Рабочая программа по географии 10-11 классы учебник Максаковского В. П

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Учебный план МОКУ СОШ п. Зенгино на учебный год.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основ­ной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не плани­рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать кур­сом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Учебный план школы отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из 8 разделов «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Современные глобальные проблемы человечества».


Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

1. Знать:

- методы географических исследований и уметь применять их на практике;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов;

- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;

- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;

- географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.

2. Уметь:

- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;

- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;

- оценивать ресурсообеспеченность стран;

- использовать разнообразные источники географической информации.

УМК по данному курсу включает в себя:

  • Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира»

  • Учебник В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. :Просвещение, 2008г

  • Атлас для 10 класса

  • Контурные карты для 10 класса.

Практические работы.

10 класс

№1 «Характеристика ПГП страны»

№2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

№3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

11 класс

№1 «Составление ЭГХ страны»

№2 «Сравнение субрегионов Азии»

№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»



Учебно-тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел1 . Современная политическая карта мира- 5ч.

1-1

Введение. Современная политическая карта мира. Этапы формирования. Международные отношения и изменения в полит.карте мира.

Вводная, обзорная лекция

Знать/понимать:

основные географические понятия и термины; традици­онные и новые ме­тоды географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Т1§1,2


2-2

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориальное устройства стран.

Комбиниров

Т1§3


3-3

Влияние международных отношений на ПКМ. Политическая география и геополитика

Урок-диалог

Т1§4


4-4

Практ. раб. №1 «Характеристика ПГП страны»

практикум


5-5

Зачёт по теме «Современная политическая карта мира»

Урок контроля и коррекции знаний


Раздел 2. Природа и человек в современном мире-6ч.

6-1

Взаимодействие общества и природы. Гео.среда.

Урок-диалог

Знать: особенности Разме- щения основных видов природных ресурсов, их

главные месторождения и территори­альные сочетания.

Уметь: определять

и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тен­денции развития природных, соци-

ально-экономических и

геоэкологических объектов, процессов и явлений; оцени-

вать и объяснять

ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов

мира

Т2§1


7-2

Загрязнение и охрана окружающей среды.

Семинар

Т2§3


8-3

Мировые природные ресурсы. Виды ресурсов. Минеральные ресурсы.

Комбиниров

Т2§2


9-4

Практ. раб. №2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

практикум

Т2§2


10-5

Водные, биологические и рекреационные ресурсы.

Комбиниров

Т2§2


11-6

Зачёт по теме « Природа и человек в современном мире»

Урок контроля и систематизации знаний


Раздел 3. Население мира- 5ч.

12-1

Численность населения мира и ее динамика. Воспроизводство. Демографическая политика

Лекция

Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую

специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы совре-менной урбанизации.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, соци-

ально-экономических и

геоэкологических объектов, процессов и явлений; оцени­вать и объяснять демогра-фическую ситуацию, уровни

урбанизации и территориальной концентрации населения

Т3§1


13-2

Состав (структура ) населения мира. Национальный и религиозный состав.

Комбиниров

Т3§2


14-3

Размещение и миграции населения. Урбанизация

Урок-диалог

Т3§3


15-4

Практ. раб №3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

практикум

Т3§3


16-5

Зачёт по теме «Население мира»

Урок контроля и систематизации знаний


Раздел 4. НТР и мировое хозяйство- 5ч.

17-1

НТР. Характерные черты и составные части

Лекция

Знать: географиче­ские особенности отраслевой и терри­ториальной структу­ры мирового хозяй­ства, размещение его основных отраслей; оценивать и

объяснять территориальную концентрацию производст-

ва, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Т4§1


18-2

Мировое хозяйство. МГРТ.

Лекция

Т4§2


19-3

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Комбиниров

Т4§3


20-4

Факторы размещения производительных сил.

Самост.изуч. темы

Т4§4


21-5

Зачет по теме «НТР и мировое хозяйство»

Урок контроля и систематизации знаний


Раздел 5. География мирового хозяйства- 10ч.

22-1

Общая характеристика промышленности мира

Лекция

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структу-

ры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять террито­риальную концентрацию производст-

ва, степень природных, антропогенных и техноген-ных изменений отдельных

территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социаль­но-экономическими и геоэкологическими объекта- ми, процессами и явлениями,

их изменениями под влия-нием разнообразных факторов; составлять ком-

плексную географи­ческую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их

территориальные взаимо-действия

Т5§1


23-2

Топливно - энергетический комплекс мира. Топливная промышленность

Комбиниров

Т5§1


24-3

Электроэнергетика.

Комбиниров

Т5§1


25-4

Горнодобывающая промышленность. Металлургия .

Комбиниров

Т5§1


26-5

Машиностроение. Химическая промышленность

Комбиниров

Т5§1


27-6

Лесная, легкая, пищевая отрасли

Комбиниров

Т5§1


28-7

Сельское хозяйство. Рыболовство мира

Комбиниров

Т5§2


29-8

География мирового транспорта.

Лекция

Т5§3

30-9

Всемирные экономические отношения.

лекция

Т5§4



31-10

Зачет по теме «География мирового хозяйства»


Урок контроля и систематизации знаний



32

Повторение изученного материала

Комбинированный





33

Итоговая Контрольная работа


Урок контроля и систематизации знаний и умений



34

Всемирное наследие ЮНЕСКО

семинар





Итого

34


3 практические работы

5 зачетов по теме

1 контрольная работа






Учебно-тематическое планирование 11 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Повторение общей характеристики мира.

комбинированный


Записи в тетради


Раздел 6. Основные страны и регионы мира- 27ч

2-1

Зарубежная Европа-6ч

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

Изуч. нового материала

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность

отдельных стран Европы, их демографическую ситуа¬цию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и

производства, степень природных, антропогенных и

техногенных изменений отдельных территорий.

Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы,

простейшие карты,

модели, отражающие географические

закономерности

различных явлений

и процессов, их территориальные взаимодействия

Т6 §1 к/к


3-2

Население Зарубежной Европы

Комбинир

Т6 §1к/к


4-3

Промышленность Зарубежной Европы

Комбинир

Т6 §1к/к


5-4

Сельское хозяйство. Транспорт. Непроизв.сфера. Туризм .

Комбинир

Т6 §1к/к


6-5

Географический рисунок расселения и хозяйства

Лекция

Т6 §2


7-6

Практ. работа №1 «Составление ЭГХ страны»

практикум

Т6 §3


8-7

Зарубежная Азия - 9ч.

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии

Изуч. нового материала

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность от

дельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и

производства

степень природных,

антропогенных и

техногенных изменений отдельных территорий.

Составлять комплексную географическую характеристику стран Азии, Австралии; таблицы, картосхемы, диаграммы,

простейшие карты,

модели, отражающие географические

закономерности

различных явлений

и процессов, их территориальные взаимодействия

Т7 §1 к/к


9-8

Население и хозяйство Зарубежной Азии

Комбинир

Т7 §1 к/к


10-9

Япония : территория, границы, население

Урок-путешествие

Т7 §3 к/к


11-10

Хозяйство Японии

Лекция

Т7 §3 к/к


12-11

Китай. Пути экономического и социального преобразования

Конференция

Т7 §2 к/к


13-12

Индия - «ключевая страна» Зарубежной Азии

Семинар-игра

Т7 §4 к/к


14-13

Новые индустриальные страны Азии

Лекция

Зап.в тетр.


15-14

Практ. раб. №2 «Сравнение субрегионов Азии»

практикум


16-15

Австралия и Океания

Урок-игра

Оценивать и объяснять ре-

сурсообеспечен-ность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбани-

зации и территориальной кон-

центрации населения и произ-водства, степень природных, ан-

тропогенных и техногенных из-

менений отдельных территорий

Т7 §5 к/к


17-16

Северная Америка -4ч

Население и хозяйство США

Комбиниров

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность от

дельных стран Северной Америки, их

демографическую

ситуацию, уровни

урбанизации и территориальной концентрации населения

и производства, степень природных,

антропогенных и

техногенных изменений отдельных территорий.

Составлять комплексную географическую характеристику стран Се­верной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражаю­щие географические

закономерности

различных явлении

и процессов, их территориальные взаи­модействия

Т9§1к/к


18-17

Макрорегионы США.

самост. Изуч.темы

Т9§2к/к


19-18

Канада

Лекция

Т9§3к/к


20-19

Практ. раб.№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»

практикум


21-20

Латинская Америка-3ч

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Латинской Америки

Изуч.нового материала

Оценивать и объ­яснять ресурсообеспеченность от­дельных стран Ла­тинской Америки, их демографиче­скую ситуацию, уровни урбанизации

и территориальной

концентрации насе­ления и производст­ва, степень природ­ных, антропогенных и техногенных из­менений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характери­стику стран Латин­ской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности раз-

личных явлений и

процессов, их территориальные взаимодействия

Т10§1к/к


22-21

Хозяйство Латинской Америки

Комбиниров

Т10§1к/к


23-22

Бразилия

Урок-путешествие

Т10§2к/к


24-23

Африка- 4ч.

Общая характеристика Африки.

Изуч. нового материала

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченност от

дельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных,

антропогенных и

техногенных изменений отдельных территорий

Составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы,

простейшие карты,

модели, отражающие географические

закономерности

различных явлений

и процессов, их территориальные взаимодействия

Т8§1к/к


25-24

Хозяйство Африки

Комбиниров

Т8§1к/к


26-25

Регионы и страны Африки

Семинар

Т8§2к/к


27-26

Тропическая Африка. ЮАР.

практикум

Зап.в тетр.


28-27

Зачёт по разделу «Регионы и страны мира»

Урок контроля и систематизации знаний


Раздел 7. Россия в современном мире-3ч.

29-1

Россия в мировом хозяйстве и МРТ.

Лекция

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию,

уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и

техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для

проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологиче­скими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разно­образных факто­ров. Сопоставлять географические карты различной

тематики

Записи в тетр.


30-2

Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Формы внешнеэкономических связей.

Комбиниров

Записи в тетр.


31-3

Участие России в международных организациях.

Россия и СНГ.

Комбиниров

Записи в тетр.


Раздел 8. Глобальные проблемы человечества- 3ч.

32-1

Глобальные проблемы человечества

Лекция

Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географи­ческой информации, включая карты, статисти­ческие материа­лы, геоинформа­ционные системы и ресурсы Ин­тернета; давать правильную оценку важней­шим социально-экономическим событиям меж­дународной жиз­ни, геополитиче­ской и геоэконо­мической ситуа­ции в России, других странах и регионах мира, тенденциям их возможного раз­вития

Т11§1


33-2

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития

Лекция

Т11§2


34-3

Заключительный урок по курсу экономической и социальной географии мира

Итоговая контрольная работа


Урок контроля и систематизации знаний




Итого

34


3 практические работы

1 зачет по теме

5 проверочных работ

1 контрольная работа































Перечень обязательной географической номенклатуры 10-11 классов:

Страны монархии:

Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Страны с федеративным устройством: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).

Внутриконтинентальные страны

Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.

Типология стран:

Развитые страны: «Большая восьмерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)

Развивающиеся страны: Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.

Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:

Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа-Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршалловы острова, Палау.

Европа: Мальта.

Зарубежная Европа:

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая: ФРГ

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан-Турин-Генуя)

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).

Столицы стран Европы.

Зарубежная Азия и Австралия: Страны и столицы

Города: Шанхай, Осака, Мумбаи, Сидней, Мельбурн

Африка: Страны и столицы.

Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.

США и Канада: Страны и столицы.

Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сан-сан.

Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.

Латинская Америка: Страны и столицы.

Производители:

Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика. Сахар: Куба

Кофе: Бразилия, Колумбия Мясо и пшеница: Аргентина

Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро

Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.

Десять мировых центров: Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны - лидеры по промышленному производству в мире: США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира: США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:

Медные руды: Чили, Перу, Замбия. Олово: Малайзия. Бокситы: Гвинея, Ямайка. Фосфориты: Марокко.



© 2010-2022