Рабочая программа по географии 5 класс. Календарно-тематическое планирование

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Тематическое планирование

Введение в географию. 5 класс (35 часа)

№ урока

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Направления деятельности

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Тип контро- ля, виды деятельности

Дата проведения

Домаш-нее задание

понятия и персоналии

предметные

метапредметные

план

факт

Тема: Наука география (2 часа)


1.

Что такое география?

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

География, наука, Эратосфен

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии, и основных правил работы в кабинете географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Составление схемы наук о природе

ФО

01.09

01.09

§1

2.

Методы географических исследований

1

Комбинированный

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений

Метод, описательный метод, картографический метод, космический

метод, источник географических знаний, Генри Стенли

Давать определение понятию картография

Называть методы географических исследований изучения Земли.

Распознавать, чем отличаются методы географических исследований друг от друга. Выявлять источники географических знаний

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации

1.Составление описания учебного кабинета географии.

2.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

3.Организация наблюдений за погодой.

ВК

08.09

08.09

§2

Тема: Земля и ее изображение (5 часов)


3.

От плоской Земли к земному шару

1

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о форме Земли

Планета, шар, Пифагор, Аристотель

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять почему в древности люди считали, что Земля плоская, кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами

ИК

15.09

15.09

§3

4.

Форма, размеры и движение Земли

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о форме и движениях Земли, а также об их географических следствиях

Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное

(осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли,

сутки, год, високосный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений, почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год. Рассказать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внёс. Определять каковы размеры Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное

Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму ФО

22.09

22.09

§4

5.

Глобус и карта

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

Глобус, модель, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок,

космический снимок

Делать вывод чем отличается географическая карта от глобуса. Давать определение модели Земли и объяснять каковы её особенности.


Выявлять какие фотографические изображения позволяют исследовать Землю

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия

1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

2.Составление плана кабинета географии

ИК

29.09

29.09

§5

6.

Ориентирование на местности

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, про­межуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод зачем нужен компас и как с ним работать

Умение работать с измерительными приборами

Определение с помощью компаса сторон горизонта

ВК

06.10

06.10

§6

7.

Урок обобщения и контроля по теме раздела.

1

Повторения, обобщения и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор. Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. объяснять: особенности формы и размеров Земли; свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращения Земли. определять: отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане; стороны горизонта.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Решение тестовых заданий.

ИК

13.10

13.10

Повторить §1-6

Тема: История географических открытий (13 часов)


8.

По следам путешественников

каменного века

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Путешествие, экспедиция, Тур Хейердал


Выявлять причины и следствия первых географических путешествий, умение работать с картографическими источниками географической информации

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

ФО

20.10

20.10

§7

9.

Путешественники древности

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлан­тический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.


Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Рассказывать о финикийцах, описывать какое путешествие и зачем совершили финикийцы. Рассказывать кого называют «отцом географии». Объяснять что такое «солнечный камень». Определить мотивы испуга Пифея.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

ВК

27.10

27.10

§8

10.

Путешествия морских народов

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морских народов

Викинги, Европа, Скандинавский полуостров, драккар, остров Ислан­дия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд

  1. объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. такие викинги.

Описывать какие географические открытия совершили викинги.

Выявлять особенности природы характерные для Исландии и Гренландии.

Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

ВК

10.11

10.11

§9

11.

Первые европейцы на краю Азии

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию

Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония

  1. объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Рассказывать кто такой Марко Поло, о чём говорится в «Книге Марко Поло».

Объяснять зачем европейцы искали путь в Китай.

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

ФО

17.11

17.11

§10

12.

Хождение за три моря

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о путешествии Афанасия Никитина

Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравий­ское море, Персия, Чёрное море, Смоленск, «Хождение за три моря»

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Кто такой Афанасий Никитин. Выялять и показывать по карте какие три моря пересёк А. Никитин во время своего путешествия.

Объяснять зачем Афанасий Никитин отправился в Индию

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

ВК

24.11

24.11

§11

13.

Морской путь в Индию

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об открытии морского пути в Индию

Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мо­реплаватель, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоло­меу Диаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Каликут

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Объяснять почему важно было найти морской путь в Индию.

Рассказывать кто такие Бартоломеу Диаш и Васко да Гама.

Выявлять причины почему португальского принца Генриха прозвали Мореплавателем, хотя он не совершил ни одного плавания.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

ИК

01.12

01.12

§12

14.

Открытие Америки

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об открытии Америки

Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Америго Веспуччи, Новый Свет, индеец.

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. такое эпоха Великих географических открытий и когда она началась. Делать вывод о том кто открыл Америку, куда плыл и какую ошибку совершил Колумб. Рассказывать кто такой Америго Веспуччи.

Объяснять чем индейцы отличаются от индийцев


Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

ФО

08.12

08.12

§13

15.

Первое кругосветное плавание

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения кругосветного путешествия

Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море (Тихий океан), Пролив всех святых (Ма­гелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано.

  1. объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Устанавливать кто совершил первое кругосветное плавание.

Выяснять причины зачем надо было совершать кругосветное плавание. Рассказывать кто такие Фернан Магеллан и Хуан Себастьян Элькано.

Исследовать действительно ли Магеллан совершил первое кругосветное плавание.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

ИК

15.12

15.12

§14

16.

Открытие Южного материка

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об открытии Австралии

Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Высказывать предположение что такое Неизвестная Южная Земля.

Выявлять почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй.

Рассказывать кто открыл Австралию, почему кенгуру так назвали

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

ПР

22.12

22.12

§15

17.

Поиски Южной земли продолжаются

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об открытии Антарктиды

Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берин­гов пролив, Ледовитый океан

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. продолжал искать Джеймс Кук.

Объяснять почему не состоялось открытие Джеймсом Куком Антарктиды.

высказывать предположения что искал Д. Кук в Тихом океане.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

ФО

29.12

29.12

§16

18.

Русские путешественники

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о русских путешественниках-первооткрывателях

Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнёва), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские ост­рова

  1. объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Делать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.

Рассказывать и показывать по карте акие территории были открыты и исследованы русскими путешественниками. Рассказывать кто такие Семён Дежнёв, Витус Беринг и Алексей Чириков.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

СР

19.01

19.01

§17

19

Вокруг света под русским флагом

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о русских путешественниках-первооткрывателях, совершивших кругосветное путешествие

Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира

ФО

26.01

26.01

§18

20.

Урок обобщения и контроля по теме раздела.

1

Урок повторения изученного

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий.

Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации

СР

02.02

02.02

Повторить §7-18

Тема: Путешествие по планете земля (10 часов)


21

Мировой океан и его части

1

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о природе Мирового океана

Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, море, залив, пролив, волна, течение

объяснять: географические особенности природы Мирового океана; определять: специфику природы Мирового океана; Давать определение понятию что такое Мировой океан и каковы его размеры. Объяснять почему вода в океане солёная. Высказывать предположения что заставляет воды Мирового океана двигаться. Определять из каких частей состоит Мировой океан, сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с атласом ФО

09.02

09.02

§19

22.

Значение Мирового океана для природы и человека




1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека

Условия обитания, живой мир Земли

объяснять: особенности взаимодействия океаны и суши; значение Мирового океана; определять: характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литература. ИК

16.02

16.02

§20

23.

Путешествие по Евразии

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о природе Евразии

Размеры и географическое положение,

природа Евразии

объяснять: географические особенности природы и населения Евразии; определять: специфику природы и населения Евразии

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литература ВК

23.02



0Рабочая программа по географии 5 класс. Календарно-тематическое планирование1.03

блок

§21

24.

Путешествие по Африке

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о природе Африки

Размеры и географическое положение,

природа Африки

объяснять: географические особенности природы и населения Африки; определять: специфику природы и населения Африки

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литература ФО

01.03

§22

25.

Путешествие по Северной Америке


















1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о природе Северной Америки

Размеры и географическое положение,

природа Северной Америки

объяснять: географические особенности природы и населения Северной Америки; определять: специфику природы и населения Северной Америки

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литература ИК

08.03

15.03

§23

26.

Путешествие по Южной Америке

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о природе Южной Америки

Размеры и географическое положение,

природа Южной Америки

объяснять: географические особенности природы и населения Южной Америки; определять: специфику природы и населения Южной Америки

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литература ВК

22.03

22.03



§24

27

Путешествие по Австралии

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о природе Австралии

Размеры и географическое положение,

природа Австралии

объяснять: географические особенности природы и населения Австралии; определять: специфику природы и населения Австралии

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литература ФО

05.04

05.04

§25

28

Путешествие по Антарктиде

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о природе Антарктиды

Размеры и географическое положение,

природа Антарктиды

объяснять: географические особенности природы Антарктиды; определять: специфику природы Антарктиды

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литература ФО

12.04

12.04

§26

29

Путешествие по Антарктиде

1

Урок закрепления


Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литература ФО

19.04

19.04

Повторить §19-26

30

Урок обобщения и контроля по теме раздела.

1

Урок повторения изученного

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Размеры и географическое положение,

природа Евразии

объяснять: географические особенности природы и населения материков и океанов определять: специфику природы и населения материков

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с контурными картами СР

26.04

26.04

Повторить §19-26

Тема: Природа земли (2 часа)


31

Что такое природа?

1

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о природе Земли

Что такое природа. Природные объекты.

объяснять: что такое природа Земли; определять: отличия природных объектов;

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с с атласами и учебником

03.05

03.05

§27

32

Оболочки Земли

1

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об оболочках Земли

Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера

объяснять: особенности оболочек Земли; специфику географической оболочки.

Определять отличия оболочек Земли.


Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Работа с учебником и дополнительной литературой ФО

10.05

10.05

§28

33

Обобщающий урок

1

Урок повторения изученного

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Основные понятия и термины за курс 5 класса

объяснять: географические особенности природы и населения материков и океанов определять: специфику природы и населения материков

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Работа с различными источниками информации: учебник, атлас, дополнительная литературой

17.05

17.05

§28

34

Повторение курса 5 класса

1

Урок повторения изученного

24.05

24.05

Подготовить доклады

35

Повторение курса 5 класса

1

Урок повторения изученного

31.05

31.05

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Зам. директора по УВР

Методического объединения ____________/Мысливцева Е.Г./

МБОУ «Шебалинская Ф. И. О.

СОШ им. В. И. Фомичёва» от «___»________2015 г

от «___»_______2015г №___

___________/Середа Е.В./


























14



© 2010-2022