Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

Материал представлен для коррекционного образования. Учащихся шестого класса. В конспекте очень много заданий для самостоятельного выполнения, самооценивания. Для закрепления материала учащиеся отгадывают кроссворд. Думаю мой материал пригодится для проведения уроков географии. Конспект составлен с учётом требований к написанию плана-конспекта урока. Поставлена основная цель, а также цель к каждому этапу урока. Во время урока дети также читают по очереди текст учебника и комментируют его. Основн...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ «Красноярская специальная (коррекционная)общеобразовательная

школа - интернат»










Урок по географии 6 класса

Тема: «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне».








Выполнила: учитель биологии

и географии

Мочалина И.А.













2013 год

Тема: Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Тип урока: комбинированный.

Цель: формировать представление учащихся о Земле, Солнце, Луне.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения работать с наглядным материалом, умения объяснять географические явления, анализировать, делать выводы.

  • Дать краткую характеристику Солнцу как звезде;

Коррекционные:

  • Развивать мышление на основе упражнения «Закончи предложение».

  • Развивать зрительное восприятие и узнавание.

  • Обогащать и активизировать словарный запас.

  • Формирование коммуникативных умений и навыков при работе в малой группе.

Воспитательные:

  • Воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов;

  • Воспитывать самостоятельность.

Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.

Методы: словесный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация в редакторе «PowerPoint», компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель - подготовка учащихся к работе на уроке.

  • Настрой учащихся на работу, организация внимания;

  • Проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

- Добрый день! Я рада видеть вас. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок, но прежде мы с вами проговорим заповеди:

Делай добро;

Бойся обидеть человека;

Люби и прощай людей;

Говори обо всем честно,

Помни: учеба твой главный труд,

Живи и трудись на совесть.

Сегодня мы будем выполнять различные самостоятельные работы, находить термины в словаре учебника, будем учиться оценивать свою работу.

А вот для того чтобы заработали ваши органы, сделаем зарядку

1 упражнение «Великан» (для формирования осанки). Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего занятия.

  1. Этап актуализации знаний. Фаза вызова.

Листок самоконтроля (после выполнения самостоятельных заданий учащиеся ставят себе оценку, и в конце урока подсчитывают баллы, выставляется оценка).

Игра «Помоги парашютисту приземлиться!»

Распредели на парашюте условные знаки по секторам. В помощь для выполнения задания можно воспользоваться «Атласом», страница 8-9.

По окончании работы ученики сами себя проверяют с помощью презентации.

Если справились с заданием правильно, то на своих листках пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибки пишут ПОВТОРИТЬ физическую карту России.

В листок самооценки ставим заработанный вами балл .

Для того чтобы вспомнить что мы изучали с вами на предыдущих уроках, и перейти к новой теме нам нужно пройти географический светофор. Верно - зелёный свет. Не верно - красный свет. Я зачитываю утверждения, если вы согласны с данным утверждением, поднимаем зеленый свет. Если не согласны поднимаете красный свет.

Утверждения: (слайд 3)

  • План - это чертёж небольшого участка местности. (зелёный)

  • Рисунок и план друг от друга не отличаются. (красный)

  • Масштаб можно записывать цифрами. (зелёный)

  • Условные знаки - это нарисованные знаки, похожие на изображаемый предмет. (зеленый)

  • Карта - это увеличенное изображение земной поверхности. (красный)

  • Зелёным цветом на карте изображают горы. (красный)

  • Синим цветом на карте изображают моря. (зелёный)

В листок самооценки ставим заработанный вами балл .


  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Сегодня ребята, мы с вами начинаем изучать новый раздел, который называется «Земной шар». А какая сегодня у нас будет тема урока, мы узнаем, отгадав загадки. Итак, начнем.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар. (Земля)


Большой подсолнух в небе

Цветет он много лет.

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце).


Украшал ночную синь

Серебристый апельсин.

А прошла неделька только -

От него осталась долька. (Луна).

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА,ХОРОШО УМЕЕТЕ РАЗГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ!

  • О чем же на уроке пойдет речь?

  • Правильно сегодня на уроке вы узнаете о Земле, Солнце, Луне. (запись в тетради числа и темы урока «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне»)


  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель - сегодня на уроке мы должны познакомиться с Землёй, Солнцем, Луной, а также звездами. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос «Для чего нам нужно знать о Земле, Солнце, Луне». Но чтобы нам лучше усвоить материал, немного отдохнем.

Физминутка. (слайд 8)

Поднимает руки класс - это раз

Повернулась голова - это два

Руки вниз вперед смотри - это три

Руки в стороны развернули на четыре,

С силой их к плечам прижали - это пять

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.


  1. Сообщение нового материала.

Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

Материал излагается в виде чередований бесед и рассказа.

Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете можем ли мы без знаний о Земле, Солнце, Луне, звёздах совершить путешествие в космос?

Ученики: без знаний о Земле, Солнце, Луне, звёздах совершить путешествие в космос мы не можем.

Учитель: правильно, но для того чтобы все же совершить это путешествие мы и узнаем, что нас может ожидать в космическом путешествии.

Учитель: Как называется планета, на которой мы живём?

Ученик: Планета Земля.

Учитель: Сейчас каждый человек знает, что Земля - это огромный шар ( ученики записывают в тетрадь)

Учитель: В древности люди этого не знали и не могли объяснить многие явления природы. Постепенно они узнавали о Земле все больше и больше. Нашу Землю окружает космос - бесконечное пространство. Ребята давайте слово космос найдём в словаре учебник и запишем в рабочую тетрадь.

Ученик: Космос - бесконечное пространство, которое окружает землю.

Учитель: Кто мне прочитает, найдя в словаре, что такое атмосфера?

Учение: Атмосфера - слой воздуха, который окружает Землю.

Учитель: Если вы вечером посмотрите на небо, то, что можно увидеть на нём?

Ученик: На небе вечером можно увидеть звёзды.

Учитель: Звезды - это огромные раскалённые светящиеся шары. (ученики записывают в тетрадь) Звезды бывают разные по размеру (великаны, карлики), по цвету (белые, голубые, красные), и движутся они все очень быстро. ( записываем в тетрадь) Ближайшая к Земле звезда - это Солнце (ученики записывают в тетрадь). Солнце во много раз больше Земли. Земля вращается вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один год. Значит, за сколько дней осуществляется оборот Земли вокруг Солнца?

Ученик: Полный оборот Земли вокруг Солнца проходит за 365 дней.

Учитель: Что дает Земле Солнце?

Ученик: Солнце дает свет и тепло Земле.

Учитель: Вокруг Земли вращается Луна, её называют спутником Земли. На Луне нет воды и воздуха, там нет жизни.

Кроме Земли, вокруг Солнца движутся и другие планеты. Солнце + планеты = Солнечная система ( ученики записывают в тетрадь). Как называется наука, которая изучает Солнце, звезды и планеты? Прочитайте на странице 92 учебника 3 абзац и ответьте на этот вопрос.

Ученик: Наука, которая занимается изучением Солнца, звёзд, планет называется астрономия.

Учитель: Самые точные сведения о Земле, космосе ученые получают с помощью телескопов и спутников.

Таким образом, наша планета - Земля. Имеет форму шара. Вращается вокруг Солнца. Луна - спутник Земли, вращается вокруг Земли. Солнце + планеты = Солнечная система.

Учитель: А теперь ребята для того чтобы хорошо закрепить новый материал давайте проведём с вами комментированное чтение параграфа по цепочке. И после чтения текста выполним задания на карточках:

Карточка 1

Солнце - это……………………. (комета, планета, звезда). Солнце - раскалённый, огненный………………(мяч, шар, куб). Солнце светит……………………….(отраженным, собственным) светом. Солнце намного …………………..(больше, меньше) Земли.



После выполнения задания ставим балл в листок самооценки.

Учитель: давайте вспомним тот вопрос, который мы задавали в начале урока и ответим на него.

Вопрос: Для чего нам нужно знать о Земле, Солнце, Луне.

Ответ: людям нужно знать о Земле, Солнце ,Луне для того чтобы:

  • Заниматься скотоводством и земледелием;

  • Знать когда наступят весна и лето, зима, осень;

  • Какая будет осень;

  • Много ли будет снега;

  1. Домашнее задание.

Страница 91 - 93, составить рассказ «Путешествие в космос», используя слова: атмосфера, Солнце, Луна. Планеты, шар, космос, галактика, звезды.

  1. Закрепление полученных знаний.

Цель - закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

Методы: разгадывание кроссворда.

Учитель: я буду зачитывать предложения, а вы должны будете узнать и найти с помощью учебника и тетради ответ.

Вопросы:

  1. Наука, которая изучает Солнце, звезды и планеты.

  2. Холодное, остывшее небесное тело.

  3. Бесконечное пространство, которое окружает Землю.

  4. Чем является Луна по отношению к Земле.

  5. Самая большая звезда в космосе.

  6. Какую форму имеет Земля.

  7. Как называется спутник Земли.










А

С

Т

Р

О

Н

О

М

И

Я

П

Л

А

Н

Е

Т

А




М




К

О

С

М

О

С



С

П

У

Т

Н

И

К


Ф



С

О

Л

Н

Ц

Е



Ш

А

Р



Л

У

Н

А










В листок самооценки ставим заработанный вами балл .


  1. Рефлексия.

Цель - сделать выводы и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового они узнали на уроке. Вопросы на понимание изученного материала.

Учитель:

  1. Что мы сегодня с вами делали на уроке? (путешествовали в космос).

  2. Зачем мы это делали? (чтобы знать, что находится за пределами нашей планеты, и как она выглядит в космическом пространстве).

  3. Как мы это делали? (слушали рассказ учителя, находили информацию в учебнике, выполняли самостоятельную работу).

  4. Что же у нас получилось? (мы узнали что Земля - шар, Солнце - самая большая звезда, вокруг Солнца вращаются планеты, Солнце + планеты = солнечная система).

Учитель: В завершении нашего урока я предлагаю вам заполнить «Корзину радости». Если чувствуете себя хорошо, комфортно, то в корзину положите яблоко зелёного цвета, если нет, красного.

Всем спасибо за урок! Работали все очень хорошо!


Литература.

  1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География 6 класс. - Москва: Просвещение, 2009.

  2. Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу Физической географии. - Москва: Просвещение, 2001.


© 2010-2022