- Преподавателю
- География
- Элективный курс по краеведению 10-11 класс
Элективный курс по краеведению 10-11 класс
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белозерцева С.М. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Элективный курс
«Усть - Кутская земля».
11 класс
Составитель :
Белозерцева Светлана Милентьевна
учитель географии.
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Усть-Кутская земля» рассчитана на изучение географии Усть-Кутского МО во втором концентре (10-11 класса) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
-
Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
-
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;
-
Письмо министерства образования Иркутской области № 55-37-5064/14 от 04.06.2014 г. «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
-
Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.
-
Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2014-2015 уч. год;
В год - 34 часа (1часа в неделю, всего 34 часов)
Для реализации Рабочей программы используется учебно - методический комплект:
-
И.И. Баринова , Л.И. Елховская. «Внеурочная работа по географии» - М:, Просвещение,2010
-
И.С. Беркин, С.А. Филиппова, В.М. Бояркин, А.М. Наумова, Г.В. Руденко. Иркутская область (природные условия административных районов) - Иркутск. Издательство Иркут. ун-та, 2008.
.
Курс достаточно актуален на современном этапе развития общества, он направлен на знакомство учащихся с комплексными проблемами и задачами экономики Усть-Кутского Муниципального образования, требующими синтеза знаний различных предметных областей, а также ориентации в различных профессиональных сферах. Каждый учащийся должен знать край, где он живет, его экономические особенности и связи с другими регионами России. Так же способствует развитию личности обучающихся, их позитивных и созидательных способностей; формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности; помогает решать проблемы, связанные с выполнением в будущем определенной социальной роли (потребителя, пользователя, жителя), адаптации на рынке труда в нашем регионе.
Этот курс позволяет подойти к изучению своей родной местности с творческой стороны. Благодаря этому у учащихся поддерживается интерес к предмету, в результате чего они получают устойчивые знания и приоритеты по развитию родного края.
Цель данного курса состоит в формировании представлений и определении ориентиров развития Усть-Кутского Муниципального образования..
Задачи курса:
-
формирование углубленных знаний в областях физической и социально-экономической географии края, краеведения;
-
ориентация учащихся на географические знания и их влияние на общественную культуру, социально-экономические процессы и приоритеты развития территории.
-
ознакомление учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний и специфических способов деятельности (синтез, анализ, сравнение, абстрагирование, мониторинг, прогнозирование) в различных сферах;
-
развитие у учащихся умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономике региона, государственной и региональной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение;
-
ориентация в выборе профессии; ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельностью, используя возможности региона;
-
ориентация на социализацию подростков в общественной жизни;
Основу курса составляют личностно ориентированный, гуманистический, практико-ориентированный и интегративный принципы географии.
В ходе изучения данного курса возможно применение следующих форм обучения:
- практикум;
- диалог;
- экскурсии;
- проектирование;
- семинар;
- самостоятельная работа учащихся;
- представление и защита творческих работ учащихся;
- конференция.
Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности:
-
знать экономические характеристики района, особенности его географического и экономического положения;
-
иметь представление о перспективах и особенностях развитии района в целом;
-
уметь анализировать экономические отношения района с другими субъектами России и иностранными партнерами, а также составлять графики, диаграммы, таблицы по собранным статистическим материалам;
-
уметь объяснять (интерпретировать) изучаемые явления и процессы;
-
уметь приводить известные примеры явлений и тенденций;
Формы контроля за уровнем достижений учащихся
Контроль осуществляется в виде:
Тестирование (географические диктанты).
Защита проектов.
Принятие участия в конференции по теме: Проблемы Усть-Кутского Муниципального образования.
Представление итоговой творческой работы в виде компьютерной презентации.
Содержание программы
Введение. (1 ч.)
Знакомство с источниками информации по географии своей местности.
Тема 1. Усть-Кутское Муниципальное образование на карте России и Иркутской области
(3 ч.)
Географическое положение. Факторы, обусловившие географическое положение.
Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законодательная база, регулирующая деятельность Усть-Кутского района.
Тема 2. История исследования и природные особенности района (4 ч.)
История освоения и исследования Приленья. Природные объекты
Топонимика района.
Тема 3. Населения Усть-Кутское Муниципальное образование (4 ч.)
Динамика численности населения города и района. Половозрастная структура. Размещение населения.
Национальный состав края. Коренные народы Верхнего Приленья. Механическое движение населения.
Тема 4. Культура, образование, быт, занятость (2 ч.)
Трудовые ресурсы. Культура района. Образовательные заведения города.
Тема 5. Культурно-исторические достопримечательности города (2 ч.)
Знакомство с памятниками и историческими местами города. Почетные жители города.
Тема 6. Хозяйство Усть-Кутского Муниципального образования. (14ч)
Природно-ресурсный потенциал района. Особенности экономического развития территорий района Градообразующие предприятия города.
Непроихводственная сфера. Усть-Кут - транспортный узел.
Тема 7. Экономические связи Усть-Кутского Муниципального образования (2ч)
Экономические отношения района с другими регионами России, административными единицами Иркутской области. Международные экономические связи района.
Тема 8. Обобщение знаний и умений.(2ч)
Учебно-методические средства обучения.
-
И.И. Баринова , Л.И. Елховская. «Внеурочная работа по географии» - М:, Просвещение,2010
-
И.С. Беркин, С.А. Филиппова, В.М. Бояркин, А.М. Наумова, Г.В. Руденко. Иркутская область (природные условия административных районов) - Иркутск. Издательство Иркут. ун-та, 2008.
-
А. В. Прибытков. Пристань. Ворота на Север. Корабелы. Рекламно-издательский отдел газеты «Ленские вести» Усть-Кут, 1999.
-
С.А. Пшенникова. Тропою памяти (ч.1). История Усть-Кута в воспоминаниях старожилов: г. Усть- Кут, 1991.
-
С.А. Пшенникова. Тропою памяти (ч.2). Легенды и напевы Усть-Кутского края. С.-П., 1997
-
С.А. Пшенникова. Тропою памяти (ч.3). Из истории Усть-кутского края. С. - П., 2000
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
ДАТА
РАЗДЕЛЫ
ТЕМА УРОКА
КОНТРОЛЬ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ПРИМЕЧАНИЕ
ПЛАН
ФАКТ.
1.
Усть-Кутское муниципальное образование на карте
Введение. Усть-Кутское муниципальное образование на карте России и Иркутской области.
2.
Географическое положение. Факторы, обусловившие географическое положение.
3.
4.
Местное самоуправление. Символика города.
5.
История исследования и природные особенности района.
История освоения и исследования Приленья.
6.
7.
Природные объекты
.
8.
Топонимика района.
9.
Население.
Естественное движение населения.
10.
Механическое движение населения.
11.
Национальный состав населения.
12.
Трудовые ресурсы. Образовательные заведения города.
13.
Культурно-исторические достопримеча-
Тельности города.
Культура района.
14.
Знакомство с памятниками и историческими местами города.
15.
Почетные жители города.
16.
ХОЗЯЙСТВО РАЙОНА И ГОРОДА
Природно-ресурсный потенциал района.
Тест.
17.
Особенности экономического развития.
18.
Транспорт. Усть-Кут - транспортный узел.
19.
Нефтегазовая промышленность.
20.
Лесной комплекс.
21
Теплоэнергетика
22.
Строительство.
23.
Сельское хозяйство.
24.
Потребительский рынок. Торговля.
25.
Пищевая промышленность
26.
ЖКХ
27.
Рынок услуг.
28.
Малый бизнес.
Защита проектов
29.
Связь. СМИ.
30.
Экономические отношения района с административными единицами Иркутской области.
Семинар.
31.
Внешнеэкономические связи района с другими регионами России.
32- 33.
Проблемы Усть-Кутского района.
Защита презентаций