Методическая разработка урока Горные породы, минералы по ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету

Методическая разработка урока Горные породы, минералы по ФГОС


.

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Котова Ольга Александровна

Район

Нижегородский

Место работы

ГКООУ Мореновская школа Зеленый Город

Должность

Учитель географии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

география

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников « Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина- М: Просвещение, 2011.

Тема учебного занятия

Литосфера

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

№ 2 в теме « Литосфера- твердая оболочка Земли»

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно - оценочную, организационно - деятельностную, нравственно - оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Открыть способ описания горных пород и разработать критерии их классификации.

Вовлечь учащихся в образовательную коммуникативную . деятельность по обсуждению характеристик различных видов горных пород. Создать условия для организации дискуссии по свойствам горных пород. Вовлечь уч-ся в рефлексивно-оценочную деятельность.

Овладеть теоретическими знаниями в области литосферы, горных пород.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Методическая разработка урока Горные породы, минералы по ФГОСЦель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель - предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся формулировать основные понятия по теме горные породы, литосфера.

Обучающиеся получат возможность научиться различать горные породы по составу. , свойствам и происхождению или научиться устанавливать причинно-следственные связи между происхождением и свойствами горных пород. ….

Цель - способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ работать в группах по видам горных пород.

Овладеют умением выделять основные признаки горных пород.

Обучающиеся получат возможность составлять таблицу свойств горных пород в практической работе.….

Цель - ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают ценность горных пород для человека, сформируют представление о значимости полезных ископаемых в жизни человека и необходимости их рационального использования.

Обучающиеся получат возможность для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознания необходимости сохранения горных пород и минералов и рационального их использования.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт работы с учебником, в парах, составлению таблиц.…….;

- знают понятия литосфера, минералы, горные породы, мантия, магма, земная кора, внутренние и внешние силы Земли- могут определять элементы внутреннего строения Земли…….;

- могут сравнивать различные образцы горных пород по внешним свойствам ,

;

- могут оценивать работу в группах .

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

тестирование

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку


Учебно - информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно - информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

: базовый учебник География 5-6 «Полярная Звезда» Алексеев А.И., Николина В.В., и др.,Тренажер 5


Техническое обеспечение

-необходимое оборудование: настенная карта физическая карта мира, коллекция горных пород и минералов, презентация.

-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт


Учитель приветствует учащихся,

проверяет готовность учащихся к

уроку.

Ребята, мы продолжаем изучать

Особенности строения Земли.

Давайте вспомним:

-Что такое литосфера?

-Что называется внутренними си

Лами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил?

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

-Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами?

Учащиеся приветствуют учителя.

Контролируют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Отвечают на поставленные вопросы



Предлагают свои варианты ответов, вступают в диалог, проговаривают и осознают цели урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся



1.3. Создание проблемной ситуации


2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование


Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Правильно, тема нашего урока- «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» Теперь с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами.


- Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

-Где еще можно встретить горные породы?

- Сколько минералов может входить в состав горных пород?

- Чтобы более точно ответить на эти вопросы, обратитесь к тексту учебника стр.71


Ребята, сейчас вы будете в роли геологов, которые открыли большие залежи горных пород и полезных ископаемых.

Сейчас каждая группа получит коллекцию горных пород и минералов и выполнит практическую работу.

Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.



Учитель задает вопрос:

- какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему?

- какие образовались в земной коре

- какие горные породы появились из магмы?

- какие процессы действуют на них на Земле ?


(Ответы пишутся на интерактивной доске )

Учитель подводит к выводу: все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались.

Учитель формулирует задания для учеников, корректирует их работу:

- выберите и рассмотрите горные породы и минералы вашей группы



Заполните с помощью учебника таблицу

Демонстрирует слйды с образцами горных пород

Формулирует вопросы и корректирует ответы:

- на какие три группы делят все горные пород

-какими свойствами обладают горные породы вашей группы

-на ваш взгляд, в чем еще их отличия


- А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хоз. Деятельности?

Обратимся к тексту учебника на стр. 72-73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые.

Выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод.:

Почти все горные породы человек использует в хозяйственной деятельности.

Добывая их, человек должен помнить:1-полезные ископаемые исчерпаемы- их нужно бережно использовать.2- после добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок- засыпать

шахты, карьеры.


Учитель подводит итог, загадывая загадки. Ребята должны определить какие горные породы можно отнести к осадочным, магматическим и метаморфическим.

-Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, а сделать миску или вазу- она понадобится сразу.

- Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

- Кто сперва в воде родится, а потом воды боится?

-Белый как сахар, но не сладкий, пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься

-Росли на болоте растения- стали топливом и удобрением


Учащиеся проговаривают тему урока, работают с текстом учебника на стр. 71, выясняют: что такое минералы, горные породы, записывают тему урока и определения в тетрадь.






Учащиеся читают текст, предлагают ответы на заданные вопросы.





Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие- в их происхождении. Работают в группе, совещаясь, заполняют таблицу.









Предлагают свои варианты ответов:

Излились из вулканов , разрушились водой, ветром.









Просматривают, сравнивают горные

породы, предложенные для работы




Выполняют практикум при помощи учебника, образование горных пород по группам:

  1. Магматические

  2. Метаморфические

  3. осадочные







Рассуждения учеников, выявление причинно-следственных связей. Формулируют ответ, применяя знания.













Выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь











Ребята отгадывают загадки, обобщают и закрепляют полученные знания.



















Выполняют тестовые задания самостоятельно, оценивают себя по данным критериям.





2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий


Учитель задаёт вопросы:


О чем мы говорили на уроке?

Все ли было понятно на уроке?

Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?


За урок все учащиеся получают по 1 оценке за характеристику горной породы в практической работе, некоторые дополнительно за ответы и за загадки.


Учитель задает домашнее задание:


Составить синквейн о любой горной породе

Найти в любых источниках информацию о полезных ископаемы нижегородской области.






Отвечают на вопросы в тетрадях










Ребята записывают дом. Задание в тетрадь.



3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

ГМетодическая разработка урока Горные породы, минералы по ФГОСБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

© 2010-2022