Статья Работа с одаренными учащимися

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными учащимися

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который имеет более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеет доминирующую активную познавательную потребность; испытывает радость от добывания знаний, умственного труда.

На своих уроках создаю максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей. На каждом уроке стараюсь стимулировать их творческую деятельность, использовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми, учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.

К каждой теме курса имеются задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности:

  • приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;

  • проведение анализа с последующими выводами;

  • раскрытие причинно - следственных связей;
    а) выявление причин и следствий;
    б) установление единичных и общих связей;
    в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений;
    г) группировке связей по их генезису;

  • формирование приемов обобщений с последующими выводами;

  • формирование приемов классификации;

  • выдвижение гипотез и их защита;

  • создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем или личному плану;

  • составление текста с географическими ошибками.

  • составление графических схем по определенной теме

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важных аспектов моей деятельности. Независимо от того, каков источник и уровень способностей и одаренности, необходима ее диагностика, которой я отвожу большое место при планировании учебной работы. В своей практике использую разнообразные виды диагностирования с целью повышения эффективности процесса обучения именно за счет знания индивидуальных возможностей учеников.

Так в 9-11 классах планирую работу в классе обязательно с учетом индивидуальных способов учения учащихся класса. Для этого с помощью специальной матрицы провожу анкетирование по выявлению степени предпочтения тех или иных видов деятельности: по видам занятий, по видам взаимодействия в классе при усвоении учебного материала, по способам работы с учебным материалом, по видам учебной деятельности. Каждый ученик класса в баллах оценивает наиболее предпочитаемые им виды деятельности. Анализ такой матриц позволяет мне проектировать урок. Проанализировав данную анкету, я вижу, для кого из учеников предполагаемая работа может оказаться сложной, а кто может выступать в качестве консультанта, помощника учителем. Возможно, следует организовать работу в парах или проблемных группах для совместного творческого поиска. Определяются дети, готовые к самостоятельной поисковой деятельности, требующие более углубленной индивидуальной работы по развитию их учебных и творческих способностей. Использование результатов данной диагностики позволяет мне найти место на уроке для каждого ученика в зависимости от его способностей и уровня интереса к учению.

Обязательным в моей работе является диагностирование учеников для определения уровня учебной мотивации и интереса к предмету география. Для этого использую различные варианты анкетирования по определению комфортности на уроке, интереса к предмету, к изучению отдельных тем (создана копилка анкет). Итогом такого мини-исследования является составление списка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации, для планирования более эффективной работы. Увидев класс в целом по степени учебной мотивации, строю урок, используя разные приемы повышения уровня заинтересованности учеников.

Моим помощником при диагностике учащихся является школьный психолог. Так совместно с психологом проводится диагностика познавательной сферы учеников 6-9 классов. С помощью специальных методик определяется уровень мышления, памяти, внимания, воображения. Результаты диагностики обязательно учитываю при определении приемов деятельности на уроках и внеклассной работе, при планировании работы как классный руководитель. Итоги тестирования обсуждаются психологом с родителями на родительском собрании, даются рекомендации.

Интересные и полезные результаты дает тестирование в 7-9 классах по диагностике умственного развития подростков Качественный анализ результатов теста совместно с психологом дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие отдельного ученика.

Используемые диагностические исследования позволяют определить детей с высоким уровнем способностей и интересом к различным видам деятельности. Очень часто в результате такой работы дети неожиданно «раскрываются» учителю. Безусловно, данная работа занимает немало времени, однако и дает хороший результат. Умело используя данные диагностики, можно помочь ребенку развивать и реализовывать его способности, которые возможно станут его талантом.

Литература

  1. Бурменская Г.Д. Одаренные дети. - М., Прогресс,

  2. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.

  3. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психо- М.: «Владос», 2001

  5. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока.- Ростов н/Д: «Учитель» , 2003




© 2010-2022