«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии»

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках географии»

Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения - это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.

Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Для того, чтобы ученик был здоров необходимо создать такие условия, при которых, работа становилась бы успешной, то есть создать БЛАГОПРИЯТНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Создавая здоровое психолого - педагогическое пространство, учитель способствует развитию здоровой личности работника, созданию творчества, психологического климата в коллективе, задает модель правильного поведения и отношения с другими людьми.

Первое условие ПРИНЯТИЕ. Учеников надо любить безусловно, а не за то что они делают или должны сделать. «Ты мне нравишься, потому что это ты»…

Второе условие- ВНИМАНИЕ. Здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнятся и чувствуются часы и дни.

Третье условие- УВАЖЕНИЕ (ПРИЗНАНИЕ). Уважение очень необходимо человеку. Признание должно быть высказано и ясно показано, потому что помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что в сознание учителя.

Четвертое условие - ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА. Хороший учитель и руководитель может создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую в будущем работник будет вспоминать как счастье. Чувства - не средство, не инструмент, подкрепляющий хороший результат или стремление к новым попыткам. Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии.

Следующий важный компонент - здоровая мотивация. Нельзя сравнивать учеников друг с другом, постоянно подчеркивать чьи- то ошибки.

К ПРОСТРАНСТВУ мы относим санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки-это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух - это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска - это направленность на деятельность; правильное освещение - это работа глаз.

Соблюдение соответствующих гигиенических условий должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. Среди основопологаюших требований к санитарно-гигиеническим условиям необходимо отнести следующее:

  • Нормы воздушно-теплового режима;

  • Нормы освещения класса;

  • Требования к школьной мебели;

  • Гигиенические нормы режима дня;

  • Горячее питание;

  • Гигиенические требования к расписанию;

Пятое условие - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

Здоровый психологический климат- важный компонент для работы. Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь способствует развитию дремотного состояния, материал воспринимается с трудом. Речь учителя или руководителя должна быть эмоциональной.

Шестое условие - ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ. Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на организм. Ее ограничения ведет не только к ухудшению здоровья, но и к снижению восприятия.

Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

  • Правило 1. Правильная организация урока

  • Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необ­ходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

  • а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

  • б) проявлением и тренировкой познавательной активности;

  • в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

  • Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

  • Организация урока должна обязательно включать три этапа:
    - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
    - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
    -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
    Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.


  • Правило 2. Использование каналов восприятия

  • Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психи­ческих функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
    - левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

  • стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
    - правополушарные люди - доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
    - равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

  • На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие;
    - кинестетическое восприятие.

  • Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.

  • Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся

  • Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

  • Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

  • При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

  • Эффективность усвоения знаний обучающихся в тече­ние урока такова:

  • 5-25-я минута - 80%;

  • 25-35-я минута - 60-40%;

  • 35-40-я минута - 10%.

  • Практически все исследователи сходятся во мне­нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологичес­ких функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстано­вительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.























Схема 1.

С«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии»труктура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии



Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Выделяются принципы здоровьесбережения:

  • «Не навреди!».

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.

  • Непрерывность и преемственность.

  • Субьект-субьективные взаимоотношения.

  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход.

  • Успех порождает успех.

  • Активность.

  • Ответственность за свое здоровье.

Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

На основании требований выделяются виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.

  • Упражнения для кистей рук.

  • Гимнастика для глаз.

  • Гимнастика для слуха.

  • Упражнения, корректирующие осанку.

  • Дыхательная гимнастика.

В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Утренняя гимнастика перед первым уроком;

  2. Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;

  3. Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);

  4. Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;

  5. Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;

  6. Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.

Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.



© 2010-2022