географического разделении труда на мировое хозяйство,  международные экономические интеграции -региональные и отраслевые группировки;способствовать развитию аналитических умений (анализ , си...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 10-м классе

«МГТР и мировое хозяйство»

Презентация: « Мировое хозяйство»

Цель урока: учащиеся должны узнать, в чем выражаются связи между национальными хозяйствами стран мира и как они влияют на развитие мирового хозяйства?

Задачи :

Образовательная : через организацию дифференцированной самостоятельной работы сформулировать основные понятия темы: «мировое хозяйство», «отрасль международной специализации», «глобализация хозяйственной жизни».,» «международное географическое разделение труда» его значение и особенности, рассмотреть влияние международного географического разделении труда на мировое хозяйство, международные экономические интеграции -региональные и отраслевые группировки;

Развивающая : способствовать развитию аналитических умений (анализ , синтез, обобщение ,вывод)

Воспитательная : воспитание толерантной личности, способной к интеграции.

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные

Оборудование: политическая карта мира, интерактивная доска, мультимедийная презентация «МГТР и мировое хозяйство», учебники географии, атласы, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объяснение учителя

Полное название географии 10-11 класса?

Что является объектом изучения географии? Следоват. Какова важнейшая задача? В случае затруднения стр.5 учебника -1,2 предложение ( Основная задача -развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом). Население изучили . Какова тема? (Мировое хозяйство)

-Что мы должны узнать на уроке?

А что такое мировое хозяйство ? Попробуйте дать определение, используя схему:

Понятие

Что такое

Существенные признаки

Слайд 2.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО - ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ СОВОКУПНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ ВСЕХ СТРАН МИРА, СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗНООБРАЗНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ.

Все ли понятно в определении?

Что значит : СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗНООБРАЗНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ?

-Что мы должны узнать на уроке?(В чем выражаются связи между национальными хозяйствами и Для чего? как они влияют на развитие мирового хозяйства?)

- Можете ли Вы ответить на поставленный вопрос?

- Достаточно ли у Вас знаний для ответа на поставленный вопрос?

-Каким образом можно ответить на поставленный вопрос? Предлагайте.

С понятием «Моровое хозяйство» можно рядом поставить другие.

На доске: Мировое хозяйство, МГРТ, Международная специализация

Международный обмен , Международные экономические группировки , Международная экономическая интеграция.

С какими из этих понятий мирового хозяйства Вы знакомы?

Сможете ли Вы теперь ответить на поставленный вопрос? Каким образом?

Уточняем цель урока:

На доске записано: В чем выражаются связи между национальными хозяйствами и как они влияют на развитие мирового хозяйства?

Знать:

Понятия- «мировое хозяйство», «международная специализация» ,МГРТ, Международная экономическая интеграция, международные экономические группировки

Уметь объяснять: -влияние МГРТ, международной специализации, интеграции ,международных группировок на формирование мирового хозяйства;

-показывать на карте страны, принадлежащие разным группировкам.

Самостоятельная работа:

Задание: построить логическую цепочку из понятий, поставив их по мере исторического происхождения

Мировое хозяйство.

1. Условия формирования мирового хозяйства. Условия расставьте в нужной последовательности с учетом степени важности. Ответ аргументируйте.

2. Каковы условия (неизбежность) существования МГРТ?

Задание остальным:

1.Выписать определения: МГРТ, отрасль специализации, международная экономическая интеграция.

2. Известно, что Япония специализируется на выпуске легковых автомобилей;

Канада занимает 7 место в мире по сбору и 2- по экспорту зерна.

Предположите ,какую продукцию на мировой рынок поставляет Индия и Франция?

Объяснение материала на основе выполненных заданий.

Предполагаемый ответ по 1 вопросу: а) появление машинной индустрии. Почему? (замена ручного труда привела к увеличению производительности труда, появились излишки более дешевой продукции ) Куда ее девать?

Продавать!!!!

б) образование мирового рынка. Как доставлять?????

в) развитие транспорта (для доставки продукции из США и Европы в страны Азии и Лат Америки)

Выберите понятие и поставьте за мировым хозяйством .

В нашей жизни каждый член коллектива выполняет свой вид работы или ее часть. Тоже происходит и в семье.

Вспомните уроки истории. Как назвать это явление? Это простейшее разделение труда (первобытное общество)

Неизбежным результатом развития человеческого общества, связанным с ростом производства и обмена является - МГРТ.

2.Международное географическое разделение труда -это… (зачитывают те, кто выписывал определения).

Слайд 5. МГРТ - это процесс специализации хозяйства отдельных стран на производств определенных видов продукции или услуг, которыми они обмениваются.

Кто назвал его основным понятием экономической географии?

Из определения :

Назовите главные составные части МГРТ ?

- специализация;

- обмен

Определение из 9 класса. Специализация - это ……( производство на предприятии одного товара, деталей или услуг)

Понятие специализации нам знакомо из 9 класса. Примеры:

а) Россия - экспортирует газ, нефть, лес, оружие.

б) Канада -п.и.,зерно

Япония -автомобили, суда, телевизоры, компьютеры

в) Индия -чай, ткани

г) Франция- парфюмерию, одежду, обувь,вина

Предположите ,какую продукцию на мировой рынок поставляет Индия и Франция?

Почему страны имеют разную специализацию?

Условия специализации:

-ее производство дешевле, чем в других странах

-наличие ресурсов

Производится больше, чем нужно стране

Эта продукция нужна другим странам.

Попробуйте сформулировать понятие отрасль международной специализации, используя схему( в плане выше)

  • Отрасль международной специализации - отрасль, ориентированная в большей степени на экспорт продукции и в первую очередь определяющая «лицо» страны в МГРТ.

Специализированная продукция становится «визитной карточкой» страны, которая ее производит. Отрасль, производящая эту отрасль, называется отраслью международной специализации страны

Основные формы МГРТ.

МГРТ -неизбежный результат?

В чем выражается неизбежность МГРТ и степень вовлеченности любого государства в МГРТ?

Условия (Неизбежность) существования МГРТ

1) Решающую роль в МГРТ играют социально-экономические условия. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущее место в МГРТ (особенно с т. Зрения выпуска машин и оборудования. Молодые же страны Африки,Лат .Америки занимаются ресурсоснабжением развитых стран)

2) заметно сказывается на участии в МГРТ и географический фактор(ГП, например).Так Великобритания расположилась на морских главных путях, стала фабрикой мира, реализовала планы пром.революции.

3) некоторые виды производства закрепляются с учетом богатой ресурсной базы.

Учитель: Охватив все страны мира, мировое хозяйство и МГРТ в последние десятилетия, усложняются, приобретают новые формы. Так развитие международной специализации и обмена привело к «сращиванию» национальных хозяйств ряда стран.

Слайд 7. Возникла новая, высшая ступень МГРТ - МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ(МЭИ) -ЭТО ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГЛУБОКИХ И УСТОЙЧИВЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП СТРАН, ОСНОВАННОЕ НА ПРОВЕДЕНИИ ИМИ СОГЛАСОВАННОЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ МЭИ ПОСТЕПЕННО В ЕДИНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБЪЕДИНЯЮТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВА ДВУХ И БОЛЕ Е СТРАН ПУТЕМ УСТАНОВЛЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ УСЛОВИЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ОБМЕНА.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

Текст учебника. Назовите региональные и отраслевые группировки.

В СНГ-ЕврА

Слайд 9. Процесс развития мирового хозяйства и углубления международного географического разделения труда и экономической интеграции влечет за собой интернационализацию (глобализацию) хозяйственной жизни -

- Это процесс формирования всемировой системы взаимоотношений между элементами мирового хозяйства, расширение международных потоков капитала в форме прямых инвестиций, слияние предприятий разных стран, развитие системы международного порядка, возникновение глобальных систем транспорта и коммуникаций.

Решающую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации. ТНК - гигантские финансово-промышленные объединения интернациональные по капиталу. Они построены по принципу централизован-ного планирования и управления. Отличаются от простых фирм наличием широкой сети заграничных филиалов и дочерних компаний. В мире насчитывается более 40 тысяч ТНК.

Международные монополии (ТНК)

ТНК (транснациональные корпорации - междунар. компании, объединяющие предприятия одной, реже нескольких отраслей в разных странах ( 60 тыс. ТНК, 600 тыс. филиалов- 50% мирового пром. производства, 66% мир. торговли, 80% патентов на изобретения

Слайд 10.Ежегодно финансовые издания мира публикуют список 100 крупнейших ТНК. Он

меняется, но уже несколько лет в этот список входят следующие компании:

8. а) ЕС (Европейский Союз). В его состав входят страны: …….

б) АСЕАН -…….., в состав входят…..

в) АТЭС-…..

г) ЛАИ-………….

д) отраслевая группировка -ОПЕК-………………………..

9. ТНК-….Региональные и глобальные ТНК, их роль в мировом хозяйстве

В число 500 крупнейших ТНК входит и российские компании ОАО Газпром Р АО ЕЭС и Лукойл

Возвращаемся к заданию:

Представьте свою схему . Обсуждение

Эти связи можно выразить схемой (правильная схема):

Мировое хозяйство

Международный обмен

МГРТ

Международная специализация

Международная экономическая интеграция

Международные экономические группировки

Возвращение к целям урока.

В конце урока проводится рефлексия и ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какая информация, которую вы получили, была для вас интересна?

  2. Испытывали вы затруднения при работе с источниками информации?

  3. Где бы вы могли применить полученные знания?

Первичное закрепление (карточки)

Д.з.-стр 98-102

Нанести на к.к страны -члены экономических группировок, закрасив страны разным цветом.

Международный туризм

Экспорт

капитала

МГРТ

Обмен научно-техническими знаниями

Внешняя торговля

Специализация и

кооперирование


© 2010-2022