- Преподавателю
- География
- Элективный курс по географии
Элективный курс по географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева Р.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Люксюгунская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
На заседании МО
Естественно-математического цикла
МКОУ «Люксюгунская ООШ»
__________ Р.В. Николаева
От « »_________2014 г.
«Согласовано»
Заместителем директора по УВР
МКОУ «Люксюгунская ООШ»
____________ А.С. Дьяконова
От « »____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ «Люксюгунская ООШ»
____________ Н.В. Эверстова
От « »_________2014 г.
Рабочая программа элективного курса по географии
«Юный картограф»
на 2014- 2015 учебного года
Класс: 6
-
Планирование
Количество часов
Формы контроля
Годовое
34
В четверти
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учитель:
Николаева Розалия Васильевна
географии, биологии и химии
Люксюгюн, 2014
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Юный картограф» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 учебных часов. Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с особенностями современной картографии как науки о географических картах, с картографическими произведениями и их свойствами с картографическими проекциями.
Элективный курс «Юный картограф» представляется особенно актуальным, так как именно сегодня картографическая грамотность не менее важна, чем грамотность компьютерная. Картографический метод сегодня используется в различных видах исследований. Современная картография - это увлекательная наука, исследующая посредством карт пространственное размещение явлений природы и хозяйства, их связи, динамику. Изучая данный курс, учащиеся увидят уникальную способность картографии проникать в механизм процессов во времени и пространстве, а также сотрудничество со многими науками, информатикой, автоматикой, с космической съемкой, науками о Земле и обществе, с философией.
Данный курс разработан как предметно-ориентационный в рамках предпрофильной подготовки и поэтому цель курса - создание условий для выбора естественно-научного и социально-экономического профиля обучения в старших классах через углубленное изучение картографических знаний и умений.
Задачи курса:
-
Изучить более глубоко сведения о свойствах, основных видах и типах карт, атласов, планах, снимках, фотокартах и других картографических произведениях и научиться пользоваться ими в повседневной жизни.
-
Выявить связи картографии с другими отраслями знаний, определить возможности их применения.
-
Научить учащихся видеть в картах точные модели окружающего мира и привить навыки работы с ними.
Предлагаемый курс способствует обучению школьников работе с дополнительной литературой, выполнению творческих работ: чертежей, схем, рисунков, фотографий, карт воображаемого объекта.
Вопросы картографии довольно сложные, но раскрыть их нужно доходчиво и интересно. Содержание курса излагается в увлекательной форме, через познавательные рассказы и занимательные задачи, которые имеют оригинальное решение. Некоторые задачи построены на исторических фактах и примерах, взятых из известных художественных произведений.
Содержание данного элективного курса предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- анализ исторических, географических, специальных карт;
- анализ статистических материалов;
- составление карт и комментарий к ним;
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.
Проведение занятий может быть организовано в индивидуальной и фронтальной форме. При выполнении практических работ возможно использование групповой формы обучения. Формы проведения занятий отличаются разнообразием: лекции, семинары, практикумы, игры, воображаемые путешествия и экскурсии. Содержание элективного курса предлагает выбор учащимися объектов изучения, форм и видов текущих и итоговых работ, а также темы и формы представления работы.
Итог работы учащихся помимо усвоенных знаний по картографии - составление карты воображаемого объекта.
Важная особенность предложенного курса заключается в том, что он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствующую формированию всесторонне образованной личности.
Требования к уровню подготовленности школьников
Учащиеся должны знать:
-
Этапы возникновения картографии;
-
Понятия «картография», «типография», «картографические проекции»;
-
Системы геоизображений как графических моделей планеты.
Учащиеся должны уметь:
-
Владеть картографическим методом.
-
Анализировать полученные данные из различных географических источников информации (глобус; атлас; карта);
-
Различать карты по содержанию;
-
Читать специальные карты (карты для туристов, атлас автомобилистов, карты-иллюстрации);
-
Составлять карту воображаемого объекта.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
Проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
Название тем курса
Всего
часов
Дата
В том числе
Форма контроля
П
Ф
лекции
практ. работы
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Что изучает картография
1
1
Практическая работа
Топографическая карта
2
Основные свойства топографической карты
1
1
Семинар
3
Многолистовые карты. Оформление топографической карты
1
1
Практическая работа
Практические работы по топографической карте
4
Измерение расстояний.
1
1
Практическая работа
5
Измерение площадей по карте
1
1
Практическая работа
6
Чтение рельефа
1
1
Практическая работа
7
Построение профиля по топографической карте
1
1
Практическая работа
8
Определение координат по топографической карте. Чтение топографической карты
1
1
Практическая работа
Свойства географической карты
9
Определение понятия «географическая карта».
1
1
Проверочная работа
10
Классификация карт.
1
1
Лекции
11
Почему карту называют моделью земной поверхности?
1
1
Практическая работа
12
Как создаются карты.
1
1
Практическая работа
Приемы самостоятельной работы с картой
13
Что такое обобщенный прием самостоятельной работы?
Ориентирование. Картометрические приемы.
1
1
Практическая работа
14
Определение географических координат.
1
1
Практическая работа
15
Определение расстояний по карте.
1
1
Практическая работа
16
Приемы использования условных знаков карты.
1
1
Практическая работа
17
Решение задач
1
1
Практическая работа
Географическая карта как источник знаний
18
Географическая карта - основной источник знаний
1
1
Практическая работа
19
Обобщенные приемы самостоятельной работы
1
1
Практическая работа
20
Классификация картографических проекций.
1
1
Лекции
21
Искажения, их распределение в картографических проекциях
1
1
Лекции
22
Определение картографических проекций по картографической сетке.
1
1
Лекции
23
Выбор картографических проекций
1
1
Практическая работа
24
Картографические проекции для карт мира. Азимутальные проекции для карт полушарий, материков.
1
1
Практическая работа
25
Картографические проекции для карт океанов
1
1
Практическая работа
26
Тематическое картографирование
1
1
Лекции
27
Способы картографического изображения явлений на тематических картах.
1
1
Практическая работа
28
Географические атласы.
1
1
Практическая работа
29
Составление общегеографических и тематических карт
1
1
Практическая работа
30
Решение задач по географическим картам
1
1
Практическая работа
31
Решение задач по географическим картам
1
1
Практическая работа
32
Решение задач по географическим картам
1
1
Практическая работа
33
Решение задач по географическим картам
1
1
Практическая работа
34
Обобщающее повторение
1
1
тестирование
Итого часов
34
8
26
Литература
-
Атлас Республика Саха (Якутия): Роскартография, 2000. - 64с.: ил., карт.
-
География России. Природа. 8 кл. : Атлас. - 11-е изд., - М. : Дрофа; Изд-во ДИК, 2007. - 48 с. : ил., карт.
-
Салищев К. А. Картоведение. - 3-е издание. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
-
Южанинов В. С. Картография с основами топографии: Учеб. Пособие. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2005.
-
Научно-методический журнал «География и Экология в школе XXI века, №9 - 2005.