Приложение к рабочей программе, 7 класс география

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № 1

Номенклатура

Материки, части света, крупные острова, архипелаги

Маршруты важнейших путешествий

Материки, океаны

Самые крупные литосферные плиты

Влк.: Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма

Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды

Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское,

Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.

Океаны, материки

Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения.)

Крупные порты, районы добычи.

- моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

М. Игольный

М. Альмади

М.Рас-Хафун

М. Рас-Энгела

Средиземное море, Красное море

Персидский залив Гвинейский залив

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали,

О. Мадагаскар

Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров

Восточно-Африканское плоскогорье

Ливийская пустыня

Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения

Горы Атлас

Драконовы горы, Камерун

П-ов Сомали

О. Мадагаскар

Эфиопское нагорье

Реки: Нил, Конго

Озера: Чад, Таганьика, Виктория

Водопад Виктория

Природные зоны

Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.

Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.

М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт

Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая

Каледония, о-ва Меланезии.

Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос

Плоскогорья: Бразильское, Гвианское. Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская. Анды.

Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.

Озера: Титикака, Маракайбо.

Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес. Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго

Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.

Полярные станции.

П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские,

Алеутские Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.

Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро

Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана

Мысы: Челюскин, Дежнева.

П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.

Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.

Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.

О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.

Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья. Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.

Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Основные страны материка, их столицы.

Страны, столицы и крупные города.

Страны, столицы, крупные города

Приложение № 2

Критерии выставления отметок:

1. Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

Оценку «4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

Оценку «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

Оценку «2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

2. Критерии оценки письменного ответа:

  • «5» - выполнил всё задание правильно;

  • «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;

  • «3» - часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

  • «2» - почти ничего не смог выполнить правильно;

  • «1» - вообще не выполнил задание.

3. Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.

4. Выполнение тестовых заданий.

Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом). Критерии оценок: «5»: 23-25 (90 - 100% от общего числа баллов); «4»: 18-22 (70 - 89%); «3»: 15-17 (50 - 69%).


Приложение № 3


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Приложение 4


Практическая работа № 1

Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и др.), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох

Цели работы:

1. Познакомиться с существующими источниками географической информации.

2. В процессе самостоятельной работы с картами, дневниками

путешествий, справочниками, словарями и другими имеющимися источниками географической информации изучить основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении, составить «летопись» наиболее важных исторических путешествий разных исторических эпох.

Последовательность выполнения работы

  1. Оргмомент. Учитель делит класс на группы (5 или 6) и предлагает следующее задание.

Дорогие друзья! Каждый из вас в составе своей группы (экспедиции) получает задание пройти по следам одного из наиболее важных путешествий различных исторических эпох и составить «летопись» путешествия (отчет о проделанной работе). Группа выбирает руководителя - начальника экспедиции. Начальник экспедиции распределяет обязанности внутри группы, контролирует выполнение заданий, осуществляет помощь, оценивает работу участников экспедиции. Решать поставленные перед группой задачи вы будете самостоятельно, используя различные источники географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и другие источники географических знаний, имеющиеся дома или в библиотеке). Экспедиция отправляется в путь немедленно. Время возвращения - следующий урок, к которому в дневнике экспедиции должен быть готов письменный отчет о проделанной работе (один на группу). На контурную карту каждый участник экспедиции наносит ее маршрут. (Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.) Кроме того, вы должны быть готовы познакомить учащихся класса с результатами своей работы. Для этого определите план и объем выступления (время выступления

    1. мин), назначьте выступающего.

  1. В ходе заслушивания отчетов каждый ученик класса составляет в тетради «летопись» наиболее важных путешествий различных географических эпох в форме таблицы и прокладывает на контурной карте маршруты экспедиций.

Период времени

Имя путешественника, исследователя

Вклад в географическую науку

Таким образом, в результате оцениваются умения работать с к/к, заполнять таблицу, анализировать текст учебника и дополнительную литературу, делать сообщения на заданную тему. Поэтому можно ставить за данную работу по две оценки тем учащимся, которые успешно выполнили задание в своей группе и успешно справились с заполнением общей таблицы.

Путевой дневник участников экспедиции № 1

Наша группа получила задание пройти по следам экспедиции Христофора Колумба.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе

Путевой дневник участников экспедиции № 2

Наша группа получила задание пройти по следам экспедиции португальского мореплавателя Васко да Гама.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе

Путевой дневник участников экспедиции № 3

Наша группа получила задание совершить кругосветное плавание по следам экспедиции Фернана Магеллана.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе

Путевой дневник участников экспедиции № 4

Наша группа получила задание совершить путешествие по следам экспедиции, которую возглавлял английский мореплаватель Джеймс Кук.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе

Путевой дневник участников экспедиции № 5

Наша группа получила задание совершить путешествие по следам Первой русской антарктической экспедиции, которую возглавляли русские путешественники Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе

Путевой дневник участников экспедиции № 6

Наша группа получила задание совершить путешествие по следам английской экспедиции на судне «Челленджер».

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе

Таким образом работа выполняется в несколько этапов: в классе, дома. В классе учащиеся работают в группах и занимаются достаточно много времени и индивидуально (по заданиям), когда в тетрадях записывают самое важное из отчетов других групп. Оценки выставляются поэтапно: вначале тем, кто наиболее активен и быстрее всех завершил работу, всем остальным - после того, как работа завершена дома.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «Определение по картам и глобусу расстояния между точками в градусах и километрах» .

(письменно)

Цель работы:формирование умений определять расстояние между двумя точками в градусах и километрах.

1. Определите протяженность Африки в километрах с севера на юг по 20"в. д. и с запада на восток по экватору.

Решение:

1) 32° +35" =67°,в l° ~ 111 км,

2) 111 * 67° = 7437(км)

1)43° -9" =34°, в 1º~111 км

2)111*34 =3774 км

Ответ: протяженность Африки с севера на юг по 20° в. д. 7437 км; с запада на восток по экватору 3774 км.

2. Определите протяженность Южной Америки по экватору и с севера на юг по 70° з. д.

Решение

1).81 ° - 53 ° = 28",в 1"~111 км

2)111 * 28 = 3108 км

1)13 ° + 56" = 69 °, в 1"~111 км

2)111 * 69 " = 7659 км

Ответ: Протяженность Южной Америки по экватору 3108 км и с севера на юг по 70" з. д. 7659 км

Самостоятельно:

Определить протяженность Южной Америки с запада на восток по 10° с. ш. и с севера на юг по 60° з. д.

Решение:

I) 77 " - 61" = 16", в 1"~111 км

2 ). 11 1 • 16" =1776 км

I). 8е + 38 " = 46 °, в 1" ~111 км

2)111 * 46 =5106 км

Ответ: Протяженность Южной Америки с запада на восток по 10° с. ш. 1776 км и с севера на юг по 60" з. д. 5106 км.

Практическая работа № 3. Определение по карте направление передвижения литосферных плит и предположения о размещении материков и океанов через миллионы лет.

Цель работы. Формирование представлений о гипотезе дрейфа материков А. Вегенера и изменениях, происходящих в природе Земли.

Задание 1. Сравните карты на рисунках 1,2. Составьте рассказ о направлениях перемещения материков. Подумайте, почему материки движутся. Сформулируйте с помощью учителя суть гипотезы дрейфа материков А. Вегенера.

Сделайте общий вывод о сущности гипотезы А. Вегенера. Чем вызваны изменения, происходящие в строении земной коры?

Приложение к рабочей программе, 7 класс географияПриложение к рабочей программе, 7 класс география

Рис. 2. Современное расположение материков и океанов

Рис. 1. Древнейшие материки: а - Пангея (200 млн лет назад); б - Лавразия и Гондва на (180 млн лет назад)

Задание 2. Используя рисунок определите географическое положение и подпишите на контурной карте Евразиатскую, Северо-Американскую, Южно-Американскую, Антарктическую, Индо-Австралийскую литосферные плиты.

Задание 3. Приведите примеры:

а) расхождения литосферных плит;

б) столкновения литосферных плит;

в) уже сформированных и формирующихся сейсмических поясов.

Задание 4. Вырежьте из картона все 6 материков и постарайтесь сложить из них первичный материк Пангею. Какие материки по своей форме подходят друг к другу? Как вы это можете объяснить?

Рис. 3. Литосферные плиты

Приложение к рабочей программе, 7 класс география

Практическая работа № 4

Выделение на карте побережий и шельфа как особых природных комплексов

Цели работы:

1. Выделить природные комплексы.

2. Учиться работать с дополнительными источниками географической информации, выделять главное, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Изучив предложенную дополнительную информацию, кратко в тетради ответьте на вопрос: что послужило причиной выделения побережий и шельфа Мирового океана как особых комплексов?

  2. На контурной карте выделите побережье и шельф одного из океанов (по вашему выбору).

  3. На побережье и на шельфе океана условными знаками (легенду карты придумайте самостоятельно) покажите некоторые районы наиболее интенсивного взаимодействия человека и окружающей среды. Это могут быть основные районы рыбного промысла, основные районы добычи полезных ископаемых, крупнейшие порты, основные транспортные пути, районы отдыха и туризма и т.д.

Справочная информация

Ныне из 102 городов-миллионеров 57 расположены на берегу или в непосредственной близости от него. Из 136 столиц государств, выходящих к морю, 79 располагаются непосредственно на побережье или в эстуариях крупных рек, доступных для морского судоходства.

В береговой зоне человек использует минеральные, биологические, энергетические и рекреационные ресурсы.

Ежегодная мировая добыча россыпей на берегах дает примерно 50 млн долларов и приходится главным образом на олово, алмазы, железный и титановый пески. Береговая зона располагает запасами строительных материалов, прежде всего песка и гравия, ракушечника.

Из морской воды добывают 1/5 мирового производства соли, свыше 2/3 брома, магния и его соединений, более половины «вырабатываемой» пресной воды. Нефть и газ также добывают в основном в пределах береговой зоны. Бурное развитие нефтепромыслов привело к тому, что в неглубоких водах, например, Персидского залива сосредоточено множество кранов, буровых вышек, плавучих заводов.

Большое значение имеет использование энергии приливов и отливов для получения электроэнергии на приливных электростанциях.

Не менее важно рекреационное использование береговой зоны. Миллионы людей в различных странах мира отдыхают на берегах морей.

Одна из достопримечательностей береговой зоны - материальные и прежде всего духовные богатства ранних культур. Ценные открытия и находки сделаны археологами и подводниками при изучении мелководий.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 «Определение координат крайних точек, протяженность, определение географического положения».

(письменно)

Цель работы: выявление особенностей географического положения материка: развитие умений комплексного использования физической и контурной карт.

1. Африка относительно экватора расположена в Северном и Южном полушариях. Относительно меридиана большая часть материка находится в восточном полушарии. Северные и южные тропики пересекают Африку.

2..Крайние точки.

а). Северная- м. Рас - Энгела - 37 " с. ш.,10 ° в. д

б) .Южная - м. Игольный - 35 " ю. ш.,20° в. д

в). Западная - м .Альмади - 15" ели ,18 ° в.д

г) .Восточная -м. Рас - Хафун - 10' с. ш.,51 в.д

(д). Определить протяженность Африки с севера на юг по 20° в. д и сзапада на восток по 10° с ш.

1.1). 33 ° + 34 ° = 67 °, в 1 ° * 111 км . 2)111*67 (),= 7437 км

2.1) 51 ° + 14 " = 65 °,в 1~ 111 км

2 ). 111 * 65 = 7215 км Ответ: 7437 км протяженность Африки с севера на юг по 20° в. д и 7215 км с запада на восток по 10° с. ш.

3. Африка расположена в Субтропическом, субэкваториальном, экваториальном, тропическом поясах.

4. Африку омывает Атлантический, Индийский океаны, а так же Средиземное и Красное моря.

5. Африка соединяется Суэтским перешейком с Европой.

Практическая работа № 6

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Цели работы:

1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых.

2. Учиться правильно работать с контурной картой.

Последовательность выполнения работы

  1. Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка: горы - Атлас, Капские, Драконовы, нагорья -Ахаггар, Тибести, Эфиопское; плоскогорье Восточно-Африканское; вулкан Килиманджаро.Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.

  2. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

  1. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.

  2. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.

  3. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 «Описание природных условий населения, хозяйственной деятельности одной из стран Африки».

(письменно)

Цель работы: формирование умений, используя различные карты атласа, составить краткую характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности.

План описания:

1. Определить ареал распространения.

2. Рельеф и полезные ископаемые.

3. Климат и внутренние волы (температура января, июля, осадки).

4. Почвы, растительный и животный мир

5. Численность населения.

6. Хозяйственная деятельность и особенности быта.

7. Влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду.

1 вариант - арабы.

1. Арабские народы проживают в Африке на севере материка, вдоль Красного, Средиземного морей до берегов Атлантического океана.

2. Арабы проживают в Ливийской пустыне, на низменных участках береговой линии материка, в горах Атлас, в нагорьях Ахаггар, Тибести, на большей территории Сахары. Территория богата полезными ископаемыми: нефть, газ, железные руды, фосфориты, полиметаллические руды, марганцевые руды.

3. Арабы проживают в тропическом климатическом поясе: температура июля +32 С, температура января +16 С, количество осадков от 250 до 100 и менее мм. Территория проживания арабов не богата внутренними водами, только в восточной части протекает река Нил, озер нет.

4. Почвы: пусгынные, тропических и субтропических поясов; каштановые сухих степей; коричневые и серо-коричневые ксерофитных лесов и кустарниковых степей, встречаются солончаки и солонцы. Животные: антилопа каина, газель, вараны, верблюды, фламинго, лисица-фенек, леопарды.

Растительность скудная, а местами её нет совеем.

5. Плотность населения: на побережье Средиземного моря от 100 человек до 10 человек на 1 кв. км, далее менее 1 чел. на 1 кв. км, имеются
территории незаселённые людьми.

6. Вдоль побережья население занимается рыболовством, имеются крупные морские порты, обрабатываются земли, выращивают цитрусовые, вдоль устья реки Нил - хлопчатник, крупные районы распространения финиковых пальм, имеются пастбища ( овцы, козы), очаги обрабатываемых земель, а также земли малоиспользуемые и неиспользуемые.

7. Природа сильно пострадала от хозяйственной деятельности человека. Одна из трудностей борьба с движущимися песками. Разработан проект создания «Зелёного пояса»

2 вариант - Банту.

1. Народы байту проживают на юге материка, преимущественно в ЮАР, Мозамбике, Заире. Анголе.

2. Большая часть территории равнинное плато, которое постепенно ступенями повышается к югу и востоку, сменяясь горами: Капские, Драконовы.

Полезные ископаемые: одно из первых мест в мире по запасам и добыче алмазов, золота, платины, урановых, медных, железных руд; имеются также кобальтовые руды, асбест, хромовые руды, оловянные руды.

3. Народы банту проживают на территории тропического и субэкваториального климатического поясов: средняя температура июля от +8 до + 16 С, средняя температура, января от +24 С до + 16 С, осадков от 1000 до 500 мм в год, местами до 2000 мм. Территория богата внутренними водами: реки Лимпопо, Замбези, водопад Виктория, озёра Ньяса, Танганьика.

4. Почвы: коричнево-красные ферраллигизированные ксерофитных лесов и кустарников, коричневые и серо-коричневые ксерофитных лесов и кустарниковых степей, красно-бурых саванн.

Растительность саванн.

Животный мир: антилопы гну, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги,львы, леопарды.

5. Очагами плотность населения от 10 до 100 человек на 1 кв. км до менее 1 человека на 1 кв. км.

6. Народы банту заняты фермерским хозяйством, выращивают кукурузу, пшеницу, бобовые, сахарный тростник, цитрусовые, хлопчатник, разводят овец и крупный рогатый скот, много фабрик и заводов, быстро развивается промышленность, народ занимается охотой и рыболовством.

7. Число диких животных заметно сократилось и многие виды почти исчезли, особенно сократилось количество травоядных. Созданы заповедники и национальные парки. (Крупный национальный парк - Кригер).

Практическая работа № 8

Сравнение географического положения Австралии и Африки

Цель работы:

  1. Сравнить географическое положение Австралии и Африки.

  2. Определить черты сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

  3. Выявить степень природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

  4. Научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.

Последовательность выполнения работы

I. Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

Учащиеся используют план характеристики ФГП материка, полученный при выполнении практической работы № 8.

II. Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико-географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.

Особенности ФГП материка

Особенности природы

1 Материк почти посередине пересекается Южным тропиком

2. Слабая изрезанность береговой линии

Приложение к рабочей программе, 7 класс география

С какой частью Африки Австралия имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сходство?

Краткий вывод запишите в тетрадь.

Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

Причины

сходства или различия

1. Какая тектоническая структура лежит в основании материка?

2. Какие формы рельефа преобладают?

3. Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены)

4. Высочайшая вершина материка

5. Наличие действующих вулканов, областей землетрясений

6. Наличие современного оледенения


Практическая работа № 9

Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки

Цели работы:

  1. Установить особенности географического положения Южной Америки.

  2. Совершенствовать свое умение описывать географическое положение материка по карте и типовому плану.

  3. Учиться сравнивать географическое положение двух материков, делать на основе проведенного сравнения вывод о сходстве и различии их природы.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите географическое положение материка Южная Америка, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определениюФГП материка по типовому плану сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

  2. Сравните географическое положение Южной Америки с географическим положением Африки. Как отразится на природе Южной Америки ее большее по сравнению с Африкой смешение к югу?


Приложение к рабочей программе, 7 класс география




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

«Описание крупных речных систем Южной Америки, оценка возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов рек».

(письменно)

Цель работы: формирование умений, используя карты атласа, составлять описание крупных речных систем. План описания реки:

1. В какой части материка течёт?

2. Где берёт начало? Куда впадает? К бассейну какого океана относится?

3. В каком направлении течёт? Длина реки.

4. Объясните зависимость характера течения от рельефа.

5. Определите источники питания реки.

6. Каков режим реки и как он зависит от климата.

7. Хозяйственной использование реки. Река Амазонка.

1. Течёт в северной части материка.

2. Начало реки - это слияние рек Мараньон и Укаяли, впадает в Атлантический океан. Относится к бассейну Атлантического океана.

3. Амазонка течёт с запада на восток

4. Река течёт по низменности, длина амазонки 6400 км.

5. Источники питания: ледниковое, дождевое.

6. Подъём воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года. Это несколько сглаживает колебания уровня Амазонки, поэтому она полноводна весь год.

7. В пойме реки Амазонки выращиваются каучуконосы. В хозяйственных целях используют для судоходства. В водах реки водятся хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба тирука, живут кайманы, пресноводные дельфины.

Практическая работа № 11

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения

Цели работы:

1. Показать разнообразие климата внутри одного климатического пояса, выявить причины, обусловившие это разнообразие.

Оценить климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Проверить и оценить свое умение самостоятельно анализировать тематические карты, проводить сравнение климатов, выделять черты сходства и различия.

Последовательность выполнения работы

Бариант 1 Вариант 2

Сравнить климат полуостровов

Сравнить климат полуостровов Аляска и Лабрадор Флорида и Калифорния

Используя прием наложения карт (физическая карта Северной Америки, климатическая карта Северной Америки, климатические пояса и области мира), сравните климат двух предложенных территорий.

Результаты сравнения можно отразить в виде таблицы в тетради или на контурной карте.

Вариант 1

Территория

Средняя t,С

Годовое кол-во осадков, мм

Режим

осадков

Климатический

пояс

Тип климата

января

июля

П-ов Аляска


П-ов Лабрадор


Причины, обусловившие различия климата в пределах одного климатического пояса:

Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий:

Вариант 2

Территория

Средняя t, °С

Годовое кол-во осадков,

Режим

осадков

Климатический пояс

Тип

климата

января

июля

мм

П-ов Флорида


П-ов Калифорния


Причины, обусловившие различия климата в пределах одного климатического пояса:

Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий:

На контурной карте

  1. Подписать территории, климат которых сравнивается.

  2. Обозначить климатический пояс, в пределах которого расположены сравниваемые территории, указать тип климата.

  3. Указать преобладающие воздушные массы, стрелками показать направления постоянных ветров.

  4. Провести изотермы средних январских и средних июльских температур воздуха.

  5. Указать абсолютный максимум и абсолютный минимум температур.

  6. Цветовым фоном показать годовое количество осадков.

  7. Указать режим выпадения осадков.

  8. Обозначить течения у берегов сравниваемых территорий.

  9. В тетради записать краткий вывод о причинах, обусловивших различия климата в пределах одного климатического пояса. Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий?

Практическая работа №12

Характеристика одной из стран (по контурной карте)
Пользуясь разными картами атласа, дайте характеристику страны:

Мексика - Канада картографическим способом. На к/к нанести особенности стран в соответствии с планом описания страны.

Географическое положение (границы, соседи, моря, океаны);

Рельеф и полезные ископаемые;

Реки и озера;

Границы климатических поясов;

Штриховкой природные зоны;

Крупные города;

Условно, что выращивают, кого разводят;

Выделить территории, наиболее освоенные человеком.

Практическая работа № 13

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки


Цели работы:

1. Сравнить климат Евразии с климатом Северной Америки. Определить типы климата Евразии по климатограммам, оценить климатические условия для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

Последовательностьвыполнения работы

1. Рассмотрев климатические карты Евразии и Северной Америки, карту «Климатические пояса и области мира», сравните климат Евразии и Северной Америки по плану (устно):

а) в каких климатических поясах расположены материки;

б) сравните показатели абсолютных температур;

в) на каком материке засушливые области и области наибольшего выпадения осадков занимают большую площадь.

2. Сделайте вывод, на каком материке климат более разнообразен. Приведите конкретные примеры, объясните причины разнообразия климата Евразии. Краткий вывод с примерами и объяснением разнообразия климата Евразии запишите в тетрадь.

3. Определите типы климата Евразии по климатограммам (учебник, рис. 95, с. 212).

4. В результате сопоставления данных климатограмм с климатической картой Евразии, картой «Климатические пояса и области мира» определите тип климата.

5. Оцените климатические условия для жизни людей и их хозяйственной деятельности для каждого из пунктов.

6. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Мах t

(месяц)

Mint

(месяц)

Амплитуда t

Количество

Режим выпадения осадков

Тип

климата

Оценка

условий для жизни и хоз. деятельности людей



Практическая работа № 14

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения

Цели работы:

1. Сравнить природные зоны в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели. Выявить черты сходства и различий в чередовании зон, степени их антропогенного изменения.

2. Проверить и оценить умение выявлять причины, обусловившие чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка.

Последовательность выполнения работы

  1. Пользуясь картами природных зон Евразии и Северной Америки, выпишите в тетрадь все природные зоны этих материков с запада на восток по 40-й параллели.

Евразия:

Северная Америка:

  1. Подчеркните природные зоны, имеющиеся только на одном из материков.

  2. Сделайте вывод о причинах отсутствия той или иной природной зоны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

По линии 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка есть сходные природные зоны, например жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Какие вы видите различия в характере расположения этих природных зон? Каковы причины этих различий? Краткий вывод запишите в тетрадь.

4. Сделайтеобщий вывод, от каких причин зависит характер расположения природных зон.

16


© 2010-2022