Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)

Урок по теме "Япония - страна восходящего Солнца" - это четвертый урок в разделе "Зарубежная Азия". На примере Японии дается характеристика азиатско-тихоокеанской модели развития экономики в условиях рыночных отношений в сравнении с ранее изученными странами Китаем, Индией. На данном уроке учащиеся погрузятся в мир удивительной и загадочной страны. Будут изучены вопросы социально - экономического развития страны, населения, традиции и культура данного народа.Урок построен в технологии развития к...
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»








Методическая разработка урока

по географии

Тема: «Япония - страна восходящего солнца»

класс: 11




Автор: Яценко

Светлана Анатольевна

учитель географии



















с. Каразей


Тема: Япония - страна восходящего солнца.

Цели урока:

образовательные: 1.Определить экономико-географическое положение Японии, природные условия и ресурсы.

2. Обеспечить обучающимся усвоение знаний о населении и хозяйстве страны, особенностях уклада жизни, традиций,

3. Создать образ Японии через средства наглядности, иллюстративный материал, работу с картами.

развивающие: 1. Развивать творческую самостоятельность обучающихся через использование ИКТ ресурсов.

2. Развивать навыки работы с картой, умение сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать.

3. Развивать умение организовать учебное сотрудничество со сверстниками

4. Развивать умение осознанно использовать речевые средства

воспитывающие: Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технология: Технология развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, проблемный, синтез, прогноз.

Оборудование: политическая и экономическая карта Японии, атласы, флаг, японская музыка, презентация, видеофрагмент о Японии, материалы из Интернета по Японии, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Основная деятельность

Приемы работы

1.Организационный момент (1 минута)


2.Целеполагание и мотивация

( 1 мин)



3. Стадия вызова (актуализация знаний)

(5 минут)






4. Стадия осмысления и реализации (25 мин): 3 мин



2 мин

3 мин


1 мин








3 мин



5 мин




1 мин




(7 мин)





5. Рефлексия

(5 мин)














3 мин


6. Домашнее задание

-Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите в окно, какая сегодня хорошая погода: светит солнце, на душе радостно и легко, вот также и легко должен пройти у нас урок. Сегодня на уроке нам предстоит очень насыщенная и плодотворная работа. Поэтому приступим.

Сайонари! Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем погрузиться в мир другого народа. Мы побываем в стране, которую называют очень странно «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Так что же это за страна?

- Правильно, речь пойдет о Японии.

Я хочу сейчас обратиться к вам за помощью. Ведь на самом деле вы так много знаете о Японии, сами того не осознавая.

У вас на столах лежат карточки (Приложение 1). Подумайте, пожалуйста, и напишите:

1 существительное

1 прилагательное

1 глагол

1 предложение, которое у вас ассоциируется со словом Япония.

Заслушиваются высказывания

Посмотрите, как много вы знаете, мы можем назвать эти слова символами Японии. А какие цели вы ставите сегодня на уроке перед собой?

Обобщение учителя: Действительно, сегодня мы с вами на уроке познакомимся с особенностями ЭГП Японии, природными условиями и ресурсами, бытом, обычаями и нравами ее удивительных жителей, приобщимся к ее культуре. А будем мы с вами гайдзинами - так называют японцы иностранцев, прибывших в страну. Итак, перед вами Япония.


  1. Визитная карточка страны

Используя разные источники географической информации, давайте составим визитную карточку нашего соседа (Приложение 2)


  1. Особенности населения страны.

Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.

Задание: Используя текст учебника и раздаточный материал, составить кластер (Приложение 3).

Как вы уже знаете, Япония замыкает «первую десятку» стран мира по численности населения. Нам предстоит решить вопрос: «Почему японская нация - самая здоровая в мире?

Почему японцы живут долго?

Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Причины долгожительства кроются в правильном, мудром отношении японцев к своему здоровью.

  1. Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно.

2 Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность.

4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

А над чем из всего сказанного следует задуматься каждому из нас?

Почему мы так не умеем жить, ведь 4 из 5 принципов зависят от нас самих?

Вывод: Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. Это должны понять и россияне, чтобы не происходила депопуляция в нашей стране.


  1. Особенности культуры.

Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока - айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, оригами и т. д.

(Ребята просматривают видеоролик, на фоне которого учащиеся делают сообщения, Приложение 4)

ФИЗМИНУТКА

« Приветствие по японски» ( наклоны туловища под углом 45, 30 и 15 градусов )

Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45?, коллеги кланяются друг другу под углом 15?, встречают клиентов под углом 30?, ученик кланяется учителю под углом 48? и если ученик вырос и стал, к примеру, премьер-министром страны, он при встрече с учителем кланяется под тем же углом - значит каждому свой «угол». Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.


  1. Особенности экономики страны.

Япония - страна, стоящая на постиндустриальном этапе развития.

Каким же образом, имея такие скудные ресурсы, Япония стала лидером в экономике современного мира? Чем обусловлено «экономическое чудо» Японии? Что такое «японская модель» развития экономики?

1 группа: Японская модель развития экономики (прием «Инсерн»)

2 группа: По экономической карте определите:

  1. Какие отрасли развиваются?

  2. какие отрасли можно назвать отраслями специализации?

  3. Центры промышленного производства страны?

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Японское экономическое «чудо» произошло после 2 мировой войны, в которой страна потерпела поражение, выступив союзницей фашисткой Германии, перенесла ядерную бомбардировку и сумела перестроить свою экономику в рекордные сроки и стать страной «большой восьмерки», мировым лидером.

«Экономическое чудо» постепенно сошло на нет, темпы социально-экономического развития страны замедлились. Японское «экономическое чудо» сейчас называют японским парадоксом.

В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?

постиндустриальная за короткий срок;

крупнейший экспортер при недостатке ПР;

нация здоровых людей при острых экологических проблемах;

очень верующая нация при научных достижениях;

свято почитают традиции и обычаи при большой урбанизированности (76%);

практически единственная империя в мире.

Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины и они определяют последствия. Я называю причину, а вы называете следствие.

Причины и следствия:

нехватка природных ресурсов - новые технологии;

менталитет - высокая квалификация;

суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами - трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость;

запрет на вооружение - перестройка экономики, реорганизация;

новые технологии - высокий уровень образования.

Вернемся к тем целям урока, которые вы ставили пере собой в начале урока. Как мы их выполнили?

А сейчас оцените работу своей группы. Что вам помогало в работе, что мешало?

У японцев есть традиция дарить журавликов. Считается, что он принесёт людям счастье. Давайте изготовим таких журавликов и вы подарите их своим близким.

(Приложение 5)

размышление на тему «Японская трагедия 11 марта 2011. Взрыв на Фукусиме.

Вот и закончился наш урок. Спасибо вам за работу. Конничива! До свидания!







Индивидуальная работа

Прием «Ассоциация»


Обучающиеся формулируют цели урока




Работа в паре




Работа в группе

Прием «Кластер»

Прием «Корзина идей» (обучающиеся высказывают идеи на поставленный вопрос)

Сообщение обучающегося









Обсуждение



Просмотр видеофильма








Работа в группах. Приемы: «Мозговой штурм», «Инсерн»








Прием «Верите ли вы, что…»






Прием «Перепутанные логические цепочки»



Самооценка работы групп и каждого члена в отдельности


Изготовление журавликов

Приложение 4

Чаепитие

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней - старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.

Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок - растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

Созерцание мира одна из черт японского народа. К нему можно отнести и выращивание бонсай и составление икебаны.

Бонсай

Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них - бонсай - миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.

Икебана

Икебана - приблизительный перевод искусство составления цветов. Это целая наука. Её преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара - тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. В основе лежат три линии символизирующие Небо. Человека и Землю. Икебана это не просто букет - это символ.

Кимоно

Кимоно переводится с японского, как одежда. Кимоно - это японский национальный костюм. Его и сегодня в праздничные дни носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству, одно на всех: нет различий - мужское или женское. Кимоно - одежда, которая никогда не выбрасывается.

Японский дом

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.

Дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены раздвигаются, как дверцы книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят и обедают, а ночью - спят. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому подадут вместо вилки две палочки. В Японии ежегодно покупают 11,3 млрд. деревянных палочек, используют только один раз, а потом выбрасывают. Вместо стульев мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем. Что мы называем сервизами. Приезжие удивляются, что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей иметь одну и ту же роспись на тарелках и чашках. А станут гости уходить, хозяева им подарят птичку- журавлика. Считается. Что он принесёт людям счастье.









Приложение 1



Ассоциация «Что я знаю о Японии»


существительное


прилагательное


глагол


предложение











Приложение 2

Визитная карточка страны


Название


Столица


Тип территории


Состав территории


Площадь


Численность населения


Государственный язык


Денежная единица


Форма правления


Глава государства


Государственное устройство


Национальный состав


Религиозный состав










Приложение 3

Особенности населения

Задание: Используя текст учебника и раздаточный материал, составить кластер

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)


Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.

-Япония - первая страна Азии, которая перешла к первому типу воспроизводства населения. Занятия по планированию семьи ведутся в стране уже в старших классах.

Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:

1 этап - до 5 лет. Ребёнок - «бог» - ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.

2 этап - до 14 лет. Ребёнок - «раб» - он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.

3 этап - от 14 лет. Ребенок - «друг» - с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.

Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000). Японские женщины живут в среднем 85 лет, а мужчины - 78. Япония - одна из крупнейших держав мира с множеством заводов, городов, автомобилей. Это все не улучшает экологическую ситуацию. Японцы приучены работать на «износ» и тем не менее живут дольше всех.
По данным Министерства здравоохранения Японии, «живучесть» японцев объясняется очень низким уровнем заболеваемости атеросклерозом (атеросклероз - причина смерти №1 в мире, вызывает инфаркт, инсульт). Проведенные исследования показывают, что от страшных болезней японцев спасает рыба. Значительная ее часть употребляется в сыром виде. Не обработанная термически рыба богата омега-3 жирными кислотами - соединениями, защищающими сосуды от атеросклероза.

Средняя плотность населения: 336 чел./км2, а по тихоокеанскому побережью от 1до 8 чел./м2;

Урбанизация: 77 %;

Приложение 5

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)

Урок географии по теме Япония - страна восходящего солнца (11 класс)


Самоанализ урока


Урок по теме «Япония - страна восходящего солнца» - это 4 урок в разделе «Зарубежная Азия». На примере Японии дается характеристика азиатско-тихоокеанской модели развития экономики в условиях рыночных отношений в сравнении с ранее изученными странами Китаем, Индией. Рассматривая особенности ЭГП и ПГП, населения, хозяйства и внешнеэкономических связей Японии на основе различных источников географической информации, обучающиеся должны убедиться в специфике хозяйственного уклада страны (экономического парадокса) при условии дефицита природных ресурсов.

Урок проводится в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ. Согласно СанПинов, мультимедийное сопровождение (презентация) используется только в начале урока в течение 5 минут, в середине урока просматривается видеофрагмент, продолжительностью не более 5 минут.

Реализация целей урока достигнута на основе овладения в режиме «само» новой информацией по Японии через развитие у обучающихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, самостоятельное добывание знаний на основе использования информационных технологий и приемов технологии развития критического мышления.

Изучение материала сопровождалось быстрыми сменами видов деятельности. Использовалось опережающее домашнее задание.

В ходе урока использовалась динамическая пауза, сочетающая тему урока. В течение урока наблюдалась правильность посадки обучающихся.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения комплексной экономико-географической характеристики страны с использованием различных источников географических знаний

Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения обучающихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия.




© 2010-2022