Внеклассная работа по географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассная работа по географии.

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету.

Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеурочной работы. Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, формирования у них нравственных черт гражданина Республики Казахстан.

Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живет. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдение, работа на местности и так далее. В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеурочное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу нашей Родины, полюбить родную землю, научиться разумно использовать её богатства, ценить их и беречь. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное время. Внеклассная работа по географии определяется как деятельность учащихся, осуществляемое на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемое учителем и способствующая углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Цель внеклассной работы - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать гражданина Республики Казахстан, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Задачи внеклассной работы по географии состоят в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества, усиление интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.

Внеурочная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.

Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей,

физикой, химией, начальной военной подготовкой, литературой и другими. Особое внимание во внеурочной работе уделяется знакомству методами географических исследований, формированию умения работать с различными источниками информации (картами, справочниками, научной литературой и др.). все это не только положительно влияет на географическую подготовку, но и развивает мышление, самостоятельность, творческую активность.

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведений занятий. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии. (Рис. 1).

Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, т.е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу. Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года. Систематические формы внеурочной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу? Кружки, общества, лекторские группы и т.д. эту форму работы можно разделить на фронтальную, проводимую с большим составом участников, групповую (кружковую), в котором принимают участия небольшое количество школьников, и индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную форму внеклассной работы по географии.

Массовые формы внеклассной работы - неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи и т.д. В внеклассных мероприятиях типа олимпиад, викторин активен каждый участник. Захватывающим моментом для учащихся является сама идея соревнования, выявления победителей. При проведения вечеров, утренников количество участвующих меньше, но на присутствующих значительное воздействие оказывает сила слова выступающих, яркость примеров. Следует отметить, что любое, массовое мероприятие включает в себя работу с группой учащихся или с отдельными учениками. Для эффективного проведения групповой работы по географии необходим четко продуманный план.

Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это превышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся. Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала - географическими знаниями. (Рис 2)

Важнейшим видом внеклассной работы по географии является школьное краеведение. Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале. Краеведческий принцип заложен в школьной программе по географии. Он же является ведущим в организации внеклассной работы. Значительное место во внеклассной работе по географии занимают экскурсии, экспедиции, походы, позволяющие сочетать нравственную, познавательную деятельность со здоровым отдыхом учащихся.

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможности системного углубленного изучения интересующей их темы.

Наиболее гибкой формой отражений в школьном образовании современных достижений является введение в школьную практику факультативных занятий. Поэтому в развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников, выполняет роль началь-ного звена в подготовке подрастающего поколения к общественному полезному труду. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержа-нием предмета, поэтому на данном этапе являются занятиями для подготовки к ЕНТ.

Оной из наиболее интересных форм внеклассной работы являются научные общества учащихся. Это добровольное объединение школьников, которые стремятся совершен-ствовать свои знания в определенной отрасли науки , техники, искусства, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки творческой, научно-исследовательской деятельности во внеурочное время под руководством учителей и других специалистов.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятель-сти общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материала - источников по истории природы и общества, имеющие воспитательную и научно-познавательную ценность.

Одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся форм является клубная форма внеклассной работы. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими организациями (КИД, клуб любителей природы, комитет ветеранов Вов и др).

Одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых - вовлечение большого числа учеников во внеурочную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся.

Во внеклассной работе по географии широкое распространение получили такие формы, как вечера и конференции. Специфика этих форм работы заключаются в том, что они могут проводиться как систематически (приуроченные к красным датам календаря),так и эпизодически, например в связи с большими политическими праздниками: День Республики, День Победы ит.д. В проведении этих мероприятий могут принимать участия школьники разных возрастных групп - младшие и старшие. В подготовку к этим мероприятиям могут быть вовлечены многие учителя - предметники (истории, биологии, литературы, музыки и др)

Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности. Устные журналы могут быть тематические и обзорные.

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников. Географические игры позволяют моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов.

Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры- конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Проведение недели географии в школе позволяет показать, как поставлена в школе учебная и внеклассная работа по предмету, дает возможность широко пропагандировать географические знания среди учащихся.

Цель и задачи обучения географии в новых условиях неразрывно связаны с общими установками школьного географического образования. Его Концепция в школах Республики Казахстан Ставят одну из основных задач: изучать родной край как часть всемирной географии, заложить таким образом, объективную основу патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи и интернационализмом и широким взглядом на мир; воспитывать чувство гордости за успехи родного края и чувство сострадания к его проблемам.



Рис. 1

Формы внеурочной работы по географии

Систематические постоянные

Географические кружки

Географические факультативы

Научные общества учащихся

Клубы любителей природы

Музеи











Эпизодические разовые




Олимпиада

Неделя географии

Географические вечера



Походы, экскурсии, экспедиции













Рис. 2

Методы организации внеурочной работы











Работа в природе:

Экскурсии, походы, наблюдения и др.,

экспедиции



Работа с географической литературой

( подготовка рефератов, докладов,

выпуск газет и стендов и др.)





Игровая деятельность

(вечера, олимпиады, деловые игры,

викторины и др.)





© 2010-2022