- Преподавателю
- География
- Конспект научно - практической конференции Исторические предпосылки поселка Бискамжа
Конспект научно - практической конференции Исторические предпосылки поселка Бискамжа
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кискорова Н.Ю. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бискамжинская средняя общеобразовательная школа
Тема : Исторические предпосылки возникновения и развития поселка Бискамжа.
Автор: Скобкарева Екатерина
8 класс.
Руководитель:Кискорова
Наталья Юрьевна учитель
географии.
Бискамжа 2013г
Содержание: стр.
1. Введение 2
2. История образования поселка Бискамжа. 3-7
3. Вывод. 8
4. Литература 9
Введение.
Изучая географию, мы знакомимся с названиями стран, городов, сел, гор, рек, получаем много информации о дальних странах, о России. Сравнительно мало сведений о истории нашего поселка, где я живу. Поэтому я решила узнать как образовалась Бискамжа. Сначала мы собирали информацию по теме, изучив литературу;Асочаков А.Н., Бурнаков П.П., Аскизский район -Н., 2007., Сагалаков Н.У., Еремин Л.В., Организация краеведческой учебно - исследовательской деятельности в школе - А.,2008.
Потом встречались с жителями поселка собирали информацию.
Цель моей работы : Изучить историю моего поселка.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Изучить историю моего поселка.
3.Провести презентацию выполненной работы.
При выполнение работы использовались методы:
-собирательный;
-описания;
-сравнения.
2
НЕТ МЕСТА ЛУЧШЕ НА ЗЕМЛЕ
«Бискамжа» - звучит красиво.
В переводе - пять логов.
Горы, горы, горы, горы,
Высотой до облаков…»
(Н. Карпенко жительница Бискамжи.)
Историческая справка
Точка на карте под названием Бискамжа по историческим меркам обозначена совсем недавно. Для истории и тысячелетие - не время, а тут - чуть больше полувека прошло с тех пор, как в красивой долине, расположенной среди пяти таежных логов, появились первые жители.
Трудно поверить, что пятьдесят лет назад здесь не было абсолютно ничего - ни электричества, ни домов, ни железной дороги, благодаря строительству которой и появилась Бискамжа. Только горы, тайга, трава, поднимавшаяся летом в человеческий рост и такой же - в рост человека - снег зимой. Еще в 1913 году специалисты франко-немецкого акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей на срок в 90 лет получили в концессию в Кузбассе так называемые «кабинетские земли», принадлежавшие царской семье и находившиеся в ведении «кабинета Его Величества». Было принято решение увеличить на этих землях добычу угля. В тайгу, поднимавшуюся между Алтаем и Кузбассом - там, где расположена ныне Бискамжа, были посланы инженеры. В то время специалисты пришли к неутешительным выводам. Вот как описаны в документах их впечатления, полученные при исследовании этих мест.
«Глухая тайга с массой поваленных стволов, с травами выше человеческого роста, без топора летом и осенью непроходима. Нет ни дорог, ни даже троп, по которым можно было бы сделать предварительные осмотры местности. Сама местность крайне изрезана частыми глубокими логами. Колебания отметок поверхности земли так резки и причудливы, что прокладка дороги, согласно техническим условиям, невозможна» Оказалось, они ошибались. Оказалось, для сильных духом нет слова «невозможно».
Уже в декабре 1959 года железнодорожная линия «Новокузнецк-Абакан» была принята в эксплуатацию, а ее участок от Междуреченска до Абакана, на котором разместилась узловая станция Бискамжа, вошел сначала в состав Ужурского, после - Абаканского отделения Красноярской железной дороги. Это было большое событие. Цель достигнута. Первый паровоз на еще новых путях. Сменился и статус - из точки на карте под номером таким-то, появилась
3
станция Бискамжа. Но день рождения поселка отмечают раньше - 1953 год считается временем его основания. Именно тогда в этих местах появились первые строители.
По воспоминаниям старожилов, известным жителем поселка
И первый год от основания поселка был особенно сложным. Люди ехали не просто в незнакомое место - а место абсолютно неизведанное. Непроходимая тайга, высокие горы - ничего больше. Но в рассказах людей, которые приехали сюда в «первых рядах», когда поселок имелся лишь в проекте, звучит ностальгия, по тем временам. И это совсем не кажется странным.
- Мне было шесть лет, когда мои родители приняли решение принять участие во Всесоюзной стройке - вспоминает Раиса Николаевна Ханченко (Хворостова) - Помню, ехали мы сюда в длинном-длинном составе из теплушек. В каждой теплушке - семья первых поселенцев. Мне как ребенку было очень интересно - да и ехали сюда многие семьями. Детей было много, так что у меня сразу появились друзья, и перемена места жительства, нелегкая, возможно, для наших родителей, воспринималась нами как увлекательно приключение.
В то время железной дороги до Бискамжи еще не было. В Аскизе мы пересели на машины и поехали «незнамо куда». Тогда Бискамжа представляла собой лишь расчищенную от тайги площадку, на которой стояли большие солдатские шатры. У каждой семьи в этом шатре был свой угол, отгороженный чем придется - одеялами, покрывалами, ситцевыми занавесками, так что с самого начала мы жили коммуной. Приехали мы в мае, но было еще достаточно холодно. В середине каждого шатра стояла железная печка - буржуйка, и взрослым приходилось по очереди дежурить, чтобы она не погасла, и в «хате» было тепло. А утром все взрослые шли работать - кто на железную дорогу, кто - на строительство бараков и расчистку территории от тайги. Работы было очень много, и делали наши родители все по- стахановски; уже к зиме были готовы первые бараки, в которых мы зимовали. Для детей здесь, конечно, была вольница. Мы много играли вместе, ничего не боялись, новые места каждый день дарили нам много открытий. Помню, как поразил меня местный базар - изобильный, красивый. Местные жители привозили сюда на продажу мясо, молоко, сметану, творог, варенец, ягоду, орех. Все продукты в красивых берестяных туесах - тогда мастеров-умельцев хватало, в каждой семье изготавливали эти туеса. И хранилось в них все дольше, и вкус имело свой, особенный.
Впрочем, все нам было в новинку. А цветов сколько везде! И снег зимой - так много и так красиво! К тому времени, как выпал снег, мы уже переселились в бараки, но «общинный» дух не исчез, не потерялся. У каждой семьи была своя комната. Выходишь из нее, и попадаешь в длиннющий
4
коридор, который был для нас, детей, местом встреч и игр. Нужно сказать, что первоочередной задачей было строительство не только жилья. Строили школу, больницу, детский сад, клуб, стадион, спортзал, магазины. Жизнь кипела вокруг, и мы, безусловно, были участниками процесса созидания и очень гордились своими родителями. Наша первая школа тоже представляла собой барак, разделенный на классы. А учеников в классах было полным-полно, до сорока человек в классе доходило. Помню, были первый «а», «б», «в». Учителя у нас были самые лучшие, любили нас, а мы их. И сегодня учитель в Бискамже - одна из самых уважаемых профессий. Первые домашние задания, помню, приходилось готовить при свете керосиновой лампы или обычной свечки - электричество в Бискамже провели, когда мы учились в третьем классе . Это было, скажу вам, Событие с большой буквы. Следующее по значимости - когда железная дорога была достроена, и на станцию пришел первый паровоз. Радовались все, от мала до велика. На паровозах были площадки, на них можно было стоять, держась за железные перила. Вот так, стоя на этих площадках, мы путешествовали от Бискамжи до Теи и обратно. Поезд мчится, ветер в лицо, вокруг горы и тайга. От красоты и скорости захватывает дух, и петь хочется.
Практически всю жизнь Раиса Ханченко проработала в почтовом отделении поселка. Пробовала сменить место жительства, переезжала в Барнаул, где прожила пять лет, и признает - вернулась потому, что лучше Бискамжи не нашлось для нее места.
Народ в Бискамжу съехался самый разный из разных же уголков Советского Союза. И романтики, по комсомольским путевкам ехавшие «за туманом, и за запахом тайги», и обычные старательные работяги, завербовавшиеся на строительство заработать денег, и коренное население этих мест. Русские, хакасы, шорцы, украинцы, немцы, татары…
. Больше пятидесяти лет назад приехала сюда вместе с братом Васса Варфоломеевна Ищенко.
- Кругом глухая тайга, поселок еще только в проекте имелся - вспоминает она.- Жили в палатках. Очищали территорию, отмеряли подстанцию, засыпали гравий. Долбили гору под прокладку железнодорожного полотна.
С 1958 года работала в Бискамжинской средней школе учителем биологии Раиса Григорьевна Косик. С необычайным теплом вспоминает она первые годы работы здесь, помнит всех своих учеников.
- До 1965 года школа, в которой учились наши ребятишки, представляла собой деревянный барак. Отопление было печное. Печь топили дровами, и это было обязанностью школьного сторожа. Классы были небольшими, но места хватало для всех, хотя детей было много, занятия мы проводили в две смены, помню, что даже четыре пятых класса пришлось делать. При школе был и интернат, в котором жили дети со станции Шора. Первый выпуск десятиклассников был в 1961 году.
5
Это стало радостным и волнующим событием для Бискамжи. Валентина Яковлевна Канивец с дочерью приехала на более-менее обжитое место в 1955 году. Приехала к мужу, который уже включился в строительство поселка. Нашлось дело и ее хлопотливым рукам. Вместе с другими копала ямы под высоковольтные столбы, засыпала гравием площадки под строительство жилья. Двадцать лет проработала Валентина Яковлевна в локомотивном депо станции Бискамжа.
Все новые и новые добровольцы направлялись на строительство - прокладка железнодорожного полотна требовала множества рабочих рук. Тогда приехали сюда нынешние старожилы В. П. Черноокова, Д.С. и М. М. Максимовы, К. И. Михеева, А. П. Шамарина, Л.Г. Строева. Многие вспоминают, что работа была не из легких - вспухали на нежных девчоночьих руках кровавые мозоли, по ночам они плакали в подушку - но утром с улыбкой вновь мужественно шли возводить железнодорожное полотно.
- И откуда только силы брались - и сегодня удивляются они - Но мы жили яркой, насыщенной жизнью, бегали вечерами на танцы, принимали участие в художественной самодеятельности, ездили на смотры в Новокузнецк, создавали семьи, воспитывали детей. И, знаете, ни на секунду никто из нас не усомнился в правильности выбранного решения. То, что мы приехали в Бискамжу, было велением времени. Но этот поселок стал нашей судьбой.
ДОРОГА ЖЕЛЕЗНАЯ КАК НИТОЧКА ТЯНЕТСЯ.
Железная дорога - сердце Бискамжи. И бьется оно уверенно и ровно. Железная дорога - рабочие места поселка, основные профессии, главное занятие взрослого населения Бискамжи. С 1959 года жизнь в поселке неразрывно связана стальными нитями путей, бесперебойным ритмом поездов. Сегодня станция Бискамжа пропускает 24 пары поездов за сутки. Составы, груженные рудой, порожняк, пассажирский и пригородный составы идут на станции Тея, Абаза, Камышта. Беспокойное хозяйство, где требуется скрупулезная точность, предельное внимание, постоянная забота. Погодные условия здесь достаточно сложные. Зимой выпадает большое количество снега, и этот участок не зря называют лавиноопасным. Снежные обвалы, бывало, засыпали поезда на перегонах а высота снежных заносов временами была такой, что не только стрелок, но и карликовых светофоров не было видно.
В 1991 году для того, чтобы обеспечить бесперебойное движение поездов, началось строительство второго пути «Нанчхульского тоннеля». Строительство вело ЗАО «Тоннель» -- 18 отряд «БАМ Тоннельстроя». БАМовцы приехали с Северомуйска. Строительство продолжалось 10 лет, и 25 декабря 2001 года был сдан в эксплуатацию второй путь «Нанчхульского тоннеля». Но работники ЗАО «Тоннель», приехавшие сюда «на время» в большинстве своем остались жить здесь. Сегодня их временный поселок «Ясная Поляна» рекультивирован, а в Бискамже ведется строительство новых, капитальных домов - ведь около 40
6
семей БАМовцев теперь тоже считаются коренными жителями Бискамжи.
- Думали, что проведем здесь не больше десяти лет, а задержались на восемнадцать, и уезжать не хочется - признаются они - жить здесь можно, у людей работа есть, поселок развивается, для детей сразу столько занятий можно найти - куда еще уезжать, от добра добра не ищут. А уж тайга вокруг…
И подспорье, и отдых. Такие здесь красивые и благодатные места. Ключи целебные, разнотравье, кедры звенящие…Кажется, век проживи - и все будет мало…
7
Заключение.
Сегодня Бискамжа - современный, красивый поселок.
Само название «Бискамжа» переводят с шорского как «пять логов». Сухой лог, Медвежий лог, Аян, Четвертая ветка, Маяк - пясть, украшенная красивыми, крепкими домами с ровной линией жизни, которой стала железная дорога. И хотя, кажется, можно сказать, что полвека для поселка совсем не возраст, живущие здесь люди уверены - это целая эпоха. Воспоминания первых людей строивших в глухой тайге островок новой светлой жизни, сегодня - уже история. И тем ценнее эти крупицы.. Самые яркие грани этой картины - люди.
Я считаю, что наш поселок, несмотря на небольшой возраст, богат традициями. У нас здесь как будто маленькая теплая шкатулка. И секретов в ней нет - просто все люди открываются с добротой. Очень много семейных традиций. Если бы вы хоть раз приняли участие в поселковых конкурсах, то сразу поняли бы, насколько интересные люди, все, без исключения, живут в Бискамже.
8
Литература:
-
; Асочаков А.Н., Бурнаков П.П., Аскизский район -Н., 2007.
-
Сагалаков Н.У., Еремин Л.В., Организация краеведческой учебно - исследовательской деятельности в школе - А.,2008.
-
Торосов. В. Город Абакан - А.,1994 г.
9