Научная работа Влияние цвета на здоровье человека

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны C самого нашего рождения и до самого последнего дня нашей жизни, нас сопровождают различные цвета. Мы видим их каждый день и не стараемся акцентировать наше внимание на этом постоянно. Мы выбираем цветную красивую одежду, мебель, интерьер и многое другое, просто исходя из понимания “нравится - не нравится”. Мы даже не замечаем как цвета изо дня в день влияют ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Влияние цвета на здоровье человека.









Паспорт проекта

Наименование проекта

«Влияние цвета на здоровье человека.»

Разработчики проекта

Мекебаева Мадина,

Руководитель: Кузвесова Е.М

Цель проекта

изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников, на характер человека, в интерьере на человека

Задачи проекта

  1. Работа с научными литературными источниками для выяснения существующих методик определения концентрации внимания у школьников.

  2. Спланировать и провести эксперимент по изучению влияния цвета на внимание школьников в группе количеством 15 человек.

  3. Полученные данные обработать с помощью математического анализа и составить таблицы и диаграммы.

Участники реализации проекта

Учителя, творческая группа обучающихся





Актуальность проекта

Самое драгоценное у человека - здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны

C самого нашего рождения и до самого последнего дня нашей жизни, нас сопровождают различные цвета. Мы видим их каждый день и не стараемся акцентировать наше внимание на этом постоянно. Мы выбираем цветную красивую одежду, мебель, интерьер и многое другое, просто исходя из понимания "нравится - не нравится". Мы даже не замечаем как цвета изо дня в день влияют на нашу жизнь, наше поведение, настроение, здоровье.

Многим уже известно, что влияние цвета на здоровье человека очень велико, ведь с детства какой-то определенный цвет радовал нас, а какой-то другой, наоборот, приносил чувство тревоги и тоски. Специалисты в этой области выяснили, что влияние цвета на здоровье человека определяется не только психологическим аспектом, но и физиологическими процессами. Цвет окружает нас в природе повсюду - одежде, украшениях, картинах, интерьере помещений, пище. Он - неотъемлемая часть нашей жизни. Однако большинство из нас остается в глубоком неведении, какую пользу может принести сознательное использование цвета. Учеными установлено, что каждый цвет излучает свою собственную энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья.

«Обожаю этот цвет!», «Глаз отдыхает…» - слышим мы довольно часто и не задумываемся о том, что постоянно испытываем воздействие цвета наш организм. Еще египетские, индийские, китайские медики древности изучали влияние цветовой гаммы на человека. И нет здесь никакой мистики. Так уж вышло, что человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он влияет на человека так же, как и все остальное. Многие не замечают, что цвет это настоящее чудо - великий дар, посланный нам свыше. И только немногие могут постигать все его разнообразие и силу.

Кстати, интересен основной постулат совета врачей при дворе древних китайских императоров. Этот один из самых древних законов гласил: все оттенки красного отвечают за физическое здоровье тела, синие тона помогают "настроить" разум, желтая гамма отвечает за душевное состояние.

Согласно доктринам индийских йогов, человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Цвет воистину всемогущ. В сочетании с направленным музыкальным воздействием он может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях.

Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах.

Цвет таинственен, ибо позволяет за считанные минуты по характеру предпочтения «вычислить» то интимно-внутреннее, о котором порой не догадывается и сам человек.

Цвет жизненно необходим всякому, ибо питает тело и поддерживает душу. Цвет глубочайшим образом включен в культурные традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека.

Это было известно издревле. Цвет жизненно важен для медиков, художников, психологов и строителей, педагогов, учёных и политиков.

Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо , так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.

Самое драгоценное у человека - здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Начиная с первого класса, детям даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции. Мы узнаем, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Мы узнаем, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуем свой образ жизни, составляем правила и нормы здорового образа жизни.


1. Характеристика цветовой гаммы

Восприятие цветов и оттенков можно сравнить с музыкантом, настраивающим свой инструмент. Все оттенки способны вызывать в душе человека неуловимые отклики и настроения, поэтому он и ищет резонанс колебаний цветовых волн с внутренними отголосками своей души.

Существует 2 основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы, и цвета Холодной гаммы. Давайте рассмотрим по подробнее их воздействие на нас.

Теплую гамму составляют: Красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки, как известно. Они создают у тех, кто на них смотрит или их носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения.

Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого, зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции, закрытости, отстраненности.

Красный:
• стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, помогает при апатии, депрессии. Он побеждает страх, неуверенности в себе, устраняет упадок сил, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне

• обладает согревающим эффектом, помогает при простуде и насморке
•стимулирует мозговую деятельность и снимает сонливость
• убивает вирусы, нейтрализует некоторые воспалительные процессы (хотя красный цвет противопоказан при угревой сыпи)
• в больших количествах усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение
•активизирует сексуальность и помогает при бесплодии
• расширяет сосуды, активизирует кровообращения, повышает давление, учащает пульс и дыхание
• стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, нормализует обмен веществ и повышает аппетит

Желтый:
• Поможет быстрее осмелится на жизненные перемены и серьезные шаги
• освобождает от негатива, помогает при депрессии, повышает самооценку избавляет от пессимизма
• способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию, улучшает память
• очищает организм от токсинов, контролирует вес, помогает при диабете
• положительно влияет на весь пищеварительный тракт, помогает при заболеваниях печени, запорах
• лечит некоторые кожные заболевания

Синий и голубой:
• снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу
• способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуицию
• в больших количествах вызывает сонливость и грусть
• помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности
• сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами.
• Усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах
• уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть

Зеленый:
• Порождает чувство любви, помогает быть ближе друг к другу, создает ощущение гармонии как внутри человека, так и в его отношениях с окружающими.
• поддерживает равновесие физического и психологического состояния человека
• мобилизует мышцы и повышает работоспособность, помогает при неуравновешенности, злобе, грубости, эмоциональном возбуждении
• избавляет от клаустрофобии, зрительно расширяя пространство оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие
• очень благотворно влияет на беременных, делая их более спокойными
• помогает при заболеваниях сердца, болезнях легких и гриппе

Редко кто из нас задумывается, какую роль в жизни играет цвет, а между тем от него зависит не только восприятие окружающего мира, но и наше настроение, и даже самочувствие. Хотите быть в гармонии с собой и миром?

Гете была выработана концепция цвета: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света - желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое и психическое воздействие. Существует даже школа исцеления с помощью цвета.

Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма, цвет

разбивается на спектр, таким образом, человек вбирал тот цвет, который

хотел. В древнем Китае на солнце лежали в красном шелке - излечение следов

оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. Если человек

устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть

состояние меняется на противоположное. Цвет оказывает влияние на кровяное

давление - оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному, при

обратном предъявлении происходит обратный процесс. Не следует

злоупотреблять темными тонами - углубление в цвет вызывает тревогу.

Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия».

Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки

посредством зрительного анализатора. Однако это не единственный канал, по

которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные

исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.

Цветотерапия - это медицинское направление, использующее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, на его самочувствие. Например, существуют специальные виды цветных линз для очков, индивидуальный подбор и ношение которых оказывает благоприятное влияние на состояние психики. Цветом лечат бессонницу, гипертоническую, язвенную болезнь, многие неврологические заболевания.

Основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV-III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определённого цвета.

Более всего привлекал внимание врачевателей красный цвет. Его использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Под воздействием красного цвета скорость высыпаний увеличивалась, и, тем самым, ускорялось и облегчалось течение упомянутых детских инфекций.

Основой цветотерапии является ассоциативное восприятие цвета человеком: как генетически обусловленное (по типу безусловных рефлексов), так и приобретенное в процессе жизнедеятельности в виде условных рефлексов и психоэмоциональных ассоциаций. Например, красный обладает резко выраженным психостимулирующим эффектом, активизирует деятельность практически всех органов и систем организма. Эти реакции вполне закономерны, так как в процессе эволюции человека обилие красного цвета ему приходилось наблюдать при пожарах, извержениях вулканов, при особенно ярких закатах и восходах солнца - предвестниках резкого ухудшения погоды. Это - генетически детерминированная ассоциативная психоэмоциональная реакция, но могут наблюдаться и индивидуальные, порой парадоксальные реакции. Они зависят от личного опыта и закрепляются по типу условного рефлекса. Например, человек, подвергшийся нападению на зеленой лужайке, может на всю жизнь сохранить неприязнь к зеленому цвету.





2. Обзор литературы по теме работы


"Все живое стремится к цвету", - так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. Действительно наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветных форм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи, снова и снова обращались к проблеме цвета, пытались ее решать - каждый по своему, чаще на ощупь, интуитивно. У колыбели цветоведения стояли величайшие умы человечества - Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время - И.П. Павлов, С.Н. Вавилов и многие другие.

Существует мнение, будто бы выразительность цвета основана на ассоциациях. Красный цвет возбуждает потому, что он напоминает нам о явлениях, связанных с огнем, с кровью. Зеленый цвет воскрешает мысль об освежающем воздействии природы. Синий же цвет, возможно, вызывает у нас представление, связанное с прикосновением к холодной воде, дыханием темной ночи.

Однако, как вполне справедливо утверждает известный американский психолог искусства Рудольф Арихейм, ассоциативная теория в изучении цвета дает столь же мало, сколь и в других областях знаний. Воздействие цвета оказывается довольно сильным и самопроизвольным только в том случае, если он является результатом интеллектуального истолкования.

Макс Люшер, всемирно известный швейцарский психотерапевт, в ХХ веке первым создал цветодиагностику. Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. Можно сказать, что цветовой выбор не может лгать. О лечении цветом пишут многие. Доктор медицины Нереш Паньямента в книге «Цветопунктура для детей» (1998 г.) просто и понятно объясняет, как можно в домашних условиях лечить заболевания облучением определенных участков кожи карманным фонариком, перед отражателем которого помещается пленка того или иного цвета. Китайцы для этой цели используют многие столетия тлеющие полынные палочки, держа их на расстоянии 1 см от поверхности кожи. Цветопунктура ведется по тем же точкам, что и иглоукалывание, только без иглы. Цель ее - восстановить в больном организме нарушенное энергетическое равновесие. Это говорит о том, что человек - это единая система, а не набор разнообразных органов, как полагает европейская медицина.

Родители нечасто проникаются насыщением цветов в рисунках детей, а потому теряют контроль над душевными переживаниями ребенка, которые впоследствии перерастают в невроз, негативизм, нежелание учиться, а у кое-кого впоследствии и жить. Обнаружить и уладить конфликт в душе ребенка поможет самое обычное рисование. Чаще всего его используют для коррекции психологи. Причем это происходит как в школах, так и в специальных заведениях.
Рисование, по словам психолога Оксаны Литвиненко, помогает и взрослому. Поэтому рисуйте чаще, особенно после нервного возбуждения. Это действует намного эффективнее, чем успокоительные транквилизаторы. И если увидите в своих произведениях густые мазки темных цветов, особенно серого, черного, темно-коричневого, - такие рисунки уничтожайте (сжигайте), будто отрезайте от своего "Я" все плохое.
Главный внештатный специалист из народной и нетрадиционной медицины, терапевт Василий Ищук рассказал, что цветом издавна лечили на Востоке, в Индии и Китае.

Интересно воспитывают детей в Японии. Сначала обнаруживают цвета, какие отсутствующие в их рисунках. Потом анализируют, почему ребенку не нравится тот или тот цвет. Потому что японцы считают: "Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни". На Западе же отсутствие любого цвета на детских рисунках считается проявлением творческой индивидуальности.
История жизни известных художников - этому доказательство. Возьмем для примера французского художника Клода Моне, в которого прогрессировала катаракта. При этом краски его полотен становилось все больше красновато-коричневым. Когда ему сделали операцию, художник, увидев свои творения, ужаснулся от дисгармонии, которая была порождена его болезнью, и много из них просто уничтожил.

Лечение цветом в официальной медицине также уже имеет свою историю. В 1876 году врач Сетчи лечил психически больных фиолетовым светом, врачи Штейн (в 1890 г.) и Келлог (в 1894 г.) внедрили в медицинскую практику общее инфракрасное облучение лампами накаливания. В 1892 году врач Минин применил лампу из синего стекла со специальным рефлектором, которая позже стала очень популярной. В 1895 году Евальд использовал ультрафиолетовое излучение для устранения невралгической боли.

3.1. Цель проекта

Существует зависимость между физиологическими показателями человека и теми цветами, на которые он смотрит и в которые одет. Мрачные тона посылают меньше импульсов эндокринной системе. А та, в свою очередь, вырабатывает меньше гормонов, стимулирующих жизненные процессы. В результате снижается сопротивляемость, обостряются хронические заболевания.

Изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность, концентрацию внимания школьников, характер, физиологическое состояние.

Необходимым условием осуществления этих целей являются сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья и формирования экологического поведения детей.

Задачи проекта

  1. Работа с научными литературными источниками для выяснения существующих методик определения концентрации внимания у школьников.

  2. Спланировать и провести эксперимент по изучению влияния цвета на внимание школьников в группе количеством 20 человек.

  3. Полученные данные обработать с помощью математического анализа и составить таблицы и диаграммы.


3.2. Место проведения исследования


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3.

3.3. Условия, в которых проводились исследования

Характеристика условий обучения в образовательном учреждении

Главная миссия школы - создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования субъектов образовательного процесса. Современные школьники большую часть времени проводят в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой. В нашей школе максимально разнообразили помещения (классы, коридоры). По принципу: каждый класс - это отправная гавань, это корабль, на котором есть все необходимое для путешествия. Класс - это мост в тот мир, куда вы зовете ребенка.

Разнообразный мир школьных помещений соответствует разнообразному природному миру, в котором живет человек. Мы понимаем, что одинаковость всех классов и коридоров создает плоское восприятие мира, убивает интерес к чему-то особенному. Поэтому в нашей школе не найти двух похожих коридоров, вестибюлей, двух похожих кабинетов.

Есть еще один важный воздействующий на психику фактор, который мы учли при оформлении школы - это цвет. Посмотрите на радугу после дождя. Сколько радости, силы, энергии она дает, какая бодрость духа и подъем настроения, состояния счастья, что вы на Земле. И посмотрите, какие из этих цветов присутствуют в школьных помещениях - практически никаких. Радужные цвета притягательны, магнетичны - это их естественные свойства. Используя систему этих цветов, наша школа стала притягательной для детей, радостной, тонизирующим напитком, если хотите. В оформление школьных коридоров и вестибюлей использованы яркие оттенки - они тонизируют, будоражат. Светлые и бледные постельные, использованные при оформлении классных комнат, - соответствуют рождению, молодости, силе, успокаивают, нейтрализуют активное начало. Зеленые кабинет биологии - соответствуют состояниям природы от весны до конца лета, состояние роста, желание познать,кабинет физики- синий.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что школьные помещения, их оформление, обстановка для эффективного решения задачи обучения максимально приближены к отражению законов мира, в котором мы живем.


  1. Методика проведения исследований


Для достижения поставленной цели использовали следующие методы исследования:
1.Анкетирование школьников своего класса и учащихся других классов.
2.Исследование условий классной комнаты
3.Составление сравнительных таблиц.
4.Анализ и обобщение.

.5. Результаты исследований

Влияние цвета на умственную продуктивностъ (внимание) школьников (самостоятельное исследование).

Методы исследования:

  1. Проведение эксперимента с использованием корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова).

  2. Статистический метод анализа данных.

  3. Математический анализ данных.

  4. Построение таблиц и диаграмм.

Для исследования была создана группа учащихся десятых классов в количестве 15 человек. До начала эксперимента было установлено, что все испытуемые примерно одинаково различают цвета. Эксперимент проводился в школьном кабинете в свободное от уроков время, в течение шести дней, в одно и то же время 13-15 часов), на которое ( как установлено учеными) приходится максимальное цветоразличие.

Исследование умственной работоспособности (внимания) осуществлялось при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Таблицы были размещены на бумаге разного цвета: белого, светло-красного, светло-зеленого. Испытуемым предлагалось задание: по возможности быстро и точно вычеркнуть заданную букву в течение четырех минут. При этом для определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.

Концентрация внимания оценивалась (в условных единицах) с помощью количественных показателей коэффициентов точности и умственной продуктивности.

Коэффициент точности рассчитывали по формуле:

А= М/N

где М- количество вычеркнутых букв;

N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть, в просмотренном тексте.

Коэффициент умственной продуктивности: P=AS, где S - общее количество просмотренных буквенных знаков. Результаты исследования: помещены в таблицы 1,2 и 3, в диаграмму 1 (Приложение 1,2,3) .

Вывод.

  1. Исходя из полученных данных видно, что внимание учащихся при выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой предлагаются задания.

  2. Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на светло-зеленой бумаге.

Полученные результаты можно использовать в образовательных учреждениях с целью повышения умственной продуктивности учащихся.



Рисунок - диагностика и лечение

"Цветные дети"

Родители нечасто проникаются насыщением цветов в рисунках детей, а потому теряют контроль над душевными переживаниями ребенка, которые впоследствии перерастают в невроз, негативизм, нежелание учиться, а у кое-кого впоследствии и жить. Обнаружить и уладить конфликт в душе ребенка поможет самое обычное рисование.

Для исследования была создана группа учащихся 5 «А» класса в количестве 20 человек. Участники проекта провели цвето- рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников

Методика основана на тестировании детей с помощью пиктограмм, - рисунков, выполненных ребенком самостоятельно.

Все очень просто! Ребенок берет в руки шесть цветных карандашей основных цветов и на некоторое время становится настоящим художником. Тему рисунка задаете вы. Обычно рекомендуют детям нарисовать несколько рисунков подряд на темы: Праздник, Развитие, Любовь, Тяжёлая работа, Дружба, Счастье и т.д. Всего 8 рисунков на одном листе, разделённом на 8 равных частей при помощи троекратного сложения этого листа.

Ученые разработали методику "Цветные дети", с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье.

В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера.

"Cерые дети"

Противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего "серые" дети очень тихие, несмелые, замкнутые. "Серая" ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет - это первый признак усталости.


"Синие дети"

"Синие" дети - полная противоположность "красным". Недаром "красных" детей можно успокоить синим цветом, а "синих" детей - красным. "Синий" ребенок - спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность "красным" детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.


"Черные дети"


Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.
"Желтые дети"
На языке цвета желтый - цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего предрасположены к творчеству.
"Желтый" ребенок - мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.
"Красные дети"
Красный цвет - цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с "красными" детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются "красно-желтые" (красный - наиболее любимый), среди умных - "желто-красные".
"Зеленые дети"
"Зеленый" ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в "зеленую" личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.
"Оранжевые дети"
Эти дети легко возбудимы, так же, как "красные" и "желтые", но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама - этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздразжает и опустошает.
"Коричневые дети"
В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у "коричневых" детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин "коричневого" дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.
"Фиолетовые дети"
На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

"Сине-зеленые дети"
На языке цвета "сине-зеленый" означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет - индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно "сине-зелеными" являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь "сине-зеленых" от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение.


ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ВНИМАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

В ходе проведенных исследований (анкетирование обучающихся) оказалось, что наиболее приятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно. Длительное действие красного создает цветовую усталость. Зеленый цвет помогает быстро снять неприятные ощущения, вызванные красным цветом. Ежедневное восприятие "зелени" - важный гигиенический фактор.

Исследования показали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность в классе, благоприятно влияют на работоспособность.

Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, которые можно объединить в три группы:

- физиологические - возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, питание и др.

- физические - отражающие географические, климатические условия.

- психические - эмоциональный настрой и др.

Все вышеуказанные факторы одновременно воздействуют на организм и взаимообуславливают друг друга. Поэтому была выбрана данная тема исследования

Вывод

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников является важным делом.
В ходе данного исследования был проведен анализ психологического состояния обучающихся. На основании результатов данного исследования доказано, что классная комната При окраске стен использовать теплые тона, максимально отражающие свет







Литература


1. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. - М.: Изд. «Харвест»,

2000. - 448стр. (Серия «Библиотека практической психологии»).

2. Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера. Сост.

Дубровская О.Ф. Изд. 4-е испр. - М.: Изд. «Когито-Центр», 2001.

- 63 стр.

3. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. - М.: Изд. «Питер», 1998.

- 94 стр.

4. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. - М.: Изд.

«ЭКСМО-Пресс», 1998. - 156 стр.

5. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. - М.: Изд.

«Питер», 1995. - 76 стр.

6. Лидбитер Ч. Астральный план. - М.: Изд. «АСТ-Пресс», 1997. - 72

стр.

  1. Кейс Э. Ауры. - М. Изд. «Вита-Пресс», 1994. - 215 стр.

8. Ауэр Ксавер, Фрилинг Генрих Человек - цвет - простанство. М., " Строй

издат", 2003.








Приложение

Приложение. 1.Количество ошибок, допущенных испытуемыми на бумаге разного цвета.

№ испытуемого

Цвета

Белый

Светло-красный

Светло-зеленый

1

3

12

0

2

2

1

1

3

3

2

1

4

1

0

0

5

2

0

1

6

1

2

0

7

2

3

0

8

0

2

0

9

3

4

1

10

4

4

1

11

3

2

1

12

2

4

0

13

4

3

2

14

4

2

1

15

2

3

0



2.Показатели концентрации внимания (А, Р).

№ испытуемого

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

белый

красный

зеленый

белый

красный

зеленый

1

0,97

0,90

1

989

918

1020

2

0,98

0,99

0,99

999,6

1010

1010

3

0,97

0,98

0,99

989

999,6

1010

4

0,99

1

1

1010

1020

1020

5

0,98

1

0,99

999,6

1020

1010

6

0,99

0,98

1

1010

999,6

1020

7

0,98

0,97

1

999,6

989

1020

8

1

0,98

1

1020

999,6

1020

9

0,97

0,96

0,99

989

979

1010

10

0,96

0,96

0,99

979

979

1010

11

0,97

0,98

0,99

989

999,6

1010

12

0,98

0,96

1

999,6

979

1020

13

0,96

0,97

0,98

979

989

999,6

14

0,96

0,98

0,99

979

999,6

1010

15

0,98

0,97

1

999,6

989

1020








3.Средние показатели концентрации внимания.

Цвет

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

Белый

0,976

995

Светло - красный

0,972

991

Светло - зеленый

0,994

1014

Диаграмма 1. Средние показатели концентрации внимания

Научная работа Влияние цвета на здоровье человека



Рекомендации

Цвет окружает нас в природе повсюду - одежде, украшениях, картинах, интерьере помещений, пище. Он - неотъемлемая часть нашей жизни. Однако большинство из нас остается в глубоком неведении, какую пользу может принести сознательное использование цвета. Учеными установлено, что каждый цвет излучает свою собственную энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья. Цвет одежды, которую мы утром выбираем неслучаен, мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром чувствуем усталость, то выбираем одежду теплых цветов: оранжевую, желтого или красного цвета. А если пришли со школы раздраженными, нервными, нам хочется сбросить яркие тона и одеть спокойные: зеленоватые, голубые, синие. Почему? Этого требует наше физическое и психическое состояние.

Существует семь основных цветов, которые могут вылечить, успокоить, возбудить, расположить.

Впереди - слякотная осень вместе со своим неизбежным спутником -простудой. И здесь спаситель - голубой цвет. Он оказывает антисептическое и жаропонижающее действие.

Красный цвет согреет и приостановит воспалительный процесс, однако злоупотреблять им не стоит: он может спровоцировать еще больший подъем температуры. И вообще красный - самый сильный цвет, он еще избавляет от депрессии. Еще помогает при воспалительных заболеваниях кожи.

Если вы абсолютно вымотаны и обессилены, окружите себя теплыми цветами: красным, желтым, оранжевым. Оранжевый цвет возьмите на вооружение, если вы страдаете легочными, сердечными заболеваниями, если есть проблемы с мочеполовой системой. Депрессию тоже хорошо бы гнать оранжевым.

А вот холодные цвета - синий, голубой и фиолетовый - помогут расслабиться. Если вы подверглись разрушительному действию стресса, именно они, особенно голубой, смогут восстановить утраченное равновесие. Страдаете бессонницей - спите при голубом абажуре.

Зеленый цвет лечит головную боль, благотворно влияет на органы, расположенные в грудной клетке.

Как видите, воздействие цветов на человека - это целая наука, которой можно вылечить человека и дать ему новую жизнь. И если вы постигнете эту науку, то, несомненно, излечитесь от многих недомоганий и разрешите многие свои проблемы и самое главное - без побочных эффектов!

Источником цвета является каждый орган, и по отсутствию или недостаточности того или иного цвета можно судить о том, какой орган болен и в каком он находится состоянии. А поскольку каждый орган излучает свой цвет, этим цветом и следует подпитывать больной орган. Семь основных цветов радуги связаны с тканями тела и души. Действия этих семи цветов могут помочь восстановлению здоровья человека. Если желатиновую бумагу, окрашенную в любой из семи цветов, обернуть вокруг посуды с водой (банка, бутыль, кувшин) и поставить ее на 4 часа на солнце, вода вберет в себя цветовые вибрации. Если эту воду пить, воздействие на организм будет благоприятным. Исследования ученых показали, что лучи солнца, проходя через стекла, окрашенные в различные цвета, приносят большую пользу при лечении кожных и других заболеваний.


Как определить, какой цвет нужен человеку в первую очередь?

Чувствительные люди очень реагируют на цвет - будь то помещение, где принимают клиента, или одежда целителя. А от цвета свечей будет зависеть, как быстро сможет клиент выздороветь, и комфортно ощущать себя на сеансе.

Поскольку цвет имеет терапевтическое значение, то нужно учитывать, что один и тот же цвет на разных людей будет действовать по-разному. Самый простой метод диагностики - это предложить человеку выбрать, например, из нескольких свечей. Он всегда выберет правильно. А во время сеансов желательно отслеживать состояние и уровень комфорта пациента.

Авиценна советовал носить красные одежды во время хандры и болезни. Красный цвет изгоняет тоску и отрицательные эмоции, стимулирует работу органов и мышц. Цвет крови является сигналом необходимости мобилизовать свои силы для действия. Чтобы поднять настроение иногда достаточно постелить на стол красную скатерть, салфетки, поставить красные чашку, блюдо, вазу с цветами. Заряжайте воду, накрывая сосуды с водой салфеткой, пленкой красного цвета.

Наши бабушки при рожистом воспалении закрывали больное место красной тряпочкой с мелом. Если ребенок заболевал корью, занавешивали окна красной тканью, при воспалении придатков, болезненных месячных советовали одевать красные трусики, при кашле надевали красные майки и кофточки. Красная шерстяная ниточка, обвязанная вокруг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и быстрого выздоровления. Случайно ли? - Нет! Он стимулирует кровообращение, убыстряет кровоток, стимулирует работу печени, если применять облучение им в соответствующей зоне.

Оранжевый цвет ассоциируется с цветом духовной радости, отвечает за работу легких, стимулирует их деятельность, полезен при туберкулезе и эмфиземе, имеет влияние на все патологии, связанные с работой щитовидной железы, благоприятен при лечении переломов, остеопороза. Этот цвет настраивает на небывалую щедрость, укрепляет волю, улучшает обмен веществ, усиливает кровообращение, обостряет аппетит и дает чувство радости, восстанавливает равновесие, дает силы в горе, помогает сохранить смелость и способность открыто выражать свои чувства в общении. Полезными оранжевыми продуктами являются морковь, апельсин, абрикос. Вредными оранжевыми продуктами являются мясо некоторых рыб.

Розовый цвет. В педиатрической клинике Франции ввели розовое белье для детей, в результате резко возросло количество выздоравливающих. Этот цвет не позволяет иссякнуть женственности и нежности, защищает романтическую натуру от грубости внешнего мира, позволяет избавиться от навязчивых мыслей.

Желтый цвет - это цвет здоровья, дает жизненную энергию, помогает от меланхолии, способствует передаче нервных импульсов и может быть использован при любой патологии нервной системы: параличе, болезни Паркинсона. Желтый цвет стимулирует работу кровеносной и лимфатической систем, усиливает активность поджелудочной железы, кишечника, повышает иммунитет. Он защищает тепло и доброжелательность дома, спасает от депрессий, способствует интеллектуальной деятельности, объединяет семью общим эмоциональным настроем.

Лимонный цвет влияет на хронические патологии. Способствует очистке дыхательных путей. Влияет на формирование костей и зубов, стимулирует функцию мозга, зобной железы, которая важна для поддержания иммунитета, роста. Он влияет на скорость сокращения мышц, распределение энергии.

Синий цвет облегчает боли при мускульных спазмах, т.е. обладает антиспастическим эффектом. Он также стимулирует работу желудка, выделение защитной слизи. Помогает в случае запора, освобождает от газов. Способствует сохранению незыблемого порядка в доме, очищает пространство дома и придает ему силу, твердость и бесстрашие, помогает при боли, как физической, так и душевной, сглаживает неприятные воспоминания, помогает понять истинную суть событий и явлений жизни. Стимулирует работу нервной системы и активизирует выработку фагоцитов. Лечит гнойники, гранулемы. Будучи болеутоляющим, он может использоваться при анестезии, но длительное воздействие может нарушать метаболизм кальция и фосфора, что ведет к декальцинизации костей, судорогам. В этом случае его следует заменить оранжевым цветом.

Голубой цвет помогает при зуде, раздражениях, увеличивает потоотделение, понижает температуру, стимулирует мозговую железу (эпифиз), которая выделяет гормон мелатонин. Выработка последнего увеличивается ночью (поэтому хочется спать), а уменьшается с первыми лучами солнца. Если впали в депрессию, чувствуете подавленность, вставайте с рассветом, и плохое настроение пройдет. Этот цвет успокаивает, умиротворяет, смягчает грубое поведение, развивает сострадание, способствует интеллектуальным занятиям.

Зеленый цвет нормализует гомеостаз, стимулирует гипофиз, который играет главную роль в работе эндокринной системы. Дает уверенность в себе и улучшает работу сердца. Помогает рассеивать отрицательные эмоции, дает умиротворенность, помогает при шоке и обладает снотворным действием, благоприятно влияет при мигрени, глаукоме, гипертонии, истерии и бессоннице. Его можно использовать для лечения дистрофии и миастении (сильная мышечная утомляемость). Имеет бактерицидный, дезинфицирующий, антисептический эффект. Этот цвет поддерживает эмоциональную открытость и радость жизни, успокаивает нервную сиу, позволяет защитить внутреннюю свободу от посторонних посягательств.


© 2010-2022