Конспект урока на тему: Структура, принципы и факторы размещения. Кластеры. 9класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №18

Тема: Структура, принципы и факторы размещения. Кластеры.

Цель:

Обучающая: Обеспечить усвоение знаний о структуре промышленности, принципах и факторах размещения отраслей промышленности по территории Республики Казахстан.

Развивающая: Способствовать поднятию мотивации к самообразованию и самореализации при изучении отрасли промышленности;

Воспитывающая: Содействовать проявлению активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств

Знать: принципы, факторы размещения

Уметь: определять факторы и принципы размещения отраслей.

Тип урока: комбинированный

Дидактические средства: учебники, карта, атласы, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный момент Готовность к уроку. Психологический настрой. Постановка целей.

2.Актуализация знаний: Подготовка к ВОУД, ЕНТ. (Тест)

Проверка домашнего задания. Кроссворд. Разгадав кроссворд у вас получиться тема нашего сегодняшнего урока.

Вопросы:

1 Самостоятельный хозяйственный субъект « кирпичик», из которого сложено здание «

экономики предприятие

2. Объединяет однородные предприятия или учреждения, удовлетворяющие потребности

общества отрасль

3. Способ обеспечить средства существования для населения хозяйство

4. Хозяйственная деятельность населения экономика

5 Экономика, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции рыночная

6. Плата за ввозимый товар тариф (пошлина)

7. Экономика Казахстана, существовавшая до начала 1990х годов плановая

8. То же, что и профессия специальность

8. Качественный путь роста экономики интенсивный

10 Количественный путь роста экономики экстенсивный

11 Количество продукции, которую производит работник за единицу времени производительность

12. Затраты в тенге на производство единицы продукции себестоимость

13. Продукт труда товар

3.Изучение нового материала

-Ключевое слово нашего урока это промышленность. Давайте скажем, что такое промышленность, для этого я вам предлагаю из предложенных вам слов дать определение промышленности. Промышленность - ведущая отрасль, от которой зависит прогресс, экономическая и оборонная мощь страны. В настоящее время по объему производства промышленной продукции Казахстан среди стран СНГ занимает 3-е место после России и Украины.

Промышленность имеет сложную структуру. В промышленности как нигде больше всего

отраслей. Так в Казахстане их около 150, а во всем мире их 300. Причина в огромном

разнообразии продукции, потребляемой современным обществом. Для того, чтобы познакомиться с составом промышленности Казахстана рассмотрим (схему 6 стр.69).

Какие группы отраслей выделяют в промышленности?

Назовите отрасли производящие средства производства отрасли тяжелой промышленности или отрасли группы А.

Назовите отрасли, производящие товары потребления для населения отрасли легкой

промышленности или отрасли группы Б.

-Тяжелая промышленность является основой экономической мощи страны, источником роста жизненного уровня. В нее входят 75% всей промышленной продукции, к группе Б 25% промышленной продукции.

Профориентация: - уже вам нужно определяться с выбором профессии просмотрев схему вы можете определить для себя к какой отрасли у вас интерес. Ведь в будущем вам предстоит развивать экономику Казахстана. Среди продукции, выпускаемой добывающей промышленностью Казахстана, преобладают сырье, топливо и полуфабрикаты.

Казахстан по запасам многих полезных ископаемых занимает ведущие места в мире. По особенностям использования природных ресурсов промышленность также делиться на добывающую и обрабатывающую.

Каково значение промышленности в хозяйстве страны?

Класс делится на 2 группы

1 группа записывает продукцию тяжелой промышленности

2 группа записывает продукцию легкой промышленности

Просмотр видиоролика легкая промышленность

-Что же такое принципы и факторы размещения? Чем они отличаются?

Принципы -это правила необходимые для развития промышленности.

Факторы- это причины или условия развития.

Заполните таблицу, используя стр. 125-127 допол. литературы. Сравнить две отрасли нефтяную и швейную на стр.128 табл.15.

принципы (правила) размещения

факторы (условия) размещения

1.

2.

3.

Формы организации производства

  • Концентрация

  • Специализация

  • Кооперирование

  • Комбинирование

1группа найти определение терминам концентрация и специализация и привести пример.

2 группа кооперирование, комбинирование.

Кластер -это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций.

Возьмем за пример развитие кластера легкой промышленности нашего Тогузакского элеватора. И составим схему.

Зерно- Тогузакский элеватор -Обработка (сушка, хранение)- Мукомольные заводы (Костанай) Макаронные изделия (Костанай)-Хлебопекарни Карабалыкского района)- Потребители село Тогузак). Строится крупяной завод.

Вывод по уроку: таким образом, в экономике Казахстана ведущую роль играет промышленность. В частности тяжелая промышленность. Согласно структуре занятости, большая часть населения работает в производственной сфере, в структуре промышленности -в добывающих отраслях, поэтому в последнее время в Казахстане проводиться работа по увеличению доли обрабатывающей промышленности и уделяется большое внимание непроизводственной сфере.

Закрепление. Найди ошибку

Промышленность - ведущая отрасль, от которой зависит прогресс, экономическая и оборонная мощь страны. В настоящее время по объему производства промышленной продукции Казахстан среди стран СНГ занимает 1-е место. Легкая промышленность является основой экономической мощи страны, источником роста жизненного уровня. В нее входят 25% всей промышленной продукции. Химическая, машиностроительная, деревообрабатывающая отрасли относятся к легкой промышленности. Концентрация- форма общественного разделения труда , ограничение производственной деятельности предприятия выпуском определенных видов продукции.

Тест при наличии времени

Рефлексия:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

6.Домашнеее задание:

1. Параграф15

2. Подготовьте реферат «Крупнейшие предприятия своей области»







Приложение №1

Подготовка к ВОУД

1 вариант

1.География как наука зародилась в …

А) Древней Греции

В) Древнем Риме

С) Древне Китае

Д) Древнем Египте

Е)Древней Африке

2.Количество материков на земном шаре:

А) 3

В) 4

С) 5

Д)6

Е)7

3.Прибор определяющий стороны горизонта:

А) флюгер

В)нивелир

С)гигрометр

Д)барометр

Е) компас

4.Оболочка Земли, заселенная и измененная живыми организмами:

А)атмосфера

В)гидросфера

С) литосфера

Д) биосфера

Е)ноосфера

5.Самая большая на земном шаре континентальная пустыня:

А)Намиб

В)Атакама

С)Сахара

Д)Калахари

Е)Тар



Подготовка к ВОУД

2 вариант

1.В III в. до н.э. первым ввел термин «география»:

А)Геродот

В)Аристотель

С)Птолемей

Д)Эратосфен

Е)Жак Паганель

2.Модель Земли:

А)Карта

В)План

С)Теллурий

Д)Фотография земли сделанные с космоса

Е)Глобус

3.Самая полноводная река мира:

А)Нил

В)Нигер

С)Конго

Д)Амазонка

Е)Макензи

4.По величине Африка занимает….место:

А) 3

В)2

С)1

Д)6

Е)5

5.Водная оболочка Земли:

А)биосфера

В)атмосфера

С)литосфера

Д)гидросфера

Е)ноосфераимеРр



© 2010-2022