- Преподавателю
- География
- «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии»
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларцева Е.С. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках географии»
Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения - это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.
Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Для того, чтобы ученик был здоров необходимо создать такие условия, при которых, работа становилась бы успешной, то есть создать БЛАГОПРИЯТНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Создавая здоровое психолого - педагогическое пространство, учитель способствует развитию здоровой личности работника, созданию творчества, психологического климата в коллективе, задает модель правильного поведения и отношения с другими людьми.
Первое условие ПРИНЯТИЕ. Учеников надо любить безусловно, а не за то что они делают или должны сделать. «Ты мне нравишься, потому что это ты»…
Второе условие- ВНИМАНИЕ. Здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнятся и чувствуются часы и дни.
Третье условие- УВАЖЕНИЕ (ПРИЗНАНИЕ). Уважение очень необходимо человеку. Признание должно быть высказано и ясно показано, потому что помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что в сознание учителя.
Четвертое условие - ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА. Хороший учитель и руководитель может создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую в будущем работник будет вспоминать как счастье. Чувства - не средство, не инструмент, подкрепляющий хороший результат или стремление к новым попыткам. Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии.
Следующий важный компонент - здоровая мотивация. Нельзя сравнивать учеников друг с другом, постоянно подчеркивать чьи- то ошибки.
К ПРОСТРАНСТВУ мы относим санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки-это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух - это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска - это направленность на деятельность; правильное освещение - это работа глаз.
Соблюдение соответствующих гигиенических условий должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. Среди основопологаюших требований к санитарно-гигиеническим условиям необходимо отнести следующее:
-
Нормы воздушно-теплового режима;
-
Нормы освещения класса;
-
Требования к школьной мебели;
-
Гигиенические нормы режима дня;
-
Горячее питание;
-
Гигиенические требования к расписанию;
Пятое условие - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
Здоровый психологический климат- важный компонент для работы. Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь способствует развитию дремотного состояния, материал воспринимается с трудом. Речь учителя или руководителя должна быть эмоциональной.
Шестое условие - ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ. Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на организм. Ее ограничения ведет не только к ухудшению здоровья, но и к снижению восприятия.
Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
-
Правило 1. Правильная организация урока
-
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
-
а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
-
б) проявлением и тренировкой познавательной активности;
-
в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
-
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
-
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
-
Правило 2. Использование каналов восприятия
-
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический -
стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди - доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. -
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие. -
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.
-
Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся
-
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
-
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
-
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
-
Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:
-
5-25-я минута - 80%;
-
25-35-я минута - 60-40%;
-
35-40-я минута - 10%.
-
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
Схема 1.
Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии
Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Выделяются принципы здоровьесбережения:
-
«Не навреди!».
-
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
-
Непрерывность и преемственность.
-
Субьект-субьективные взаимоотношения.
-
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
-
Комплексный, междисциплинарный подход.
-
Успех порождает успех.
-
Активность.
-
Ответственность за свое здоровье.
Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:
-
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
-
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
-
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
-
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
-
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
На основании требований выделяются виды физкультминуток:
-
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
-
Упражнения для кистей рук.
-
Гимнастика для глаз.
-
Гимнастика для слуха.
-
Упражнения, корректирующие осанку.
-
Дыхательная гимнастика.
В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:
-
Утренняя гимнастика перед первым уроком;
-
Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;
-
Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);
-
Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;
-
Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;
-
Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.
Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.