Рабочая программа по географии 7 класс

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 классРабочая программа по географии 7 класс

































Оглавление

I Пояснительная записка………………………………………………………3

II Общая характеристика учебного плана…..………………………………6

III Описание места учебного предмета в учебном плане…………………….7

IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета…..8

V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета………………………………………………………….10

VI Содержание учебного плана…………………………………………….…12

VII Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся……………………………………………….22

VIII Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса…………………………………………………………………….44

IX. Содержание контрольных работ, практических занятий,

лабораторных работ, сочинений, диктантов и т.д.

(указать источник информации)………………………………………….45


X. Нормы оценок……………………………………………………………..53












  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» 6-7 классы, опубликованная в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);

  • Учебный план МБОУ СОШ с. Тавричанка на 2015/2016 уч.год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Главная цель курса - создание условий для развития у школьников целостного представления о Земле как планете людей. О целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);

  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых - человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

Сроки реализации программы - один учебный год.

В структурном соотношении курс состоит из введения и 3 разделов: «Главные особенности природы Земли», «Океаны и материки», «Географическая оболочка - наш дом. В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом - региональном (материковом) уровне.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).



II Общая характеристика учебного плана

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.





  1. Место предмета в базисном (учебном плане)



68 ч (2 ч в неделю) в 7классе.


В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.



















IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.




\













V Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоенияучебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;


Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

VI Содержание учебного плана


Введение (4 часа)


Что изучают в курсе географии материков и океанов. «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов.

2. составление сводной таблицы «Путешествия: экспедиции и первооткрыватели».

3. Группировка карт учебника и атласа по различным признаком. Характеристика карт по плану.


Раздел I. Главные особенности природы Земли (11 часов)


Тема 1. Литосфера и рельеф Земли. (2 часа)

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте литосферных плит и направлений их передвижения.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли. (3 часа)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик.

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан - главная часть гидросферы. (2 часа)

Мировой океан - главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Тема 4. Географическая оболочка. (4 часа)

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Страны мира.

Раздел II. Океаны и материки. (50 часов)


Тема 5. Океаны. (3 часа)

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте течений, подводных океанических хребтов и котловин Тихого и Индийского океанов.

2. Обозначение на контурной карте течений, подводных океанических хребтов и котловин Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Тема 6. Южные материки. (1 час)

Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида. Общие особенности географического положения, климата, внутренних вод и природных зон.

Тема 7. Африка. (11 часов)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.

Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран.

Практические работы:

1. Определение ГП материка и протяженности его с севера на юг в градусной мере и в км.

2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

3. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Африки. Описание одной из рек материка по плану.

4. Составление сводной таблицы «Природные зоны Африки».

5. Обозначение на контурной карте регионов и стран Африки.

6. Характеристика одной из стран по плану.(Алжир, Эфиопия)

7. Характеристика одной из стран по плану.(Нигерия, Конго)

8. Характеристика одной из стран по плану.(ЮАР)

Тема 8. Австралия. (3 часа)

ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия - страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы:

1. Сравнение ГП, рельефа Австралии и Африки.

2. Обозначение на контурной карте рельефа, полезных ископаемых, рек и озер Австралии.

Тема 9. Океания. (2 часа)

ГП. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их ГП. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 10. Южная Америка. (7 часов)

ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Практические работы:

1. Определение черт сходства и различия в ГП Южной Америки и Африки.

2. Обозначить на контурной карте основные формы рельефа и полезные ископаемые материка.

3. Составление сводной таблицы «Природные зоны Южной Америки».

4. Характеристика одной из стран по плану.

Тема 11. Антарктида (1 час)

Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Тема 12. Северные материки. Северная Америка. (7 часов)

ГП, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практические работы:

1. Обозначение на к\к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Северной Америки. Описание одной из рек материка по плану.

3. Характеристика одной из стран по плану.

Тема 13. Евразия. (15 часов)

ГП, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) - родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, их географическое положение.

Практические работы:

1. Обозначение на к\к элементов географической номенклатуры.

2. Обозначение на к\к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

3. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Северной Америки. Описание одной из рек материка по плану.

4. Обозначение на контурной карте регионов и стран Зарубежной Европы.

5. Характеристика одной из стран по плану.

6. Характеристика одной из стран по плану. (Япония, Китай)

Ш. Географическая оболочка - наш дом (3 часа)


Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.






Планируемые результаты обучения.

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.






Оценочные практические работы

  1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Тема «Африка»

  1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

  2. Обучение определению географического положения материка.

  3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема «Австралия»

  1. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Тема «Южная Америка»

  1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

  2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

  3. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Тема «Северная Америка»

  1. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

  2. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Тема «Евразия»

  1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

  2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

  3. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2007.

УМК:

  1. Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. - М.: Дрофа, 2007.

  2. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Интернет - ресурсы.



Календарно-тематическое планирование

План

сроки

Факт

сроки

Тема урока

Тип урока

Планируемые

результаты

Деятельность

обучающихся


Формы контроля

Практические работы

Д/З

Примеч


1



Суша в океане

Урок изуче-ния нового материала

Предметные: ознакомить учащихся с целями, задачами и содержанием курса.

Метапредметные:софрмировать у учащихся навыки работы с картой.

Личностные:сформировать у учащихся познавательный интерес к географии.



Эвристическая беседа


§ 1 р/т с.6


2



Геологическое время

Урок изуче-ния нового материала

Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов

§ 2 р/т с.8


3



Строение земной коры

Урок актуа-лизации знаний и умений

Работа с картами атласа

§ 3 р/т с.10


4



Литосферные плиты и современный рельеф

Урок актуа-лизации знаний и умений

Предметные:сформировать у учащихся знания особенностей атмосферы, литосферы и гидросферы и характера взаимодействия между ними.

Метапредметные:продолжать формировать у учащихся умение работать с картами и справочными материалами, рассчитывать площади объектов.

Личностные: продолжать формировать у учащихся убеждения о необходимости охраны окружающей среды.


















Предметные:сформировать у учащихся умение определять географические координаты и расстояния на карте с помощью масштаба. Определять географическое положение материка или океана по типовому плану. Определять формы рельефа, их высоту и обеспеченность полезными ископаемыми, рассмотреть главные особенности природных зон, распределение температуры и осадков. Уметь обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.

Метапредметные:продолжать формировать у учащихся умение сравнивать объекты и обобщать знания, работать с типовыми планами, давать оценку объектам и явлениям, прогнозировать дальнейшее развитие природных объектов.

Личностные: изучение биографии путешественников и исследователей и их вклада в географическую науку. Выявление нравственных черт характера знаменитых первооткрывателей.


Работа с картами атласа

§ 4 р/т с.13


5



Платформы и равнины

Урок актуа-лизации знаний и умений

Работа с картами атласа

§ 5 р/т с.16


6



Складчатые пояса и горы

Урок актуа-лизации знаний и умений

Работа с картами атласа

§ 6 р/т с.18


7



Пояса планеты

Урок изучения нового материала

Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли темпера-тур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйствен-ную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.

Работа с картами атласа

Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поясов и областей Земли

§ 7 р/т с.21


8



Воздушные массы и климатические пояса

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Анализ климатических карт

§ 8 р/т с.23


9



Климатообразующие факторы

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос, тестирование

Анализ карты климатических поясов Земли

§ 9 р/т с.26



10



Мировой океан и его части

Урок изучения нового материала

называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана.


Эвристическая беседа с ис-пользованием карт атласа


§ 10 р/т с.29


11



Движение вод Мирового океана

Урок актуа-лизации знаний и умений

Беседа по результатам анализа карт


§ 11 р/т с.31


12



Органический мир океана

Урок актуа-лизации знаний и умений

Сопоставление карт атласа.

Индивидуаль-ная работа по заполнению контурных карт


Обозначение на контурной карте

различных богатств Океана.

§ 12 р/т с.34


13



Особенности отдельных океанов

Урок актуа-лизации знаний и умений

Составление по карте маршрута путешествия


§ 13 р/т с.37


14



Географическая оболочка

Урок изуче-ния нового материала

Уметь: называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговоро-ты (воды, биологический, геоло-гический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного ком-плекса; объяснять влияние осве-щенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать: из-менения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.

Вводная беседа

Анализ карты природных зон Составления прогноза

«Изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности».

§ 14 р/т с.40


15



Зональность географической оболочки

Урок актуализации знаний и умений

Беседа по результатам анализа карт

§ 15 р/т с.42


16



Освоение Земли человеком.

Урок изуче-ния нового материала

называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы

Беседа по результатам анализа карт


§ 16 р/т с.44


17



Охрана природы

Урок актуа-лизации знаний и умений

Беседа по результатам анализа карт


§ 17 р/т с.47


18



Население Земли

Практикум

Беседа по результатам анализа карт


§18 р/т с.49


19



Страны мира

Семинар

Тестирование


§19 с.51


20



Географическое положение и история исследования Африки

Урок изучения нового материала


Предметные:сформировать у учащихся умение определять географические координаты и расстояния на карте с помощью масштаба. Определять географическое положение материка или океана по типовому плану. Определять формы рельефа, их высоту и обеспеченность полезными ископаемыми, рассмотреть главные особенности природных зон, распределение температуры и осадков. Уметь обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.

Метапредметные:продолжать формировать у учащихся умение сравнивать объекты и обобщать знания, работать с типовыми планами, давать оценку объектам и явлениям, прогнозировать дальнейшее развитие природных объектов.

Личностные: изучение биографии путешественников и исследователей и их вклада в географическую науку. Выявление нравственных черт характера знаменитых первооткрывателей. Изучение обычаев и традиций жителей континента.

Называть имена исследователей континента и результаты их рабо-ты; показывать элементы берего-вой линии, определять геогра-фическое положение материка, координаты крайних точек, про-тяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градус-ной мере и километрах, объяс-нять существенные признаки по-нятия «географическое положе-ние материка», прогнозировать (оценивать) влияние географии-ческого положения на особеннос-ти природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источ-ники питания рек, характерные типы погод на материке, разме-щение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных при-родных зон Африки; определять географическое положение при-родных объектов, температуру и количество осадков по климати-ческой карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, разме-щение месторождений полезных ископаемых, влияние компонен-тов природы на жизнь, быт, хо-зяйственную деятельность народов материка, изменение при-роды континента под влиянием деятельности человека, особен-ности растительности и живот-ного мира природных зон, особенности питания и режима рек.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Чтение климати-ческих диаграмм.

Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф-климат.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон.

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 20 р/т с.54


21



Геологическое строение и рельеф Африки

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 21 р/т с.58


22



Климат Африки

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 22 р/т с.62


23



Гидрография Африки

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте гео-графическое положение страны и ее столицы, крупные регионы ма-терика и страны, входящие в состав; определять по картам при-родные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности разме-щения и состав населения; опи-сывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельнос-ти населения, а также особеннос-ти устройства жилищ, средств пе-редвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; называть и показывать все изу-ченные объекты, определять их географическое положение; опи-сывать природный объект, страну (по плану); объяснять влияние природы на жизнь людей

Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§23р/т с.64


24



Разнообразие природы Африки

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§24р/т с.67


25



Население Африки.

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§25р/т с.70


26



Регионы Африки: Северная и Западная Африка

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§26р/т с.73


27



Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа


§27р/т с.76


28



Африка

Урок повторения и обобщения (практикум)

Эвристическая беседа с использованием карт атласа




29



Географическое положение. История открытия и исследования.

Урок изучения нового материала

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Личностные УУД:формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.


Уметь: называть и показывать имена путешественников и иссле-дователей, все изучаемые объек-ты береговой линии, формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых; определять географическое положение мате-рика, сравнивать его с положени-ем Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности конти-нента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависи-мости от строения земной коры; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое поло-жение крупных островов и архи-пелагов; описывать природу од-ного из островов (по выбору); объяснять связь особенностей природы островов с их происхож-дением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.

Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протя-женности матери-ка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

§ 28 р/т с.79


30



Компоненты природы Австралии

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 29 р/т с.82


31



Особенности природы Австралии

Урок актуализации знаний и умений

Предметные:сформировать у учащихся умение определять географические координаты и расстояния на карте с помощью масштаба. Определять географическое положение материка или океана по типовому плану. Определять формы рельефа, их высоту и обеспеченность полезными ископаемыми, рассмотреть главные особенности природных зон, распределение температуры и осадков. Уметь обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.

Метапредметные:продолжать формировать у учащихся умение сравнивать объекты и обобщать знания, работать с типовыми планами, давать оценку объектам и явлениям, прогнозировать дальнейшее развитие природных объектов.

Личностные: изучение биографии путешественников и исследователей и их вклада в географическую науку. Выявление нравственных черт характера знаменитых первооткрывателей. Изучение обычаев и традиций жителей континента.


Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные мас-сы, климатические пояса, харак-терные типы погод, крупные реки и озера, представителей расти-тельного и животного мира мате-рика, размещение на материке природных зон, примеры рацио-нального и нерационального ис-пользования природных богатств материка; определять климати-ческие показатели по карте; объ-яснять влияние истории заселения материка, его рельефа и кли-мата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, разме-щение отдельных месторожде-ний полезных ископаемых, различия в климате отдельных тер-риторий материка, образование артезианских бассейнов, особен-ности питания и режима рек, осо-бенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; про-гнозировать тенденции измене-ния природных объектов (рек, подземных вод, почв, раститель-ного и животного мира, природ-ных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности.

Работа с картами атласа


§ 30 р/т с.85


32



Австралийский Союз

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Описание географического положения страны по политической карте

§ 31 р/т с.87


33



Океания

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и показывать основные районы высокой плот-ности населения на материке, ос-новные народы, виды хозяйст-венной деятельности, крупные города и столицу, крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью на-селения; определять географи-ческое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации; описы-вать один из регионов страны (по выбору); объяснять влияние гео-графических открытий на совре-менный состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельнос-ти в отдельных регионах страны

Работа с картами атласа

Описание географического положения страны по политической карте

§ 32 р/т с.90


34



Обобщающее повторение темы «Австралия»

Урок повторения и обобщения (практикум)

Работа с картами атласа




35



Географическое положение и история исследования Антарктиды

Путешест-вие

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Личностные УУД:формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.


Предметные:сформировать у учащихся умение определять географические координаты и расстояния на карте с помощью масштаба. Определять географическое положение материка или океана по типовому плану. Определять формы рельефа, их высоту и обеспеченность полезными ископаемыми, рассмотреть главные особенности природных зон, распределение температуры и осадков. Уметь обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.

Метапредметные:продолжать формировать у учащихся умение сравнивать объекты и обобщать знания, работать с типовыми планами, давать оценку объектам и явлениям, прогнозировать дальнейшее развитие природных объектов.

Личностные: изучение биографии путешественников и исследователей и их вклада в географическую науку. Выявление нравственных черт характера знаменитых первооткрывателей. Изучение обычаев и традиций жителей континента.


Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, осо-бенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, клима-тические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.






Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 33 р/т с.3


36



Особенности природы Антарктиды.

Исследование

Работа с картами атласа


§ 34 р/т с.6


37



Полярные области Земли

Урок повторения и обобщения (практикум)

Работа с картами атласа




38



Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

Урок изучения нового материала

Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешествен-ников и исследователей, все изу-чаемые объекты береговой ли-нии; определять черты сходства и различия в географическом по-ложении Южной Америки и Аф-рики; описывать географическое положение континента; объяс-нять влияние географического положения на особенности при-роды континента; называть и по-казывать крупные формы рель-ефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных иско-паемых крупных территорий, раз-личия в климате (применительно к климатическим поясам), осо-бенности питания и режима рек, различия в растительности и жи-вотном мире природных зон и высотных поясов в горах, особен-ности освоения человеком от-дельных территорий континента и мер по охране природы (нали-чие охрняемых территорий); на-зывать и показывать крупней-шие народы континента, наибо-лее распространенные языки и религии, ареалы их распростра-нения, основные густонаселен-ные районы материка, крупней-шие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйст-венной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных райо-нах страны, своеобразие культу-ры населения отдельных стран.

Заполнение таблицы,

работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 35 р/т с.9


39



Геологическое строение и рельеф Южной Америки

Практикум

Работа с картами атласа

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 36 р/т с.12


40



Климат Южной Америки

Практикум

Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 37 р/т с.15


41



Гидрография Южной Америки

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф-климат.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 38 р/т с.18


42



Разнообразие природы Южной Америки

Практикум

Частично-поисковая беседа

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 39 р/т с.21


43



Население Южной Америки

Семинар

Частично-поисковая беседа

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 40 р/т с.24


44



Регионы Южной Америки

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа


§ 41 р/т с.27


45



Обобщающее повторение темы «Южная Америка»

Урок повторения и обобщения (практикум)

Работа с картами атласа




46



Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

Урок изучения нового материала

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Личностные УУД:формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.


Уметь: называть и показывать имена путешественников и иссле-дователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; оп-ределять географическое поло-жение материка; описывать осо-бенности береговой линии мате-рика; объяснять влияние геогра-фического положения материка на его природу; называть и пока-зывать основные формы релье-фа, месторождения полезных ископаемых, климатообразую-щие факторы, основные воздуш-ные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей раститель-ного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое по-ложение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные ком-поненты (рельеф, климат, внут-ренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в це-лом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате длительно-го развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость разме-щения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате терри-торий, расположенных в одном климатическом поясе, особен-ности питания и режима рек, раз-личия в почвенном, раститель-ном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека;

называть и показывать крупней-шие народы континента, наибо-лее распространенные языки, ре-лигии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наи-более характерные черты приро-ды стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельнос-ти населения стран Северной и Южной Америки, определять особенности географического по-ложения страны, размещение на-селения по территории страны, степень благоприятности природ-ных условий для жизни населе-ния; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особеннос-ти размещения населения по тер-ритории стран, своеобразие ду-ховной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием при-родных богатств

Фронтальный

Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 42 р/т с.30


47



Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 43 р/т с.33


48



Климат Северной Америки

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 44 р/т с.36


49



Гидрография Северной Америки

Практикум

Работа с контурной картой. Групповая работа.

Фронтальная беседа

Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф-климат

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 45 р/т с.39


50



Разнообразие природы Северной Америки

Урок актуализации знаний и умений

Составление таблицы. Групповая работа.

Фронтальная беседа

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 46 р/т с.43


51



Население Северной Америки

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставле-ние карт атласа

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 47 р/т с.46


52



Регионы Северной Америки

Практикум

Тестирование


§ 48 р/т с.49


53



Обобщающее повторение темы «Северная Америка»

Урок повторения и обобщения

Сопоставле-ние карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт




54



Географическое положение. История исследования Евразии

Урок изучения нового материала

Предметные:сформировать у учащихся умение определять географические координаты и расстояния на карте с помощью масштаба. Определять географическое положение материка или океана по типовому плану. Определять формы рельефа, их высоту и обеспеченность полезными ископаемыми, рассмотреть главные особенности природных зон, распределение температуры и осадков. Уметь обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.

Метапредметные:продолжать формировать у учащихся умение сравнивать объекты и обобщать знания, работать с типовыми планами, давать оценку объектам и явлениям, прогнозировать дальнейшее развитие природных объектов.

Личностные: изучение биографии путешественников и исследователей и их вклада в географическую науку. Выявление нравственных черт характера знаменитых первооткрывателей. Изучение обычаев и традиций жителей континента.


Уметь: называть и показывать имена путешественников и ис-следователей континента, терри-тории или исследованные эле-менты береговой линии матери-ка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического по-ложения в сравнении с другими материками; объяснять роль гео-графических исследований рус-ских путешественников для раз-вития географической науки, вли-яние размеров и географического положения материка на его при-родные особенности; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, климатообра-зующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и об-ласти, основные речные и озер-ные системы; определять клима-тические показатели для отдель-ных регионов материка, питание и режим рек; описывать геогра-фическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рель-ефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с дру-гими материками, зависимость размещения месторождений по-лезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особеннос-ти питания и режима рек, их эко-логическое состояние; называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей рас-тительного и животного мира природных зон материка, терри-тории, природа которых в наи-большей мере изменена человеком; определять особенности размещения природных зон; описывать географиическое по-ложение природных зон, смену высотных поясов в горах, компо-ненты природных зон (по выбо-ру); объяснять причины размеще-ния отдельных природных зон и различия в их почвах, раститель-ности, животном мире и в антро-погенных изменениях; называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее рас-пространенные языки и религии, характерные природные особен-ности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять геогра-фическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особен-ности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источ-никам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природ-ных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое поло-жение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в це-лом (по выбору); объяснять осо-бенности размещения населения, природные различия на террито-рии страны, своеобразие духов-ной и материальной культуры на-родов, виды хозяйственной дея-тельности, обусловленные при-родными условиями и ресурсами страны

Вводная беседа Составление по карте маршрутов путешествий

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

§ 49 р/т с.52


55



Геологическое строение и рельеф Евразии

Путешествие

Работа с контурной картой, географический диктант

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 50 р/т с.55


56



Климат Евразии

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 51 р/т с.59


57



Гидрография Евразии

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

Характеристика речной системы

§ 52 р/т с.61


58



Разнообразие природы Евразии

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление карт атласа

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 53 р/т с.65


59



Население Евразии

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт


§ 54 р/т с.68


60



Регионы Европы: Средняя и Северная Европа.

Урок актуализации знаний и умений

Работа с кар-тами атласа.

Подготовка сообщений на тему, написа-ние реклам-ного ролика «Приглашение в страну»

Работа с кар-тами атласа, сообщения

Описание географического положения страны по политической карте

§ 55 р/т с.71


61



Регионы Европы: Южная и Восточная Европа.

Урок актуализации знаний и умений



§ 55


62



Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия

Урок актуализации знаний и умений



§ 56 р/т с.74


63



Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

Урок актуализации знаний и умений


Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 57 р/т с.77


64



Обобщающее повторение темы «Евразия»

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт




65



Взаимодействие природы и общества

Урок актуализации знаний и умений

Предметные:сформировать у учащихся умение определять географические координаты и расстояния на карте с помощью масштаба. Определять географическое положение материка или океана по типовому плану. Определять формы рельефа, их высоту и обеспеченность полезными ископаемыми, рассмотреть главные особенности природных зон, распределение температуры и осадков. Уметь обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.

Метапредметные:продолжать формировать у учащихся умение сравнивать объекты и обобщать знания, работать с типовыми планами, давать оценку объектам и явлениям, прогнозировать дальнейшее развитие природных объектов.

Личностные: изучение биографии путешественников и исследователей и их вклада в географическую науку. Выявление нравственных черт характера знаменитых первооткрывателей. Изучение обычаев и традиций жителей континента.


Уметь: называть состав географи-ческой оболочки, источники энергии процессов, в ней проис-ходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и эта-пы развития ГО; объяснять при-чины географической зональнос-ти, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных бо-гатств для человечества, влияние природы на условия жизни лю-дей, причины изменений приро-ды под воздействием хозяйствен-ной деятельности, необходи-мость международного сотрудни-чества в использовании природ-ных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздейст-вием человеческой деятельности.


Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Составление таблицы, отражающей основные свойства географической оболочки и их проявления

§ 58 р/т с.82



66



Земля - наш дом

Урок повторения и обобщения (практикум)

Тестирование




67




Повторение темы «Африка»

Урок повторения и обобщения


Тестирование




68



Повторение темы «Антарктида»

Урок повторения и обобщения


Тестирование












































VIII Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса




Состав УМК

1. Программа курса «География. 5-11 классы» /авт.-сост. Е.М. Домогацких.

2. Домогацких Е.М., Алексеевский И. И. География. Физическая география: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

3. Болотникова Н.В., Банников С.В. Рабочая программа к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского И. И. География. Физическая география. 7 класс.

4. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких. Н.И. Алексеевского «География. Физическая география. 7 класс».

6. Банников СВ., Домогацких Е.М. Атлас. «География. Введение в географию. Физическая география.».

7. Банников СВ., Домогацких Е.М. Контурные карты. «География. Физическая география. 7 класс».

8. Мультимедийное приложение к учебнику "География. 7 класс" Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И.


Оборудование кабинета

  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

- компьютер,

- мультимедиапроектор,

- интерактивная доска,

- медиатека (электронные карты, видеофильмы, видеоролики, ЭОР, презентации)

- Интернет;

  • комплект географических карт и тематических таблиц по разделам школьного курса географии;

  • комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

  • библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

  • картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

  • Стенды для экспозиционных материалов

IX. Содержание контрольных работ, практических занятий


7 класс.
1.Составление картосхемы "Литосферные плиты"
2.Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
3. Практическая работа №3. Анализ климатограмм для основных типов климата.
4.Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
5. Анализ схем круговорота веществ и энергии.
6. Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.
7. Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
8. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
9. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
10. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африки.
11. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
12. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.
13. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
14. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.
15. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
16.Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
17 Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
18. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.
19. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
20. Выявление связей между компонентами природного комплекса.






Практическая работа №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.


Точки на карте

Средняя температура января и июля

Абсолютная температура января и июля

Годовое количество осадков

Преобладающее направление ветра

Найдите на карте искомую точку( мыс, город)


Средняя температура января и июля определяется по изотермам (линии, вдоль которых распространяется одинаковая температура).

Абсолютная температура обозначается числом рядом с названием населённого пункта

определяется по шкале количества осадков в миллиметрах

показано стрелкой на карте. Красной стрелкой - июльский ветер, синей или другой темной стрелкой - январский

Мыс Челюскина

(Евразия)

Например: Январь:-32º;

Июль:+8º и ниже

нет данных на карте

Например: 100-250 мм в год

Например:

январь: СЗ (северо-восточный);

июль: ЮЗ(юго-западный)

Оймякон (Евразия)


Например:

Январь: -71º, Июль: +33º



Иркутск (Евразия)





Вашингтон (Сев. Америка)





Рио-де-Жанейро (Юж. Америка)





Аддис-Абеба (Африка)





Либревиль (Африка)






Цель:

  1. Определение годового количества осадков, средних и абсолютных температур января и июля отдельных точек земного шара, преобладающего направления ветра января и июля по климатической карте.

  2. Учиться работать с климатической картой Земли.


Ход работы.

  1. По содержанию атласа найдите климатическую карту мира и изучите внимательно условные знаки (легенду) карты.

  2. Определите по карте главные показатели климата и занесите в таблицу:

3. Сделать вывод по практической работе.


Практическая работа №3.

Тема: Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Цель:

  1. Научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимуты объектов.

  2. Научиться составлять простейший план местности.

  1. По вашему плану определите азимут овощехранилища от северо-восточного угла здания школы.



Практическая работа №5.


Тема: Объяснение причин миграционных процессов в Европе.

Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу.

Учет миграционных

процессов очень важен

для coциально-экономического

роста любой страны.

Н. Н. Баранский

Цели работы:

1. Установить главные направления миграций в пределах Европы.

2. Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.


Последовательность выполнения работы


1. Дайте определения понятиям «миграция», «иммиграция», «эмиграция».

2. Пользуясь текстом учебника, на контурной карте укажите главные страны и регионы иммиграции и эмиграции населения.

3. Стрелками покажите направления миграций.

4. Условные знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

5. В тетради для практических работ объясните причины миграционных процессов в пределах Европы.




Практическая работа № 6.


Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


Цель: Определить влияние климата различных территорий страны на деятельность человека.

Оборудование: климатические карты России, агроклиматическая карта России.


! Климат Деятельность человека

Сельское хозяйство

Количество тепла



Способствуют развитию

Количество осадков

Климатические курорты



Коэффициент увлажнения



Суровая зима

Сельскохозяйственные работы



затрудняют

Строительство

Избыточная влага




Освоение новых территорий

Большая засушливость



Задание 1. Определите влияние климата на деятельность человека. Заполните таблицу.


Природный район

Климатический пояс

Черты климата

Влияние климата на деятельность человека

способствует

затрудняет

Север Восточно - Европейской равнины





Центральная часть Восточно-Европейской равнины





Юг Восточно-Европейской равнинв





Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека.


Практическая работа №7.


Тема: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.


Реки «продукт климата».

А.И. Воейков

Питание и режим реки обусловлены климатом,

падение реки определяется рельефом

территории, по которой протекает река.


Цели работы:

1. Определить особенности питания, режима, гoдового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.


Последовательность выполнения работы

Вариант 1.

Используя физическую карту атласа, текстовые карты учебника, рис. 35 на с. 75, рис. 36 на с. 77, рис. 37 на с. 78, табл. «Крупнейшие реки России» на с. 87, составьте характеристику реки Лены по предложенному плану.

Река Лена

1. Исток, направление течения, устье


2. К бассейну какого океана принадлежит


3. Источники питания


4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки


5. Годовой сток


6. Длина реки


7. Падение реки


8. Уклон реки


9. Возможность её хозяйственного использования



Вариант 2.

Выполнить работу на контурной карте, знаки легенды карты придумать самостоятельно.



На контурной карте:

1) подписать название реки;

2) отмeтить исток и устье;

3) показать, к бассейну какого океана принадлежит;

4) указать источники питания;

5) указать особенности водногo режима;

6) указать гoдовой сток;

7) показать падение, длина и уклон реки;

8) указать возможность ее хозяйственного использования.


Практическая работа №8

Тема: Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического

положения материка.


Цели работы:

1. Выявить особенности физико-географического положении Африки.

2. Научиться определять физико-географическое положение материка по плану, используя карты атласа.

3. Закрепить умение определять географические координаты точек, протяженность материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

4. Установить влияние физико-географического положения (ФГП) на природу материка.

Последовательность выполнения работы.

Определите географическое положение материка Африка, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

План определения ФГП материка.

I. Определите положение материка на градусной сетке (по отношению к экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам):

1. По отношению к экватору: пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк Северном или Южном? На контурной карте красным цветом выделите линию экватора.

2. По отношению к нулевому меридиану: пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой eгo части? В каком полушарии расположен материк в Западном или Восточном? На контурной карте синим цвeтом выделите линию нулевого меридиана.

3. Как расположен материк по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, выделите их на контурной карте.

4. По физической карте Африки определите крайнюю ceвepную и крайнюю южную точки материка.

5. Обозначьте на контурной карте крайнюю северную и крайнюю южную точки материка, определите их географические координаты, запишите географические координаты на контурной карте.

6. Между какими градусами широты расположен материк? Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Расчеты запишите в тетрадь.

7. Положение по долоте. Найдите на физической карте Африки крайнюю западную и крайнюю восточную точки. Обозначьте их на контурной карте. Определите географические координаты крайней западной и крайней восточной точек,

подпишите на контурной карте.

II. Определите положение материка относительно других объектов (материки, океаны):

1. Какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.

2. Какие океаны, мори, заливы и проливы омывают 6ерега Африки? Подпишите их на контурной карте.

3. Определите характер береговой линии (сильно изрезана, выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подпишите на

контурной карте.

III. Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенности физикогеографического положении материка, определяющих eгo природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.

Особенности ФГП материка

Особенности природы

1. Материк почти посредине пересекается экватором; большей своей частью лежит между Северным и Южным тропиками

?

2. Большая протяженность материка с севера на юг и с запада на восток

?

3. Слабая изрезанность береговой линии.

?










X. Нормы оценок


Критерии:

  • правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

  • самостоятельность ответа;

  • логичность, доказательность в изложении материала;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.


«5»

  • ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

  • правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

  • ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.


«4»

  • ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

  • есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.


«3»

  • ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

  • затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.


«2»

  • ответ неправильный;

  • не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;

  • неумение работать с картой.


Оценка практических умений учащихся


«5»

  • правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;

  • соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;

  • самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;

  • аккуратное оформление результатов работы.



«4»

  • правильный и полный отбор источников знаний;

  • допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.



«3»

  • правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;

  • неаккуратное оформление результатов.



«2»

  • неумение отбирать и использовать основные источники знаний;

  • допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;










Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве


«5»

  • правильное, проведенное по плану наблюдение;

  • точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах;

  • правильная формулировка выводов;

  • аккуратное оформление наблюдений.


«4»

  • правильное, проведенное по плану наблюдение;

  • недочеты в отражении объекта или явления;

  • правильная формулировка выводов;

  • недостатки в оформлении наблюдений.


«3»

  • допускаются неточности в проведении наблюдений по плану;

  • выделены не все особенности объекта или явлений;

  • допускаются неточности в формулировке выводов;

  • имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.


«2»

  • неправильное выполнение задания;

  • неумение сделать выводы на основе наблюдений.



Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.



























57


© 2010-2022